Развитие активной речи ребенка раннего возраста
Гузель Файзулина
Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Выделяются три группы методов:
словесные,
наглядные,
практические.
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы:
наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;
наблюдения в природе;
экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;
рассматривание игрушек, предметов и картин;
изобразительная наглядность.
Практические методы:
дидактические игры;
дидактические упражнения;
хороводные игры;
игры – драматизации; инсценировки;
игры – сюрпризы;
игры с правилами.
Например,
Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.).
Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».
Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:
«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»
Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.
В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.
Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.
Словесные методы:
чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики — чикалочки”.
Ладушки
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Кате снесть?
Я и сам укушу
Да и Кате принесу.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:
«Сдуй снежинку»,
«Бабочка, лети»,
«Забей гол»,
«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры:«Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
«Этот пальчик хочет спать…»
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
«Этот пальчик…»
Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Стимулирование речевой активности детей раннего возраста
(советы заботливым родителям)
Если ребёнок в 2 — 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет, и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Источник
Шикуфе Алиева
Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет «От лепета к речевому общению»
«От лепета к речевому общению» развитие речевой активности у детей
от 1 до 2 лет
презентация Алиевой Шикуфе Камиловны воспитателя МБДОУ «Дет-ский сад №30 «Северное сияние»
Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.
У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Этапы развития речи у детей раннего возраста:
• гуление;
• лепет;
• псевдослова;
• первые слова, слова-предложения;
• элементарная фразовая речь;
• простые грамматические конструкции.
Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.
Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Развитие связной речи у детей
Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Принципы,на которых основывается работа с ребенком:
в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
развитие связной речи детей раннего возраста
для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с кото-рыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;
ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;
хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком.
После того, как ребенок начнет посещать детский сад, большую часть дня он проводит в дошкольном учреждении, поэтому особенно важно, чтобы в детском саду развитиюречи уделялось должное внимание: регулярно организовывалось речевое общение с детьми, детей приучали к тому, чтобы они обращались к взрослым по тем или иным поводам, тогда для ребенка создается благоприятная возможность слышать речь взрослых и подражать ей.
Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное, поскольку развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Поэтому мы используем для развития речи ребенка народные игры, пальчиковые игры, дидактические игры.
План работы по развитию речи с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр:
период народные игры пальчиковые игры дидактические игры
Сентябрь «Сорока – ворона»
Октябрь «Поехали» «Ладушки»,
Ноябрь «Коза рогатая» «Прятки». «Звукоподражание»
Декабрь «Топ, топ», «Пальчики», «Кто как кричит»
Январь «Петя петушок» «Моя семья», «Читаем книжки»
Февраль «Киска, брысь» «Мышки испуга-лись» «Играем с куклой»
март «Топ, топ» «Пальчики в лесу», «Играем с мишкой»
Апрель «Части тела» «Капустка», «Называем части тела»
Май «Уходи с дороги кот» «Пирамидка»
Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр,цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание;
2. Развивать артикуляционный и слуховой аппарат у ребенка, звукоподражание;
3. Развивать понимание речи, накопление пассивного словаря;
4. Развивать активную речь у ребенка посредством формирования умения общаться с взрослыми в игре;
5. Формировать умение выполнять указания взрослого.
Работа проводится в 3 этапа. Этапы работы по развития речи детей в раннем возрасте
1 этап:Задачи:
1. Установление эмоционального контакта с ребенком;
2. Формирование умения вслушиваться в поток речи;
3. Формирование умения повторять облегченные слова.
На данном этапе используются народные игры. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры — потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Кроме того, эмоциональность игры помогает ребенку привыкнуть к пока еще мало знакомому воспитателю.
На этом этапе используются игры «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
На 2 этапе к народным играм – потешкам добавляются пальчиковые игры.
Задачи этапа:
1. Развитие мелкой моторики рук;
2. Стимуляция умственной активности;
3. Развитие речи и творческих способностей у малышей;
4. Снятие тревожности.
Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки».
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
На третьем этапе к народным и пальчиковым играм присоединяются дидактические игры.
Задачи этапа:
1. Развитие слухового внимания;
2. Стимулирование активной речи;
3. Формирование умения выполнять указания взрослого.
4. Обогащение словаря новыми словами.
На данном этапе используются игры:
Игры для развития речи.
Народные игры.
Пальчиковые игры
Дидактические игры
«Звукоподражание», «Кто как кричит» — развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией.
Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на иг-рушках и на себе.
Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.).
Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения.
Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»).
При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.
Развивающая речевая среда в группе
Для проведения игр с детьми в группе создана зона речевых игр, в которой расположены картинки, игрушки, книжки, пособия. Используются для речевых игр игрушки группы.
Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию активной речи.
Источник