Развитие адекватной самооценки у ребенка

Развитие адекватной самооценки у ребенка thumbnail

Мнение о себе, которое складывается у человека с самого раннего возраста, позволяет адекватно оценивать собственные силы, выполнять требования окружающих. Именно родители, оценивая поступки своего ребенка, влияют на самооценку своего малыша в будущем. В данной статье мы рассмотрим виды самооценки, выясним, как диагностировать нарушение самооценки у ребенка и озвучим советы специалистов, которые помогут сформировать адекватную самооценку у детей.

3 уровня самооценки детей

В психологии принято различать 3 уровня самооценки у детей. Вот некоторые особенности каждого из ее уровней у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Завышенная

Мальчик с завышенной самооценкой

Малыш переоценивает свои возможности. В поведении можно наблюдать признаки эгоцентризма. Ребенок учитывает только собственные ощущения и не обращает внимания на чувства окружающих. Любая критика вызывает у него бурю эмоций, ребенок постоянно навязывается, пытается привлечь внимание окружающих любыми способами. В коллективе привык быть в центре внимания, он проявляет агрессию по отношению к сверстникам, стремится к лидерству за счет унижения авторитета других детей.

Адекватная

Ребенок с адекватным мнением о себе не станет бояться пробовать новые увлечения и занятия. Если он попадает в сложную ситуацию, то пытается самостоятельно найти пути выхода из нее. Однако не исключает и возможность обратиться за помощью к взрослым. В состоянии признать собственные ошибки и проявляет стремление исправить допущенную оплошность. С удовольствием общается со сверстниками, не ставит целью унижать тех, кто не может дать отпор.

Заниженная

Ребенок отличается повышенной тревожностью, совершенно не верит в собственные силы и возможности. Родители замечают, что он чрезвычайно застенчив и скромен. Одной из черт характера таких детей является патологическая недоверчивость, они постоянно испытывают страх быть обманутым. Совместным играм с одногодками ребенок предпочитает одиночество, чрезвычайно обидчив и замкнут.  Совершенно не верит в собственные силы, поэтому предпочитает отказаться от занятий, которые могут вызвать сложности и для выполнения которых потребуются определенные усилия, уровень притязаний низкий. Постоянно настроен на негатив, в его речи можно услышать фразы: «У меня не выйдет», «Зачем вам такой плохой сын?».

Ребенок с заниженной самооценкой

Методики определения самооценки личности

Существуют диагностики и исследования, позволяющие определить нарушение самооценки у дошкольников и учеников начальной школы.

  1. Изучение самооценки в деятельности. Внимательный родитель может понаблюдать за своим ребенком и по некоторым признакам определить его уровень самооценки. Например, на отсутствие проблем с самооценкой указывают некоторые черты характера и особенности поведения дошкольника или младшего школьника. Такой ребенок весел, обладает чувством юмора, бодр, с удовольствием идет на контакт с другими людьми, во время игр с детьми активен, правильно реагирует на проигрыш. Если дошкольник, младший школьник предпочитает держаться в стороне от играющих, стесняется, неудачи и проигрыши его слишком сильно ранят, а детские обиды – частые гости в вашем доме, то, скорее всего, малыш страдает от заниженной самооценки. Ваш наследник всегда и во всем стремится быть первым и лучшим? Школьник в своей речи использует фразы: «Только я могу справиться с этой задачей!», «Я – самый сильный, ловкий, умный», безосновательно претендует на роль лидера в любом коллективе? Тогда речь идет о завышенной самооценке.
  2. Методика «Десять ступенек» («Лесенка»). Суть исследования состоит в том, чтобы ребенок старше 3 лет определил, на какой из 10 ступенек нарисованной лесенки он хотел бы себя разместить. Причем перед началом работы ему дается краткое пояснение, что на самых нижних находятся самые плохие дети. А на самых верхних – лучшие и достойнейшие из ребят. Когда малыш определил, где на этой лесенке его ступенька, можно сделать определенные выводы. Если испытуемый ставит себя с 1 по 3 ступеньку, то самооценка у него заниженная, если с 4 по 7 – адекватная, с 8 по 10 – завышенная. Эта диагностика не подходит для детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  3. Оценочная игра «Имя». С помощью этой игры можно дополнить свои наблюдения за самооценкой дошкольника или младшего школьника. Предложите ему выбрать для себя имя. Быть может, малыш выберет то, которое ему по душе или даже оставит свое. Попросите дать пояснения, почему он хотел бы, чтоб его звали по-другому, что его не устраивает в своем имени. Психологи считают, что осознанный отказ от собственного имени указывают на недовольство собой и желание стать лучше.
  4. «Ситуативная диагностика». Малышу предлагают проанализировать ситуации, и смоделировать вариант поведения. Например: «Весь класс писал контрольную работу. Ты получил отличную отметку, а твой друг не справился с заданием, поэтому очень расстроен. Что бы ты сказал или сделал для того, чтобы успокоить товарища?» или «Ребята собирают команду для участия в соревнованиях, а тебя не приглашают. Как ты себя поведешь, что скажешь, чтобы тебя приняли в команду?». Проигрывание подобных ситуаций поможет родителям дать дополнительную информацию об уровне самооценки ребенка и научить малыша правильно вести себя в разных жизненных ситуациях в коллективе.
  5. Методика Захарова. Перед испытуемым кладут листок с нарисованными в ряд 8 кружками. Поясните малышу, что это люди и попросите указать, какой из этих кружочков – он сам. Оценочная шкала говорит о том, что если школьник указывает на 3 или 4 круг слева, то это значит, что он адекватно воспринимает себя и понимает собственную ценность. При выборе первого круга можно сделать вывод о завышенных притязаниях, а круги, выбранные после пятого – о заниженной самооценке.
Читайте также:  Влияние игр на развитие связной речи ребенка

Мама хвалит дочку во время рисования

Советы психологов родителям: формирование адекватной самооценки у детей

Когда у ребенка возникают проблемы с адекватным самосознанием, то на помощь родителям приходят специалисты-консультанты. Следующие советы помогут повысить самооценку.

