Разработка коррекционной технологии нарушенного развития ребенка

Наталья Филиппова
Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий:

1. Артикуляционная гимнастика

2. Технологии музыкального воздействия;

3. Сказкотерапия;

4. Логоритмика;

5. Цветотерапия;

6. Арт-терапия.

1. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения,помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

2. Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

3. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми

4. Логоритмика. Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия,и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике –активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.

5. Цветотерапия. Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе мы применяем упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. С помощью дидактической методики «Разноцветные странички» мы диагностируем эмоциональное отношение ребенка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Игра «Цветные феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Разноцветных недель» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Сухой дождь», «Коврик настроений», «Зажги радугу» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей.

6. Арт- терапия. Арт –терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).В рамках арт-терапии выделяются также целые психологические направления в зависимости от основного типа творческих занятий: изотерапия (рисуночная терапия, фототерапия (творческие занятия фотографией, песочная терапия. Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка схема

Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.

Источник

Татьяна Белоусова
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики

Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.

В работе учителя-дефектолога считаю целесообразным и оправданным применение следующих технологий:

• Технологии обследования познавательной деятельности и речи.

• Технологии уровневой дифференциации.

• Технология индивидуализации обучения.

• Технологии проблемного обучения.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Игровые технологии.

• Информационно-коммуникативные технологии.

Коротко расскажу о каждой из них.

Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.

Цель: полная и качественная оценка состояния речи детей с ЗПР, интеллектуальным недоразвитием (У/О).

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные компетенции.

Эффект использования: позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка, что, в свою очередь предшествует грамотному планированию лого-коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков.

Технология уровневой дифференциации

Цель:обучение ребенка на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям ребенка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, когнитивные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Технология индивидуализации обучения

Цель: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.

Компетенции, на которые направлена технология: социально- информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усиление учебной мотивации и развитие познавательных процессов.

Технология проблемного обучения

Цель: усвоение способов самостоятельной деятельности.

Компетенции, на которые направлена технология: когнитивные, коммуникативные компетенции.

Эффект использования: организация активной деятельности учащихся по разрешению проблемы, активизация познавательной активности,развитие мыслительных способностей.

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.).

Цель: формировать вербальные средства коммуникации, мотивации, речевого общения, развивать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.

Информационно-коммуникативные технологии.

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекци-онной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, со-циально-информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Игровые технологии.

Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативная, со-циально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитив-ные процессы.

Технология развивающего обучения.

Цель: развитие способностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Технология формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н. С.

Цель: формирование вербальных средств коммуникации. Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные коммуникации

Эффект использования:формирует слоговую структуру слова, делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимает коммуникативные барьеры.

Здоровьесберегающие технологии:

Су-джок терапия

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.

Биоэнергопластика

— содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало.

Фонетическая ритмика

— двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.

Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.

Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Педагогический прием «Маленький учитель».

. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.

Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности

и потенциальных возможностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.

Читайте также:  Профилактика психических болезней и отклонений в развитии у ребенка

Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Источник

Технологии коррекционной работы с детьми  с нарушениями в развитии  

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии  

У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки, которые приводят к отклонению в общем развитии. В зави- симости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некото- рые – компенсироваться

