Развитие духовного мира ребенка в начальной школе

Развитие духовного мира ребенка в начальной школе thumbnail

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Анализируя современное состояние общества, своей главной задачей ставлю формирование духовного мира ребенка. Духовный мир человека — эта та первооснова, которая в течении всей его последующей жизни определяет интеллект, рациональное, умственное осмысление окружающей действительности, руководит каждым действием или совершаемыми поступками. Формирование духовного мира невозможно без развития эмоций-переживаний человеком своего отношения к действительности.

На всех уроках я не только формирую знания, умения и навыки, но всегда продумываю проблему воспитания чувств детей: интереса, радости, удивления, горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда. Но чувствует ребенок не так, как взрослый. Значит, я должна не только осознавать, но и чувствовать так, как ребенок: по детски вместе с ним радоваться и горевать, любить и ненавидеть, обижаться и стыдиться, бояться и верить, и на основе чувств формировать интеллект.

Обучение в игровой форме, воздействующее на чувства ребенка, вовлекает его в активный мыслительный процесс. Этому способствует сохранение интереса на протяжении всего урока.

Урок чтения. Выявляя первоначальное восприятие текста учащимися, я использую не словесную форму беседы, а прием обратной связи, с помощью карточек, изображающих основные человеческие чувства (мимика лица).

На этих уроках я использую воспитательный потенциал художественных текстов. Большую работу по воспитанию чувств я провожу на уроках обучения выразительному чтению лирических произведений.

Урок математики. Казалось бы, как можно воспитать чувства на уроках математики? Чувство взаимопомощи, при работе в парах, чувство радости от маленьких открытий, совершаемых на уроке, интерес от встречи со сказочными героями, от решения логических задач и др. — все это воспитывается мною. Продуктивной работе на уроке во многом способствует использование сигнальных карточек.

Используя нестандартные формы уроков: урок-соревнование, урок-путешествие, урок-встреча со сказочными героями, урок-спектакль, я продумываю режиссуру каждого урока так, чтобы добиться устойчивости психических процессов на протяжении всего урока. Взяв сюжет сказки, игры я веду его через весь урок.

Игровая форма урока на каждом его этапе позволяет мне воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребенка, при этом воспитываю положительные эмоции и снимаю отрицательные (страх, неуверенность, обида, тревожность). Таким эмоциям не должно быть места на уроке. (Не успел -сделаем вместе, не тороплю детей. Не ставлю неудовлетворительных оценок).

1) За пять «солнышек» в тетради, а так же за работу на уроке, ребенок получает одно «большое солнышко». За пять «больших солнышек» -картинку, которую нужно раскрасить. Таким образом, в классе с первых дней витает соревновательный дух — «кто соберет больше картинок?»

  1. Так как тетради — это наш молчаливый диалог с детьми, то иногда
    стараюсь оценить не всю работу, а лишь только удачи. Я радуюсь за то, что получилось. Либо заключу одну букву, слово в «солнышко» или «облачко», либо подчеркну и напишу слова одобрения.

  2. В обложки самых аккуратных и красивых тетрадей помещаю героев
    сказок и мультфильмов. Пусть они улыбаются детям и радуют глаз!

4) Считаю также, что доброе слово учителя — лучший подарок ребенку. В тетрадях учеников моего класса можно причитать: «Молодец!», «Умница!», «Умничка!», «Рада за тебя». Такие приемы оценивания вызывают у детей чувства радости и успеха.

В своей работе я опираюсь на принципы щадящей педагогики, потому что я всегда хочу, чтобы школа приносила детям радость. А радости без успехов, конечно, не бывает.

Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и учебный процесс, и процесс формирования личности.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчения, это уроки письма в первом классе. Нужно каждый раз усваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Обучая детей письму, я применяю метод письма с «секретом» Веры Алексеевны Илюхиной. Так почему же я решила формировать каллиграфические навыки письма по этой методике, в основе которой лежит написание буквы «И»? А обучение письму по системе Илюхиной помогает мне получить не только хорошее качество работ, но и грамотное письмо. Дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появляется желание учиться (потому что получается). Рождается радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.

