Развитие чувства прекрасного у ребенка
Прочитав название статьи, не спешите переворачивать эту страницу со словами: «Кому это нужно в наши дни?», «Воспитывать тургеневскую барышню?», «Лучше выучить английский! Настоящему мужчине прекрасное понимать необязательно!»
Давайте попробуем разобраться, что может любому ребенку умение видеть и замечать что-то красивое, возвышенное и необычное, знакомство с шедеврами мирового искусства, ощущение гармонии и восхищение миром.
Самый очевидный, лежащий на поверхности вывод: развитие творческих задатков, ведь именно обостренные с детства восприятие и умение замечать красивое,
необычное, позволяют людям творческим создавать что-то, Творить. Стихи писать совсем необязательно: творческий подход помогает и в повседневной жизни.
Восхищение прекрасным, кроме того, дает нам энергетическое насыщение, подпитку: возможность в трудную минуту обратиться к чему-то прекрасному, почувствовать его гармонию, что помогает более стойко принять трудности.
Люди, которые умеют восхищаться чем-то красивым, оптимисты и немного романтики, а эти качества нравятся людям, как женщинам, так и мужчинам, ведь они совершенно необходимы, чтобы выбраться из-под вороха бытовых проблем (или не попасть туда?).
Как ни странно эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом, расширяет кругозор. Педагогами-экспериментаторами было проведено исследование: детям дошкольного возраста обычного и эстетического (расположенного в Петергофе) детских садов предлагали назвать что-то хорошее и что-то нехорошее. В обычном садике дети называли: «колбаса, мультики, мама, мороженое и пр.», а дети с эстетическим воспитанием: «прекрасный, оригинальный, скульптура, изгиб, закат». Очень разный словарный запас у детей одного возраста и разные ассоциации.
Надеюсь, аргументов достаточно, приступаем.
Когда?
Конечно, желательно, начать еще до рождения. Не случайно многие древние традиции предписывали смотреть беременным только на что-то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы.
Но если вы начнете после рождения, это неплохо. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, ? это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% соединений. Именно в этом возрасте легче всего заложить базу.
Даже после трех у вас все еще остается возможность научить ребенка замечать прекрасное и удивляться.
С чего начать?
Начните с себя. Попробуйте отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь… И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве или когда были влюблены или когда никуда не спешили… Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака плывут так быстро, можно подумать, стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. А трещина на стене соседнего дома очень красива – она похожа на ветку дерева…Если с нами ребенок, только от нас зависит, увидит ли он это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в один прекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!»
Не упускайте случая показывать ребенку, как прекрасен и удивителен этот мир, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Не отмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите его вместе. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые. Ребенку не трудно восхищаться, у него нет шаблонов и рамок. Распустившийся цветок для него – это открытие, поэтому поддержите его, ни в коем случае не говорите: «Да ничего особенного». Гуляя с ребенком в парке, посмотрите, как много вокруг деревьев и какие они разные. Пусть малыш пошуршит листьями, попересыпает желуди, ощупает ветки разной фактуры, убедится: двух одинаковых не бывает. Одно дерево веселое. Другое – грустное. Третье – задумчивое, четвертое старое, пятое – одинокое. Какое дерево самое грустное? Почему?
Окружите ребенка прекрасным
Никогда не надевайте на малыша некрасивую, негармонирующую одежду со словами «Он еще маленький, ему все равно, что штанишки зеленые, а курточка красная и т. д.» Он маленький, но ему не все равно. Старайтесь давать ему рассматривать и играть красивые вещи, покажите туесок, который уже давно пылится у вас на кухонном шкафу и вышивку на платье, и красивый дом по пути в магазин. Всегда привлекайте внимание к чему-то красивому.
Красиво сервируйте стол, за которым едите, хотя бы иногда нарежьте овощи и фрукты красиво, в виде цветов или каких-то фигур.
Посадите в горшках цветы, наблюдайте вместе, как раскрываются бутоны. Ведь это на самом деле чудо.
Слушайте только хорошую музыку, даже если ребенок маленький и спит у вас на руках.
Устройте дома мастерскую художника
Для рисования руками существуют специальные краски (их нужно доставать из широкой баночки прямо рукой, что очень нравится малышам), можно использовать краски «Гаммы», они легко смываются. Ими можно начать пользоваться, как только ребенок начнет уверенно сидит.
Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.
Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами (“цветочками”), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.
Нанесите на влажную, но хорошо отжатую губку полоски цветной краски, затем переверните губку краской вниз, «лицом» к влажному листу, проведите непрерывную линию. Получится радуга – очень впечатляющее зрелище.
Порисуйте не только на бумаге, но еще и на стекле, кафеле в ванной, холодильнике, тарелке, на себе и т. д. Натяните большой лист бумаги (ватман или бумагу из рулона) на стене на уровне ребенка – каждый ребенок мечтает порисовать на стенке. Самые смелые родители готовы выделить стенку в детской, когда захочется перемен, можно будет ее перекрасить или сменить обои.
Предложите ребенку бумагу разного формата и качества, можно вырезать из бумаги какие-нибудь фигуры (круг, облачко, уточку, елку и т. д.)
Раскрасьте что-нибудь, например какую-нибудь вещицу, вылепленную предварительно из теста, деревянную ложку или яйцо, куколку и т. д.
Научите ребенка делать отпечатки, штампы или печати. Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток, листочком и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра). Отлично подойдет губка. Разнообразные движения руки с губкой оставляют следы, которые легко превратить в бабочку, улитку или цветок, дополнив их какими-нибудь штрихами. Нарисуйте «крылышко бабочки», затем перегните лист пополам, краска отпечатается, а рисунок получится симметричным.
Рассмотрите шедевры
Знакомьте ребенка с шедеврами мировой живописи (комментировать и призывать полюбоваться необязательно), общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться.
Начать показывать репродукции можно очень рано, с первых месяцев жизни, достаточно назвать картину и художника, показать репродукцию (она должна быть не меньше формата А 4), затем переходить к следующей. Моя маленькая дочь уже в год на выставке импрессионистов в музее узнавала некоторые картины, ведь они были ей хорошо знакомы по репродукциям. Радовалась и восхищалась, словно видела близких ей родственников. Думаю, она чувствовала, что они нравятся мне. Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя.
Отправляйтесь в музей
Отнесите кроху в хороший музей, лучше всего в такой, где сохранились старинные интерьеры, росписи на потолке, резная мебель, где много скульптур. Большинство маленьких детей любят и замечают «объемную» красоту: понять и почувствовать живопись намного труднее (это не всем взрослым по плечу). Просто носите его туда в кенгурушке или на руках, если утомится может немного вздремнуть. Но главное, вам это должно нравиться, иначе ребенок почувствует фальшь и ни за что не будет восхищаться, раскапризничается.
Ходите с ребенком смотреть что-то конкретное, подготовьте его сначала дома, расскажите о художнике и его картине что-то интересное, как он ее рисовал, например. Исходите из интересов ребенка. Моя дочь неравнодушна к морю и всякой воде. Поэтому мы ходили специально смотреть море И.К. Айвазовского. Можно задержаться, если ребенка заинтересует что-то еще в музее, но не расстраивайтесь, если сначала придется ограничиться одной картиной или грифончиками (ножками стола), или мраморной скульптурой дельфина или чем-то еще. Главное, пробудить интерес малыша и оставить в его душе след, если понадобится можно и сказку рассказать.
Читайте «хорошие» книги
Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус, иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать», расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему еще это рано. Так можно загубить интерес.
Держите дома несколько альбомов с репродукциями и интерьерами, можно при случае вместе рассмотреть, что же там так красиво «переливается, светится, виднеется …».
Читайте детям хорошие тексты известных авторов переводчиков и, конечно, настоящие стихи. Новорожденного может убаюкать «Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкина не хуже, чем любая песенка. Именно в это время детям важно слышать интонацию, ритм речи и т.д.
Развивайте музыкальность
Японцы провели немало экспериментов, исследуя, какая же музыка нравится маленьким детям. Оказалось, что Моцарт им «дороже», чем какая-нибудь популярная песенка. Только не ставьте крохе очень сложные произведения со взрослыми страстями или что-то мрачное, тяжелое. Дети хорошо понимают те эмоции, которые
несет музыка. Не очень хорош для младенцев Бах, Вагнер. Зато Вивальди, Моцарт, Шопен, особенно их популярные мелодии должны звучать в вашем доме постоянно.
