Изучение развития ребенка дошкольного возраста

Изучение развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Основной
целью специального психологического
исследования ребенка дошкольного
возраста
является
получение данных, характеризующих:

познавательные
процессы;

эмоционально-волевую
сферу;

предречевое и
речевое развитие;

двигательное
развитие.

Прежде
чем приступать к диагностике психического
развития ребенка, обязательно следует
убедиться, что у него нет грубых дефектов
зрения и слуха. Чтобы проверить слух
ребенка,
следует организовать какую-нибудь его
деятельность, а затем встать у него за
спиной
на расстоянии 6 м и постучать в барабан,
посвистеть в свисток, позвать шепотом,
тихой
речью, громко высоким голосом, громко
низким голосом. Нормально слышащие дети
должны
отреагировать на эту стимуляцию.

К
числу симптомов снижения зрения можно
отнести: приближение картинок или
предметов
вплотную к глазам, игнорирование мелких
предметов или изображенных на картинках
мелких деталей.

При
диагностике особенностей познавательной
сферы детей этого возраста в центре
внимания
исследователя находится анализ выполнения
отдельных заданий как отражение
психической
деятельности ребенка. Причем важен не
столько результат, сколько возможность
организации деятельности по выполнению
задания. При этом учитывают:

  • степень
    необходимой организации и контроля за
    деятельностью ребенка со стороны
    взрослого;

  • понимание и
    принятие инструкции;

  • способность
    к организации целесообразного поведения,
    особенно для тех случаев, когда
    цель непосредственно не задана;

  • выбор
    действия или системы действий по
    достижению конкретного результата и
    по исправлению
    допускаемых ошибок.

Обращают
внимание на заинтересованность ребенка,
его активность, возможность совместных
действий, реакции на неудачу, обучаемость.

При
психологической диагностике детей с
нарушениями интеллекта, речи, анализаторов
применяются
задания с кубиками, в том числе простые
задания с кубиками Кооса, с геометрическими
фигурами, с соотнесением предметов по
форме, цвету, величине, речевые задания,
разработанные логопедами для оценки
уровня речевого развития ребенка,
задания на
исследование различных видов мышления
и т. д.

В
приложении , 1, 2, 3 представлены схемы и
описания методик психологического
изучения
детей дошкольного возраста.

Все
задания, направленные на изучение
моторики, речи, познавательной
деятельности, могут быть использованы
также и для диагностики эмоционально-волевой
сферы.

Для
этого, наблюдая за поведением и
деятельностью ребенка в эксперименте,
необходимо обратить
внимание на следующие значимые показатели:


общий фон настроения ребенка
(адекватный,
депрессивный, тревожный, эйфоричный и
т. д.); его активность; наличие познавательных
интересов; проявления возбудимости,
расторможенности;


контактность ребенка
(желание
сотрудничать со взрослым). Отсутствие
дистанции, поверхностность,
легкость и связанная с этим неполноценность
контакта чаще всего могут быть обусловлены
интеллектуальным недоразвитием,
характерным для умственно отсталых
детей. Затруднение в установлении
контакта испытывают дети с повышенным
уровнем тревожности,
с преобладанием процессов торможения,
испытывающие трудности при адаптации
к новой обстановке и незнакомым людям,
с проявлениями страха и другими
невротическими реакциями. Уход от
контакта чаще всего
наблюдается в поведении детей с
расстройствами спектра аутизма и связан
с отсутствием у них потребности
в общении, отгороженностью, преимущественной
направленностью на предметный
мир;


эмоциональное реагирование на поощрение
и одобрение.
Поощрение
и одобрение вызывают
окрашенную положительными эмоциями
реакцию детей уже с самого раннего
возраста.
У детей с невротическими расстройствами
при поощрении наряду с проявлениями
радости
отмечается
резкое повышение результативности
выполнения заданий, что происходит
благодаря
уменьшению эмоционального напряжения.
Равнодушное отношение отмечается у
детей,
которые не заинтересованы в оценке
взрослого или не понимают смысла и
значения одобрения
(например, при выраженных интеллектуальных
нарушениях или расстройствах аутистического
типа);


