Развитие бытовой деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым
становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).
Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,
находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
— складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Источник
Примерно на втором году жизни дети уже участвуют в бытовой деятельности. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность в типично жизненных ситуациях проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении поручений взрослых, связанных с наведением порядка в доме, на садовом участке, с уборкой посуды и пр. Поручение – обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо действие. Постоянное выполнение подобных дел, удовлетворение от оказания помощи маме, няне, воспитателю, товарищу способствуют формированию таких нравственных качеств, как доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, настойчивость и, вместе с тем, коллективистических начал личности дошкольника.
На третьем году жизни у ребенка при вовлечении его в совместную со взрослыми работу формируются умения выполнить элементарные задания: малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Задача воспитателя – поддерживать и поощрять новообразование этого возраста «Я сам!»–феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми.
Для малыша, вовлеченного в бытовую деятельность, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствует показ и объяснение взрослого. Например: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Взрослый может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко захватить ее руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением поручений, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок.
Дети 3–4 лет должны владеть знаниями бытовой деятельности взрослых в детском саду и семье, называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые, уметь принимать посильное участие в бытовой деятельности.
В 4–5 лет малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья па место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении детского сада и на участке. Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Впоследствии это становится содержанием работы дежурных по столовой.
В 5–6 лет бытовая деятельность в детском саду усложняется. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а затем самостоятельно дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. Детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Это требует от ребят знания конкретных приемов и операций (дети овладели ими на предыдущей возрастной ступени), умения пользоваться ими в нужной последовательности, а также таких качеств личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание помощи взрослым, стремление сделать для них что-то приятное.
Осуществляя руководство бытовой деятельностью детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых. Наиболее доступной формой организации такой деятельности для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу и создание разнообразных жизненных ситуаций при ее выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности, вызванной личными мотивами (сделать самому, удовлетворить свою потребность в активности, в общении со сверстниками), на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу, взрослому. Так, во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Постепенно повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место».
В 6–7 лет бытовая деятельность в детском саду становится коллективной. Это позволяет шире использовать ее как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым, важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках. В процессе организации бытовой деятельности детей необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке.
Деятельность ребенка, направленная на обслуживание им самого себя, называется самообслуживанием. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись задачи, совершенствовалось, по мере роста ребят, содержание самообслуживания. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так»,– говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
Источник
№
Вид деятельности
Особенности
Рекомендации по развитию
Бытовая
В младенческом возрасте:
— у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический
человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
— через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей
начинается процесс их очеловечивания;
— выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется
положительное эмоциональное отношение к ним;
— формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения
(нравится купаться, любит кашу);
— закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми
процессами.
В раннем возрасте:
— бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем
составят основу сложных форм поведения;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
— у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).
В дошкольном возрасте:
— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной
и общественной значимости их;
— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
— складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной
инициативе.
В младенческом возрасте:
-соблюдение режима дня;
— привлечение к аккуратности;
-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.
В раннем возрасте:
-соблюдение режима дня;
-систематичность выполнения действий;
— для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш
начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В дошкольном возрасте:
— режим дня
— систематичность выполнения действий;
— положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;
— объективность требований;
— важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к
дошкольнику;
-постепенное усложнение навыков;
-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его
известную самостоятельность.
Трудовая
В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.
Предпосылки трудовой деятельности складываются в
предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.
Предпосылки:
— освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших
трудовых умений и навыков;
— стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
В дошкольном возрасте:
— складываются общественные мотивы труда;
— расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
— формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
— расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы
трудовой деятельности;
— складывается совместный со сверстниками труд;
— появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие
трудолюбие;
— формируется представление о труде взрослых.
В дошкольном возрасте
-постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности
-формирование общественного мотива труда («надо»).
-объяснение смысла труда взрослых;
-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;
— давать ребенку посильные задания,
научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;
— критерий оценки
трудовой деятельности – качество труда;
— поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и
предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.
Игровая
В раннем возрасте:
— формируются первые игровые умения;
— складывается способность ставить и решать игровые задачи;
— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В раннем и дошкольном возрасте:
— игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
— ребенок осваивает разные виды игры;
— с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.
У детей младшего дошкольного возраста:
— предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
— играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».
У детей среднего дошкольного возраста:
-формировать у детей более сложные игровые умения.
-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:
-обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.
-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру
Изобразительная
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
— изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
— формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
— развивается умение создавать и воплощать замыслы;
— осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
— целенаправленное обучение
изобразительной деятельности;
-постепенное освоение технических умений и навыков;
— не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;
— правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );
— максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;
-доброжелательность во время занятия, похвала.
Конструктивная
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
— дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
— дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
— расширяется область творческих проявлений.
— постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и
выполнять его назначение;
— научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;
— развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной
деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;
-организовать аналитико-синтетическую
деятельность по обследованию предметов
( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение
каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)
-разнообразие конструкторов.
Общение со взрослыми
Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:
-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;
— предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;
-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;
— Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».
Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):
-практическое сотрудничество со взрослым;
-экспрессивно-мимические средства
дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,
жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными
эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.
В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативно-познавателъная форма общения.
-главный мотив общения – познавательный;
-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;
— основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально
содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.
-главный мотив общения – личностный;
-общение имеет «теоретический» характер и включено в
познавательную деятельность;
— ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире
людей», а не предметов.
-потребность не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопонимании и сопереживании;
-темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
— желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения
или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления
форм общения, но не их связь с возрастом.
-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее
условие для становления коммуникативной деятельности);
— важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком;
-доброжелательное
внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;
— взаимопонимание и сопереживание ребенку;
Общение со сверстниками
Эмоционально – практическое общение
— дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;
-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;
-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
-дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.
-развертывается инициатива детей
-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;
-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):
— сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;
— сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;
— основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:
дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;
— дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;
— стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;
-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;
— потребность в признании и уважении ровесника;
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):
— жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.
-взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого.
-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;
— ранние контакты со сверстниками;
Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях
Источник