Кроме этого, почерк, без сомнения, отражает характер. Например, маленькое расстояние между буквами (кажется, они вот-вот склеятся) может говорить о некотором страхе, скрытности, недоверчивости.

Обучая искусству писать четким, красивым почерком, я воздействую на ребенка и в воспитательном плане. Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму по методу В.А.Илюхиной.

Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты. Поэтому я посчитала самым важным в своей работе воспитание доброты у детей. Достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого — вот те маяки, на которые мы с детьми постоянно равняемся. Стараюсь ненавязчиво говорить о доброте, через сказку, пытаясь разбудить, открыть сердце ребенка. Сказка — это урок на всю жизнь. Маленькие дети глубоко сочувствуют персонажам сказки. Особая сказочная форма доступна пониманию ребенка, сказка будит чувства. Одно дело сказать ребенку: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое дело, когда ребенок переживает вместе с Крошечкой-Хаврошечкой злобу других людей и думает: «А наклонилась бы ко мне

яблонька?». Это уже первая попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так.

В первом классе всегда провожу экскурсию «Не ломай веточку». Дети знакомились с деревьями и кустарниками, произрастающими на территории школы. Во время экскурсии я обращала внимание детей на сломанные ветки деревьев, на надрезы на стволах и на полностью загубленные растения. Предлагая поставить себя на место этого растения, я хотела, чтобы дети ярче представили себе, как больно деревьям, ведь сломаны их «руки». Я говорила: «Деревья плачут, посмотрите внимательно». И на самом деле в месте надреза, на коре ребята находили капли сока, словно слезы. Я учила жалеть деревца. И они, эти маленькие существа, тянули свои крохотные ладошки, гладили покалеченные растения, шептали слова успокоения. После этой экскурсии мы с ребятами сделали вывод о бережном отношении к природе. До сих пор можно услышать из их уст: «Елена Геннадьевна, посмотрите! Березка плачет, ей больно» или «Не трогайте этот кустик, представьте, что вам руку ломают».

Большое внимание в классе я уделяю вопросам дружбы: ведь очень многое зависит от того, как сложатся у ребенка взаимоотношения со сверстниками в школе. Я стараюсь помочь ребенку понять одну простую мысль: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Учебный день в школе начинаю с Минутки Доброты. Это Минута напоминание о чутком отношении друг к другу, о взаимопомощи поведении детей. Иногда читаю небольшие стихи или включаю музыку, настраивающую на работу в классе.

Но нужно не только расширять, углублять и усиливать сферы переживания, но и подчинять эмоции, чувства, настроения сознательной регуляции, уметь владеть своим поведением. Дети видят, что в человеке могут быть плохие и хорошие качества. В первом классе я провела с детьми беседу о двух Гномиках: «Когда рождается человек, то вместе с ним появляются два гномика — добрый и злой. Если человек обижает других людей, злится, то злой гномик радуется, а добрый — плачет. Но если человек помогает другим людям, то радуется добрый гномик. Какой гномик радуется чаще, добрый или злой, таким человеком (добрым или злым) он вырастет. Это зависит, ребята, от вас». Сначала я сама напоминала им о гномиках, спрашивала: «Какой гномик радуется?» Потом дети начали обращать внимание на других детей, оценивать их поступки. Все это помогло им оценивать свое поведение. Каждый ребенок решает для себя сам, каким лучше быть: честным или лживым, жадным или бескорыстным, капризным или послушным, ленивым или трудолюбивым. Видит, как к нему относятся люди, будь он тем или другим. Дети должны понять, как важно соблюдать « чистоту своего внутреннего жилища». Воспитание стремления «чистить свой дом, наводить в нем порядок», приумножать свои положительные качества и избавляться от плохих — залог успешного формирования духовности маленького человека, нравственности его поведения.

Эффективность моей воспитательной работы во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа.

Знакомство с учениками я начала с анкеты, которую по моей просьбе мамы и папы заполняли перед началом учебного года. Анкета представляла собой альбомный лист, на котором наклеен силуэт человечка. Силуэт синего цвета для родителей мальчиков, а силуэт зеленого цвета родителям девочек.

