Развитие детей первого года жизни в доме ребенка
Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.
Содержание статьи
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Базовые навыки
В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:
Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.
- При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
- Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
- Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
- Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
- Умеет самостоятельно садиться.
- Пытается произносить слова (гулит).
«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»
Физиологические изменения
Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.
У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.
Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:
Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.
- Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
- Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.
Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Физическое развитие
К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.
Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:
Ходить по ступенькам с помощью взрослых.
- Спускаться с дивана, кресла или кровати.
- Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
- Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
- Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.
В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.
Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.
Моторика и психика
Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:
Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
- Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
- Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
- Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
- Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
- Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
- Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
- Берет игрушки указательным и большим пальцами.
- Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
- Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
- Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
- Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
- Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
- Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.
Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.
В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.
Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.
Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.
Речевые особенности
При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.
Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:
- Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
- Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
- Понимает слова «нельзя», «да», «можно».
Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.
Проявление самостоятельности
В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.
Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.
Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.
Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.
Детский режим
После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.
Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.
Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.
Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.
Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами
Упражнения для первого шага
Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.
Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.
«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»
Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.
Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.
- Маска ежедневная, экологичная HD печать;
- Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
- Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
- Более 100 интересных дизайнов ;
- Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
- Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
- ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.
Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha
Статьи по теме, которые вас заинтересуют:
Как убрать растяжки после родов в домашних условиях
Сокращения матки в послеродовой период
Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение
Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений
Источник
Кузнецова Ирина Алексеевна
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей первого года жизни в условиях Дома ребенка
Воспитание ребенка с первых дней жизни необходимо организовать правильно, тогда он будет хорошо, правильно развиваться, будет активен, жизнерадостен, у него вовремя будут формироваться положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническому уходу.
Туалет новорожденного малыша проходит ежедневно, начиная с умывания лица ваткой, смоченной в кипяченой воде, затем проводят туалет глаз, носа, ушей, кожи. Подмывание ребенка осуществляют при каждой смене памперса. Купают новорожденного ежедневно. Во всех режимных процессах с малышом ласково разговаривают, называют все, что делают. Тем самым предупреждают ребенка, что будет дальше. Все процедуры в режимных процессах выполняют осторожно, бережно, аккуратно, чтобы не вызвать неприятных ощущений у ребенка.
Особое внимание уделяют подготовке детей к навыку опрятности. С 7-8 месяцев начинают давать в руку ребенка корочку хлеба. С этого времени перед каждым кормлением моют детям руки, учат протягивать руку к воде. С момента, когда ребенок сам научился садиться и сидеть его начинают высаживать на горшок. Время высаживания в соответствии с потребностями ребенка. Побуждение к просьбе проситься на горшок. Далее, формирование умения спокойно сидеть на горшке. Строго соблюдать требования индивидуального подхода. К концу первого года жизни многие дети редко бывают мокрыми.
Учим детей проявлять активность при одевании и раздевании в посильных по возрасту им действиям (например, протягивать руку при надевании и снимании кофты).
Дети очень любят купаться (это мытье в ванной и купание в ванне
«джакузи»). У каждого ребенка имеется индивидуальное полотенце, одноразовая мочалка. В ванной комнате есть игрушки, с которыми дети любят мыться. Во время купания необходимо ласково разговаривать с малышом, называя все что делаем. Читать потешки и стихи.
При кормлении учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его режим. Дети из рожка кормятся только на руках. Кормление идет не спеша, а после кормления детей держат в вертикальном положении на руках для профилактики срыгивания. Дети, которые не умеют сидеть, при кормлении с ложки, кормятся в специальных стульях. Взрослый сидит напротив ребенка. В процессе кормления соблюдаются постепенность, постоянность и последовательность. Взрослый должен уметь читать сигналы детей. Соблюдать принцип «забота с уважением». Прежде чем взять следующего малыша для кормления, уже накормленного ребенка занимают игрушкой, другим меняют позу и игрушку. В результате этого настроение у детей положительное, они активны, эмоциональны и заняты игрушками.
Во время бодрствования необходимо следить за внешним видом детей, их настроением и вовремя менять вид деятельности. Очень важно разговаривать с ребенком, называя его по имени.
При правильной организации режима к году дети проявляют активность во всех режимных процессах. Они не боятся воды, спокойно протягивают руки к ней для мытья рук, спокойно и с результатом сидят на горшках. Спокойно относятся к обработке носа, ушей. Так у детей формируется навык опрятности.