Следуя всем советам, вы с удивлением обнаружите, что ваш кроха прекрасно понимает и чувствует прекрасное, не против сходить на балет или научиться играть на скрипке (после 3-4 лет), но главное, он творческий и духовно богатый человек.
Кулакова Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, победитель Санкт-петербургского конкурса грантов для молодых ученых и специалистов, психолог, Монтессори-педагог, мама двоих детей
Источник
Как развивать в детях творческие способности
В каждом ребенке живет творец! Развивайте и поддерживайте в малыше чувство прекрасного. Уделите особое внимание творческой деятельности вашего крохи. Рисуйте кистью и пальчиками, делайте аппликации, лепите из теста, танцуйте, слушайте музыку, пойте детские песенки и колыбельные на ночь, читайте стихи и любимые сказки.
МАЛЕНЬКИЕ ЭСТЕТЫ
Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного? Двухлетний или трехлетний малыш вряд ли восхищенно будет созерцать шедевры живописи в Эрмитаже. Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет малыш. Начинать, как всегда, нужно с самого раннего возраста.
ПРОСТО ПОСМОТРИ. Вам не обязательно быть искусствоведом, литератором, вдохновленным коллекционером бабочек или орденов, чтобы что-то «передать» и «привить» вашему крохе. Когда вы выходите на улицу, перед вами открывается город. Что это? Бесконечно унылый урбанистический пейзаж, мусор и пыль или архитектурные сооружения, достойные внимания, мосты и лестницы, скамейки в парках, украшенные витрины магазинов? Все зависит от вашего фокуса внимания. Приучайте малыша выбирать нужный фокус: прежде всего, видеть красивое, а не уродливое. Обращайте его внимание на архитектурные детали, цветовую гамму, скульптуры и фонтаны. Не факт, что ваш кроха станет скульптором или живописцем. Важно, что он научится жить с позитивным настроем. Ведь от самой жизни (не только от спектакля или художественной выставки) можно получать эстетическое наслаждение.
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КО ВСЕМУ ЖИВОМУ. Больше всего душа ребенка откликается на природу. Старайтесь как можно чаще бывать в лесу, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!
ОКРУЖАЙТЕ СЕБЯ КРАСИВЫМИ ВЕЩАМИ. Уже с грудничкового возраста, когда у малыша формируется зрение, он цепляется взглядом за привлекательные предметы. Сделайте свой быт ярким. Хорошо, если вас окружают вещи, сделанные собственными руками: вышитая картина, связанный для крохи свитер, панно на стене. Подобные вещи всегда «живые», в них есть частичка нашей души, и она обязательно перейдет к нашим детям. Малыша не надо ничему специально учить, он все увидит сам. Главное, чтобы было что показывать. Мы сейчас не говорим о красоте-комфорте и красоте-престиже. Красота далеко не всегда и не обязательно должна стоить дорого. В некотором смысле старые игрушки нашего детства, которые переходят в наследство детям, — бесценные сокровища нашей биографии, наши живые эмоции (не в прошлом, а в настоящем). Их не заменит даже оригинал Пикассо.
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА И УДОВОЛЬСТВИЯ. С чего начинается эстетическое чувство? С восхищения, с интереса. Если восхищаемся мы, искренне и от души, наш ребенок тоже не останется равнодушным к окружающему миру. Психологи отмечают, что современное поколение детей имеет большой объем памяти, но слабо развитую эмоциональную сферу. Этому они учатся отчасти у нас, взрослых, которым некогда поднять голову и взглянуть на звезды. Красота, которая всегда рядом, остается незамеченной. Человек, утративший связь с красотой, теряется в житейском пространстве, его поглощает быт и заботы. Перед родителями стоит непростая задача — не потеряться самим и не ввести в заблуждение собственных детей. В принципе у всех детей есть природный дар — любопытство к миру. Мы можем всего лишь расставить акценты: «Видишь вот это. А вот это?» Учите вашего кроху удивляться и получать удовольствие от всего, с чем он соприкасается в жизни.
Чувство меры
Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается… чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.
Все должно быть в меру, и воспитание эстетических чувств — в том числе. Иначе это превратится в искусственное навязывание собственного опыта. Но он ведь не является единственно правильным?
Рекомендуем посмотреть:
Как развивать творческие способности ребёнка
Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет
Как ребёнок познаёт окружающий мир?
Источник