эмоциональное реагирование на замечания
и требования.
Отмечаются
как реакция ребенка на
замечания, исправление ребенком своего
поведения в соответствии с замечанием,
так и необходимость
более строгих мер для коррекции поведения.
Отсутствие реакции на замечания
у детей старше 3 лет может свидетельствовать
об избалованности, когда ограничения
и замечания непривычны для ребенка, или
об интеллектуальных нарушениях, когда
ребенок не понимает смысла замечаний.
Ярко выраженные негативные, агрессивные
реакции
на предъявленные требования говорят о
том, что ребенок, понимая смысл замечания,
не желает ему подчиняться, например
при психопатоподобном поведении;


реагирование на трудности и неуспех в
деятельности.
Дети
старше 2,5-3 лет способны самостоятельно
обнаружить ошибочность собственных
действий. Это фиксируется в
элементарных
речевых высказываниях типа: «так, не
так», «а как же?», «правильно», «неправильно»,
«а теперь правильно?», «ой!» и пр. Обнаружив
ошибку, дети сосредоточиваются
на выполнении заданий и, исправляя
ошибки, стараются достичь желаемого
результата, обращаясь по мере необходимости
за помощью к взрослому.

Реакция
детей на неудачи может протекать и по
иному, менее адекватному типу. В качестве
примера приведем несколько возможных
типов реагирования:

  • постоянное
    обращение за оценкой правильности
    действий к взрослому, особенно в случае
    ошибки;

  • потеря
    интереса при первом затруднении:
    встречается у детей с формальным
    отношением
    к выполнению задания, отсутствием
    направленности на результат деятельности
    и
    заинтересованности в ее оценке;

  • пассивный
    уход от выполнения задания, молчаливый
    отказ от дальнейшего участия в
    эксперименте
    (встречается у детей с задержкой
    психического развития, которые, с одной
    стороны,
    критичны к собственному неуспеху, с
    другой — не понимают или не могут
    выполнить
    задание правильно);

  • активный
    уход от выполнения задания, часто в
    форме агрессивных действий, разрушающих
    экспериментальную ситуацию (встречается
    у детей с признаками органического
    поражения ЦНС и при психопатиях);

  • эмоциональный
    уход от выполнения заданий. В подобных
    случаях дети реагируют на неудачи
    или неоправданно громким дурашливым
    смехом, или плачем (встречается у
    гиперопекаемых детей и у детей с
    невротическими реакциями);

  • расторможенность,
    проявляющаяся в массе быстрых неадекватных
    манипуляций с объектами, делающих
    невозможным достижение правильного
    результата (характерна для детей
    с последствиями органического поражения
    ЦНС);

  • дезорганизация
    деятельности, проявляющаяся в хаотическом
    переборе вариантов, препятствующем
    правильной ориентировке и осмыслению
    задания, а соответственно и нахождению
    правильного решения при сохранении
    стремления довести задание до конца
    (характерна
    для детей с выраженными невротическими
    проявлениями).

Психологическое
исследование психического развития
ребенка дошкольного возраста завершается
составлением заключения. В нем содержатся
обобщенные данные, отражающие
развитие эмоциональной, познавательной,
речевой и моторной сферы ребенка,
характеристики
его контакта с психологом и структуры
деятельности по выполнению заданий.
Отмечаются также наблюдаемые
характерологические особенности
ребенка. В случаях выявления нарушения
психического
развития в заключении даются характеристика
психологической структуры нарушения
и рекомендации по коррекции или
компенсации наблюдаемых дефектов с
целью оптимизации путей дальнейшего
психического развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

развитие дошкольников

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

квадрат никитиных

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Чудо-крестики-

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет. В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой. Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению – набор кубиков, различающихся по:

  • цвету;
  • величине;
  • весу;
  • звучанию наполнителя.

Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга. Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение. Ребенок запоминает все слово целиком.

карточки для изучения

Карточки Домана

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

ребенок изучает книгиСесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:

  • музыке;
  • живописи;
  • иностранным языкам;
  • плаванию;
  • верховой езде.

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

Источник

Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.

Посмотреть на примере…

Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».

Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

К таким ошибкам относятся:

  • запугивание,
  • подавление самостоятельности,
  • злоупотребление наказаниями.

Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:

  • всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
  • в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
  • прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.

Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.

Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка

Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.

Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению,
  • способность концентрироваться,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • организованность,
  • дисциплинированность.

Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона развития мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона приобретения практических навыков самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.

Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:

  • решительности,
  • логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
  • закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Источник