Учитель-дефектолог И. А. Кузнецова.
Источник
Людмила Исаева
Консультация «Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка»
Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка
Значительная часть воспитанников домов ребёнка имеет органические поражения центральной нервной системы, отмечается задержка психомоторного развития. Задержка психомоторного развития детей первого года жизни выражается в нарушении последовательности и сроков формирования ориентировочных реакций, эмоций, движений, навыков.Рядом авторов: Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Н. М. Аксаринова и др., определены нормативы нервно-психического развития детей на разных возрастных этапах, основные принципы контроля за психофизическим развитием, содержание, методы и приёмы педагогической работы с детьми раннего возраста. Анализ литературы показал, что содержание, методы и приёмы обучения и воспитания, разработанные для нормально развивающихся детей первых лет жизни, не могут быть в полной мере использованы в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. Решающее влияние на развитие теории и практики отечественной дефектологии оказали работы выдающегося учёного Л. С. Выготского и его последователей (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. И. Лисицына и др).
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в охране жизни и здоровья детей и развитии и коррекции движений ребенка.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
* Развитие эмоционально- двигательной активности;
* Развитие тактильных ощущений;
* Стимуляция и коррекция общих движений;
* Симуляция и коррекция движений руки;
* Формирование зрительно- двигательной координации.
Коррекционно-развивающая работа имеет комплексный характер. Одновременно с развитием движений осуществляется развитие эмоций ребёнка, речь, зрительное и слуховое восприятие. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности – эмоциональное общение ребёнка со взрослым.
Опора ведётся на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора, задействуется одновременно зрительный, тактильный, слуховой. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных приёмов работы:
• Тактильно – кинестетические (захватывание, ощупывание);
• Двигательно-кинестетические (пассивные и активные упражнения); Подражательные упражнения ;
• Многократные повторения практических действий ;
• Использование художественного слова (потешки, стишки и т. д.).
Основным методом обучения детей первого года жизни (особенно первого полугодия) является непосредственно воздействие взрослого на ребёнка: воспитатель кладёт ребёнка на живот или даёт ему игрушку и др.
Во втором полугодии возрастает роль показа: воспитатель катает мяч, вкладывает шарик в миску, а ребёнок действует, подражая ему. Обязательным компонентом всего процесса коррекционно-развивающей работы является речь взрослого. Все занятия носят эмоциональный характер.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется с использованием всех моментов общения взрослого и ребенка,а также систематически проводятся специальные занятия: гимнастика, игровые упражнения, направленные на развитие общих движений, движений руки и тактильных ощущений. Специализированные занятия проводятся с детьми с уровня этого возраста индивидуально в ежедневном режиме. Одновременно с несколькими детьми старше 6 месяцев проводятся специальные занятия, когда у них накоплен опыт двигательных умений. Индивидуальные занятия осуществляются в каждый отрезок времени бодрствования ребенка, чередуя их с самостоятельной деятельностью. Длительность занятий составляет 5 минут.
Планируются индивидуальные занятия отдельно для каждого ребёнка или для подгруппы детей близких по уровню развития и по мере усвоения ребёнком умений программа занятий усложняется. Коррекционно-развивающую работу строим с учётом не только возраста, но и фактического уровня развития каждого ребёнка, его индивидуальных особенностей. Если ребёнок имеет задержку психомоторного развития, то, прежде всего работаем над теми движениями, в которых он отстаёт и теми, которые должны быть развиты в этом возрасте, после этого закрепляем движения, которыми ребёнок уже овладел. Использование в своей работе с детьми современных методик развития для детей первого года жизни известных педагогов: И. В. Мальцевой, А. Прокофьевой, И. Самойленко, Ю. А. Разенковой, Л. Н. Павловой, Е. М. Мастюковой – позволяет получить положительную динамику в развитии детей.
Литература.
1. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: 2006.
2. Доскин В. А., З. С. Макарова, Р. В. Ямпольская, Л. Г. Голубева, К. Л.
Печора, Э. Л. Фрухт. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка.М:,2007.
3. Мальцева И. В. Развивающие игры для малышей. От рождения до 3 лет.СПб: Издательство группа «Азбука-классика», 2009
Источник