Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка

Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка thumbnail

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5— 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8—9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3—4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1—2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2—2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет — 10 см, в 30 лет — 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1—3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8—12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30— 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) — задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35—40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года — 0,2, в 5 лет — 0,8—1, затем в подавляющем большинстве случаев (80—90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9—1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8—1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20— 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3—4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика. Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го — началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4—7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4—1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый — от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14—19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4—5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2—3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17—20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5—6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 —12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 — 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

С 2,5—3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон — лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17—20 лет, после чего снижается.



Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов 	Автор

Описание слайда:

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов Автор разработки воспитатель группы раннего возраста «Березка» МДОУ №38 «Улыбка» Головина Т. А.

2 слайд

Актуальность  Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза

Описание слайда:

Актуальность  Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса,

3 слайд

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокуп

Описание слайда:

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

4 слайд

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений

Описание слайда:

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений и восприятий при помощи анализаторов у детей составляет основу сенсорного развития. Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.

5 слайд

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств

Описание слайда:

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве) Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю­щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре­чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му­зыкального слуха.

6 слайд

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствите

Описание слайда:

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо­лодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощущений

7 слайд

Развитие обоняния 	Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами и

Описание слайда:

Развитие обоняния Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, лимона, кофе, цветов и др. На занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах: запах лука —сильный, горьковатый; запах кофе — ароматный, приятный; запах лимона — свежий, резкий.

8 слайд

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам

Описание слайда:

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

9 слайд

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что

Описание слайда:

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игры: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» ((детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений), «Коробочки с запахами».

10 слайд

Развитие вкуса 	Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус

Описание слайда:

Развитие вкуса Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

11 слайд

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. 	Все

Описание слайда:

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов — обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Работа по развитию вкуса аналогична работе по различению запахов.

12 слайд

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений.  «О

Описание слайда:

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений.  «Определи на вкус» (ребенок кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения) «Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус

13 слайд

Развитие тактильно-двигательного восприятия 	Разные предметы обладают рядом с

Описание слайда:

Развитие тактильно-двигательного восприятия Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории и др. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы.

14 слайд

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жи

Описание слайда:

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Тактильные ощущения выражаются в осязании пальцами разных кусочков материй, различных по толщине и поверхности, разных листов кустарников и деревьев и других материалов. Чувство давления развивается при упражнениях в лепке из глины, пластилина, воска и тому подобного, а также путём игры в мяч, конструктивных игр.

15 слайд

Адекватное восприятие температуры  является жизненно важным качеством. Первые

Описание слайда:

Адекватное восприятие температуры  является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими. Это вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

16 слайд

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполаг

Описание слайда:

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие. В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

17 слайд

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку ,

Описание слайда:

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку , а ребенок должен угадать, какой предмет изображен: холодный, теплый или горячий) «Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей «Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным

18 слайд

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восп

Описание слайда:

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве. Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

19 слайд

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз.

Описание слайда:

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз. В гигиеническом отношении важно нормировать во времени работу детей, связанную с длительным напряжением глаз. Необходимо так строить детскую деятельность, чтобы упражнения, связанные с напряжением глаз не занимали бы полностью всего времени, а чередовались с другими видами упражнений .

20 слайд

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т.

Описание слайда:

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т. д., представляется им возможность зрительных упражнений по восприятию отдельных форм предметов и различий между ними. Обычно эти зрительные восприятия сочетаются с осязательными. Наряду со зрительными упражнениями, знакомящими детей с формой предметов, целесообразно применять упражнения, развивающие цветоые ощущения. Этим целям могут служить окрашенные в разные цвета игрушки, мячи, садовые и полевые цветы и т. д.

21 слайд

Развитие слухового восприятия 	При помощи органа слуха (слухового анализатора

Описание слайда:

Развитие слухового восприятия При помощи органа слуха (слухового анализатора) воспринимаются различные звуки. Важно знакомить детей с бережным отношением к ушам, с правилами гигиены. Необходимо объяснять детям, что вредными для ушей являются чрезмерно сильные звуки, так как они могут вызвать расстройство слуха. Поэтому следует беречь ребёнка от всякого сильного шума и крика.

22 слайд

Большое значение для развития органов слуха у детей имеют слуховые упражнения

Описание слайда:

Большое значение для развития органов слуха у детей имеют слуховые упражнения. В раннем детстве таким упражнением служит слушание простых ритмичных мелодий. Позже наряду со слушанием музыки, целям слуховых упражнений служит пение различных песен самими детьми. Обучение пению и музыке также весьма развивает слух детей раннего возраста.

23 слайд

Очень важно развивать у детей способность распознавать более тонкие оттенки

Описание слайда:

Очень важно развивать у детей способность распознавать более тонкие оттенки звуков (свист, звон т т.п.). Этому содействуют некоторые детские игры, например, игра в «жмурки». Весьма развивает тонкость слуха различение звуков в природе, например, прислушивание к шелесту листьев, шуму дождя, пению птиц и т. д. Этим путём можно в значительной мере усовершенствовать слух и достигнуть большой его остроты, что имеет немаловажное практическое значение.

24 слайд

Заключение Пять систем чувственного восприятия - зрение, слух, осязание, обон

Описание слайда:

Заключение Пять систем чувственного восприятия — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать — начинается период сенсорного (от лат. «sensus» — чувство или ощущение) развития. Ранний возраст = это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, звуках а также запахе и вкусе.

25 слайд

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его се

Описание слайда:

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.

26 слайд

Используемые ресурсы: https://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png ht

Описание слайда:

Используемые ресурсы: https://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png https://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png https://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig vscolu.ru BlackPantera.ru nsportal.ru

Выберите книгу со скидкой:

Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка

Курс повышения квалификации

Развитие анализаторов к моменту рождения ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-292851

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник