Развитие активного словаря у ребенка

Кононова Наталия Владимировна
Формирование словаря у детей дошкольного возраста

«Формирование словаря у детей дошкольного возраста».

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

Количественный рост словарного запаса по Штерну От 1 до 1,5 лет — 100 слов, в 2 года — 300-400 слов, в 3 года — 1000 – 1100 слов, в 4 года — 1600 слов, в 5 лет — 2200 слов.

Из этих данных видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

Расширение объема словаря

Уточнение значения слова

Развитие структуры значения слова

Формирование семантических полей и лексической системности

Расширение связей между словами в лексиконе.

Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Читайте также:  Игры развитие ребенка по месяцам таблица

Игровые приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:

Игра: «Холодно – Горячо».

Цель: Обогащение словарного запаса существительными.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино».

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др., уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

Читайте также:  Значение коммуникации в развитии ребенка

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Источник

Анна Трафимова
Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. C. Выготский отмечал: «. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Овладение словарным составом родного языка, по мнению ряда исследователей таких, как Ю. С. Ляховская, Е. М. Струнина, Н. П. Савельева, В. ИЯшина и др. — это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Использование языка как средства общения так же связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания, предложения, а слушающий расчленяет воспринимаемую им речь на самостоятельные лексические единицы-слова.

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре

2

ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность — предметы, явления (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками.

Значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Для реализации словарной задачи в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.

В ходе проведения диагностического обследования речевого развития речи детей 3-х лет было выявлено, что у многих детей активный словарь имеет менее 1000 слов, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Поэтому мы определили направление нашей работы с детьми «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» и поставили цель: расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отработать артикуляцию, расширить активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в раннем возрасте

Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.

Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали возрастные особенности детей: игровые зоны расположили в доступном месте, оформили тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобрали яркие игрушки, которые побуждали малышей к общению.

На первом этапе работы по речевому развитию использовались дидактические игры на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Позови», «Передай колокольчик», «Зайка, помоги», «Чего не хватает», «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Бегите ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи.

В развитии и закреплении культурно-гигиенических навыков у детей нам помогли дидактические игры «Идем к кукле в гости», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Новая кукла», «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку», «День рождение куклы» и др. В процессе игр у детей совершенствовались навыки этического поведения, воспитывалось заботливое отношение к кукле-партнеру по игре, активизировался словарный запас. К концу года дети стали употреблять в своей речи существительные, обозначающие предметы гигиены, одежды, посуды, спальных принадлежностей; глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, поливать, гладить) и противоположные по значению (снимать-одевать, открывать-закрывать).

В дидактических играх на внимание: «Найди свою игрушку», «Найди свое место», «Будь внимательный», «Не зевай», «Кто ушел», «Что изменилось?» каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретал собственный действенный и чувственный опыт. Игры способствовали обогащению словаря существительными, обозначающими названия игрушек, глаголами, прилагательными. К концу года дети стали составлять небольшие рассказы о новой игрушке, об обновке.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» были направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. В этих играх у детей формировались умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладели операциями сравнения и обобщения.

Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей совершенствовалась координация движений рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия.

Играя с сюжетными дидактическими игрушками, дети наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью.

Для формирования словаря также важное значение имели дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Дидактические игры «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» помогли развить у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, а также они познакомились с трудовыми действиями взрослых.

Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

В младшем дошкольном возрасте дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития.

На прогулке, соприкасаясь с природой, дети знакомились с явлениями природы, получали представления о колючих и гладких, легких и тяжелых предметах природного окружения (шишки, желуди, камушки). Дидактические игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки» делали прогулку насыщенной впечатлениями. В таких играх закреплялись знания детей об окружающей их природной среде, формировались мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывалась любовь к природе, бережное к ней отношение.

В процессе дидактических игр мы внимательно следили за их ходом, за поведением детей, выявляли особенности ребят, что позволяло планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Кроме того, расширению игрового опыта способствовало использование нескольких вариантов игры, различных видов дидактических игр, их последовательное усложнение.

Музыкально-дидактические игры: «Какой инструмент играет?», «Чей домик?», «Птичка и медведь» помогали детям выделять, слышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента. У детей формировалась музыкальная восприимчивость, влияющая на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Исполнение детьми небольших песенок способствовало развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Результаты диагностического обследования по развитию речи показали положительную динамику.

Дидактические игры помогли нам обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Источник