Развитие артикуляционного аппарата ребенка раннего возраста

Сусанна Полякова
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»

Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №2 «Ладушки»

Полякова С. С.

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Рис. 1

Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык (1, губы (2, нижняя челюсть (3, мягкое нёбо (4, маленький язычок (5, зубы (6, их основания (7, твердое нёбо (8, альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами) (рис. 1).

Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны).

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Логопед раздает родителям ручные зеркала и предлагает ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка с помощью «Сказки о веселом Язычке».

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

Зубами! Нижние зубы — крылечко, а верхние зубы — дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, о том и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать»: Вы будете показывать движения губами, языком, а он будет за вами повторять.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1—2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Читайте также:  Развитие музыкальности ребенка на занятиях хореографией в дши

Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания ребенка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.

Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребенка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика — сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать следующие упражнения.

Упражнение № 1.

Исходное положение — произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «а-а-а.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу легких, трахеи и гортани.

Упражнение № 2.

Исходное положение — произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно поднимать вверх.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Упражнение № 3.

Исходное положение — произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно вытянуть вперед.

Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

Упражнение № 4.

Исходное положение — произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.

Произнесение звука [о] стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушениями походки.

Упражнение № 5.

Исходное положение — произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы.». Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.

Произнесение звука [ы] положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребенка правильное, четкое произношение.

Источник

Елена Ларенцева
Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика (система упражнений для речевых органов, являющаяся зарядкой для артикуляторных мышц).

Проводится артикуляционная гимнастика воспитателями как воспитателями, так и родителями, заинтересованными в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением. Поэтому необходимо знать определённые требования, предъявляемые к проведению артикуляционных упражнений.

— Комплексы артикуляционных упражнений должны быть построены с учётом возможностей детей.

— При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие моторику артикуляторных мышц. Постепенно они заменятся такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются чёткие артикуляторные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нёбо).

— Выработка некоторых артикуляторных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие – за несколько месяцев. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку.

— Во время занятий необходимо подбадривать ребёнка, особенно в случае неудачи. Если необходимо – вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Читайте также:  Родителям о волевом развитие ребенка

— Нецелесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

При работе над артикуляционной моторикой также важно знать:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

3. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

4. Упражнения ребёнком выполняются поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние передние зубы, прикасается кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую воздушную струю на ладонь и т. д.

5. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнений. Это даёт возможность определить, в чём именно ребёнок испытывает трудность, и отработать это движение.

Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Часики» — кончиком языка касаться уголков губ.

2. «Вкусное варенье» — облизать губы по кругу.

3. «Почистить» язычком зубки – облизать зубы по кругу.

4. Покусать язык по всей длине.

5. Кончиком языка погладить верхнее нёбо.

6. «Цоконье» — присосать язык к верхнему нёбу.

7. «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу, удерживать его, при этом опускать-поднимать нижнюю челюсть.

8. Кончик языка поднять за верхние передние зубы.

9. Кончик языка опустить за нижние передние зубы.

10. Высунуть острый язык.

11. Расслабленный язык положить на нижнюю губу.

12. Язык «чашечкой».

13. Язык «трубочкой».

14. Губы в «хоботок».

15. Губы в «улыбку».

16. Губы в «рупор».

Гимнастику выполнять каждый день, перед зеркалом, 5-7 упражнений, 3-5 раз каждое;

артикуляторную позу удерживать 3-5 секунд.

Упражнения №8 и 9; №10 и 11; №12 и13; №14-15-16 чередуются между собой.

Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи

Нормальное развитие речи ребёнка связано с развитием движений пальцев рук, т. к. моторная речевая зона в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Работа по развитию мелкой моторики рук состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, бисероплетением, лепке из пластилина, и других занятий рукоделием.

У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При изучении мозговой, психической деятельности человека, а в особенности детей отмечается и доказано огромное стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим – Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трём – Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим – Движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём – Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Упражнение для пальчиков «Утята».

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Читайте также:  Процесс управления развитием личности ребенка

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко – громко запищал:

«Пи – пи – пи!»

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Упражнение для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).

Птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.

— Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.

Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки).

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки

Нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом и головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Упражнения для пальчиков.

1. Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Одна рука – «сосна» (пальцы растопырены подняты вверх); на второй руке указательный и средний пальцы образуют «ушки» зайца, остальные пальцы сжаты.

2. Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставит вперёд. Локотки к телу не прижимать.

3. Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачок.

«ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме

В свой домишко не попал». одного.

Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся

«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.

Ищешь, ищешь, не найдёшь,

Здравствуй пальчик, как живёшь?» Сжать пальцы в кулачок.

Коготочки.

У Кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: «Мяу».

Упражнения для пальчиков.

Коза.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

— Кто кашу не ест,

Молоко не пьёт,

Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «забодаю» «козу» «напускать» на ребёнка.

Зайчик.

Зайка серый скачет ловко.

В лапках у него морковка.

Локтём опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Упражнение для пальчиков.

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок, Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.

Упражнение на координацию речи с движением.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. Ребёнок потирает руку об руку.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Чтоб не мёрзли наши ноки,

мы потопаем немножко: Ребёнок топает ножками.

топ – топ – топ.

Нам мороз теперь не страшен, Ребёнок приплясывает.

вот как мы теперь попляшем.

Упражнение на координацию речи с движением.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка ни скажу.

Ребёнок выполняет соответствующие упражнения.

Упражнения для пальчиков.

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочерёдно

Этот пальчик – бабушка, разгибать пальцы, начиная

Этот пальчик – папочка, с большого.

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я. Сжать руку в кулак несколько

Вот и вся моя семья! раз.

Птички.

Птички прилетели, крыльями махали.

Сели. Посидели.

Дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

Упражнения для пальчиков.

1. Наши алые цветы распускают Плавно сжать пальцы.

лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки Помахать руками перед

колышет. собой.

Наши алые цветки закрывают

лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой

качают. Плавно опустить их на

стол.

2. Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали: Дети имитируют действия лопатой.

Раз – два, раз – два!

Грабли в руки взяли, грядки причесали: Дети имитируют действия граблями.

Раз – два, раз – два!

Семена рядами в землю мы бросали: Дети имитируют разбрасывание семян.

Раз – два, раз – два!

Источник