Дополнительно раздала листочки, на которых были написаны различные черты характера человека. Я попросила родителей написать с левой стороны от силуэта самые хорошие черты характера своего ребенка, а с правой — что бы они хотели развить, сформировать в характере их ребенка. Эти анкеты помогли мне составить приблизительный портрет моих будущих учеников. И я узнала, что среди них много ранимых, обидчивых детей. Я узнала, какими хотят видеть детей их родители.

Я стараюсь воспитывать у детей заботливое отношение к своим родителям. Среди детей было проведено анкетирование по следующим вопросам:

  • Любишь ли ты свой дом, своих родных — маму, папу? Почему?

  • Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как заботишься о них?

  • Какого человека можно назвать заботливым?

  • Надо ли тебе заботиться о других?

После такого анкетирования я подвела итоги: многие дети не помогают своим родителям, не могут объяснить, кто такой заботливый человек. Это помогло мне поставить задачи по воспитанию у детей чувство заботы, помощи родителям. Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, я сделала последний день учебы днем открытых дверей для родителей. К этому дню мы с детьми тщательно готовимся. Родители увидят, что дети учатся здесь не только писать, читать и считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. Да и у детей этот день вызвал чувство огромной радости, они как бы утвердились в глазах родителей: «Я тоже работаю, я ученик».

Я работаю по авторской программе «русский фольклор». Изучая в практическом преломлении малые и большие жанры устного народного творчества, я воспитываю чувство любви к Родине, чувство любви к родному языку, к истории своего народа. Учу детей сочинять загадки, частушки, инсценировать сказки, вместе разучиваем русские народные песни, знакомимся с декоративно-прикладным искусством нашего народа.

Одна из любимых детьми форм деятельности на этих занятиях — игра на деревянных ложках, игра в ансамбле. Она сплачивает детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость. Создание ансамбля ложкарей — очень сложное трудоемкое дело, но весьма нужное. Сначала дети учатся хлопками передавать ритмический рисунок знакомых песен, затем учимся пользоваться ложками. У ребят не сразу получается чистое звучание, ложки выскальзывают. Сначала объясняю, как держать ложки, затем отрабатываем звук, который получается при ударе ложкой о ложку; он должен быть звонким, чистым. Но одного умения играть на ложках мало. Нужно учиться играть в ансамбле, т.е. играть одновременно, четко и красиво выполнять движения, значит нужно чувствовать, видеть рядом сидящего.

Таким образом, игра в ансамбле заметно изменяет детей: они становятся внутренне сдержаннее, духовно богаче, активизировалось их внимание, творческая инициатива, улучшилась музыкальная память. Многие стали более спокойными, дисциплинированными, уравновешенными.

Заключительным этапом моей работы по этой программе послужило создание кукольного театра, который явился интегративным элементом творческой деятельности детей. Здесь они проявили себя и как художники, и как литераторы, как актеры, и даже композиторы. В процессе занятий дети сами изготовляли афиши, декорации, реквизит, а главное кукол, их костюмы. Сначала спектакль по русской народной сказке «Колобок»

был показан родителям на выпускном вечере, а потом и малышам — первому классу в День Знаний.

Использование кукольного театра в школе способствует воспитанию гармонически развитой личности школьника.

И вообще, спектр применения работы с куклами безграничен. Куклы могут быть использованы не только на уроках по изучению «русского фольклора», но и на уроках обучения грамоте, математики, изобразительного искусства и других предметах.

Все зависит только от творчества самого учителя. Все вместе эти формы работы способствуют развитию национального самосознания личности в дальнейшем.

Я считаю, что учитель должен быть солнцем, изучающим человеческое тепло, должен быть почвой, богатой разнообразными человеческими чувствами и сеять знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах.

Люди добрые! Будьте добрее

Самых добрых на свете людей.

Доброта — это тоже идея,

Может, главная из идей.

Головенчиц (белорусский поэт)

Источник