  1. Привлекайте к работе. Не старайтесь оградить сына или дочь от повседневных забот. Пусть поливает цветы, убирает в комнате. Обязательно хвалите малыша, однако воздержитесь от тех поручений, выполнение которых ему не по плечу.
  2. Хвалите умеренно. Пусть поощрение и похвала звучат тогда, когда этого заслуживают. Не стоит нахваливать младшего школьника за быстро завязанные шнурки, если он давно уже умеет это делать. Иногда полезной является похвала авансом. Своими словами покажите, что вы ни на секунду не сомневаетесь в его силах и возможностях. Не хвалите из жалости или за то, к чему малыш не приложил никаких усилий.
  3. Поощряйте инициативу. Обязательно хвалите за желание сделать что-нибудь новенькое, стремление помочь близким.
  4. Учите собственным примером. Никогда не забывайте, что малыш берет пример с вас. Собственным поведением формируйте правильное отношение к неудачам.
  5. Избегайте сравнений. Никогда не сравнивайте собственного сына или дочь с другими. Лучше сравнивать его с самим собой только в прошлом. «Вчера у тебя еще не выходили эти крючочки, а сегодня они прекрасно получаются».
  6. Проявляйте любовь. Даже если вы очень любите своего малыша, но скупитесь на проявление чувств, у него не сможет сформироваться позитивная самооценка.
  7. Интересуйтесь его мнением. Спрашивайте совета у сына или дочери в любых семейных вопросах, пусть выскажет свои мысли. Старайтесь выполнять пожелания и советы своего ребенка. Признавайте, если вы неправы.
  8. Не ограждайте от неприятностей. Переживание негативного опыта полезно для адекватной оценки собственных сил.
  9. Различайте поступки и характер. Не оценивайте личность, а давайте оценку его поступкам. Избегайте фраз: «Ты плохой мальчик!». Лучше сказать: «Ты плохо поступил!»
  10. Избегайте насилия и криков. Никогда не наказывайте физически, не прибегайте к словесному унижению в процессе воспитания.

Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Известный телеведущий, психолог дает несколько рекомендаций родителям детей с пониженной самооценкой, которые помогут ее скорректировать.

  • Самооценка формируется в раннем возрасте. Начинать работу по ее формированию нужно уже в период с 2 до 3 лет. Для формирования мнения о себе важна привычка родителей своим поведением показывать, что в семье его уважают. В этом возрасте у ребенка формируется мнение о норме отношения к нему.
  • До возраста 3 лет ребенок не знает, кем он является, какой он человек. Только на основании того, что о нем говорят мама и папа, как они с ним разговаривают, он формирует отношение к самому себе. Когда родители длительный период транслируют малышу, что он молодец, в него верят и не сомневаются в его силах, то он начинает в это верить.
  • Нормы отношения к дошкольнику, заложенные с самого детства, влияют на выбор, который потом делают наши дети во взрослой жизни. Семейные отношения, работа, которые будут у вашего наследника в будущем, однозначно зависят от того, какое представление о норме у них сформируют родители.
  • Используйте позитивные посылы. Чаще произносите: «Ты молодец!», «Какой ты у меня находчивый!», «Не переживай, в следующий раз все обязательно получится. Я в этом абсолютно точно уверена!». Избегайте проявления неуважения к дошкольнику, безразличного отношения к его личности.

Неуверенность в собственных силах, как и завышенное самомнение не принесут малышу пользы в будущем. Поэтому важной задачей родителей является развитие у детей и подростков адекватного отношения к самому себе.

Источник

Как развивать самооценку ребенка

         Что такое самооценка? 

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Читайте также:  Особенности развития физических качеств ребенка 6 лет

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении? 

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Тест «ЛЕСЕНКА»
(тест «Десять ступенек»)

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
  • Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

В основе самооценки лежит возникшее еще в раннем детстве эмоционально положительное отношение к себе.

Задача родителей заключается в том, чтобы  поддерживать такое отношение к  себе  у ребенка, а значит:

-не быть излишне критичными;

-не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;

-не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;

-оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не  мешать проявлениям самостоятельности;

-не ограничивать его общение со сверстниками;

-если ребенок часто болеет, пропускает детский сад, находить возможности для организации его встреч с друзьями в  выходные дни;

-помогать ребенку приобретать новых друзей во  время летнего отдыха.

        В 5-6 лет начинает складываться  детская личность, развивается важнейшая личностная черта-нравственность

        Нравственность-это  система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях  доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти  на  помощь.

        С  5 лет ребенок также начинает понимать  моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в  игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка новомосковск

        Важно помнить, что применение в  общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого вы должны как можно больше общаться со  своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.

        Однако  ориентирами поведения для ребенка могут  служить сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе или компании. В любом детском коллективе бывают популярные дети, с которыми все  играют, дружат, и не популярные, которых не все  сверстники принимают в совместную игру. Поэтому  очень важно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций при общении со сверстниками и занял достаточно высокую статусную позицию в детском коллективе.

        Причины непопулярности детей в детском коллективе:        

-уровень развития навыков общения;

-непривлекательный внешний вид;

-степень развития игровых навыков;

-обладание или не обладание  заманчивыми игрушками, предметами.

При этом надо учитывать, что ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

«Имя» 

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций» 

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

— Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

— Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

— Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

«Жмурки» 

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

«Зеркало» 

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в » Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Источник