Дети с нарушениями слуха и зрения  

Дети с нарушениями слуха. Различают два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. Принято различать три степени тугоухости (по Л.В. Нейману): 1) первая степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дб; 2) вторая степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне от 50 до 70 дб; 3) третья степень тугоухости – потеря слуха в речевом диапазоне превышает 70 дб. Принято выделять 4 группы глухих детей: 1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125–250 Гц; 2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц; 3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц; 4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше. Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (гудок автомобиля или паровоза, удар в колокол, громкий крик). Глухие дети третьей и четвертой группы могут воспринимать и различать на небольшом расстоянии звуки, разнообразные по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.). Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов. У глухих детей особенно отстает развитие словесно-логического мышления. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка текста, по- строение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми предполагает соблюдение общих требований к воспитанию детей раннего возраста. Для глухого или слабослышащего ребенка должны быть созданы такие же условия для физического и психического развития, как и для ребенка без па- тологий. Для успешной организации коррекционной работы с глухими и слабо- слышащими детьми младенческого и раннего возраста необходимо наладить раннее выявление нарушений слуха в поликлиниках по месту жительства, а также дифференциальную диагностику и слухопротезирование детей раннего возраста в существующих сурдологических центрах и кабинетах. Одновременно с этим важно организовать коррекционную педагогиче- скую работу и детьми раннего возраста силами учителей- дефектологов сурдокабинетов и специальных учреждений для глухих и сла- бослышащих детей. Дети с нарушениями зрения. Слепота – неспособность видеть, т.е. воспринимать зрительные стимулы, из-за патологических изменений в глазах, зрительных нервах или в мозгу. Слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Для построения грамотной коррекционной работы необходимы: учет первичных и вторичных дефектов, учет уровней сформированности речи, а так же индивидуальные способности ребенка. Процесс коррекционной работы предполагает комплексный подход, а именно работу нескольких специалистов: логопеда, учителя, тифлопедагога, воспитателя. 80% незрячих детей имеют различные речевые нарушения, поэтому особое место отводится логопедическим занятиям. Они проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы комплектуются с учетом состояния зрения детей, их речевых и индивидуальных возможностей.

Программа по обучению ориентировки в пространстве включает в себя 6 разделов: 1. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению простран- ственной ориентировке. 2. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропро- странстве. 3. Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство. 4. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах. 5. Развитие общей моторики формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. 6. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками). Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Программа рассчитана на четыре года пребывания в специальном дошкольном учреждении. Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у не- го к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторич- ных отклонений.

Умственно отсталые дети  и дети с задержкой психического развития  

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физи- ческое развитие.  Для правильной коррекционной работы необходимо учитывать инди- видуальные особенности каждого ребенка с умственной отсталостью. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воздействие на индивида и обучение умственно отсталого ребенка. Одной из основных задач коррекционного процесса в этой группе де- тей является выработка навыков общения, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для разработки навыков общения используются программы, разработанные Л. М. Шипицыной, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич, И.Н. Мамайчук и др. Как правило, умственная отсталость сочетает в себе не только отстава- ния в интеллектуальном плане, но и в физическом, тактильном, наблюдаются проблемы со зрением и слухом. В связи с этим необходимо постоянное раз- витие всего упомянутого выше. Учитывая их психическую, соматическую ослабленность, повышенную истощаемость, нарушение памяти, приходится пользоваться приемами, облегчающими запоминание. Этому может способ- ствовать: использование зрительных образов, создание наглядных пособий, игровые приемы и т.д. При наблюдающемся у умственно отсталых детей синдроме эмоцио- нально-волевой неустойчивости необходимо выработать понимание чувств окружающих, положительную трудовую установку, ответственность за пору- ченное дело, что может уменьшить несамостоятельность, пассивность и без- ответственность.  Неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса являет- ся трудовое обучение, что обеспечивает социализацию в общество и участие в производительном труде.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок на 2 месяце жизни развитие

 184

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована ря- дом нормативных государственных документов. В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 года (№ 103) действуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы- интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах. Для детей с задержкой психического развития существует специальное (кор- рекционное) образовательное учреждение VII вида. Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: 1-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освое- ния – 3–5 лет); 2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освое- ния – 5 лет). Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка. Главной задачей коррекционной работы с детьми данной категорией, яв- ляется обогащение знаний детей об окружающем мире, научить их самостоя- тельно добывать знания и умело пользоваться ими. Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующее: исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития; формирование базовых составляющих психического развития; формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы; коррекция эмоциональ- ного развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование ба- зовой аффективной регуляции; коррекция речевого развития: звукопроизноше- ния, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструк- тивные взаимодействия в группе. Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, разви- вать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. План коррекционно-развивающих мероприятий должен быть на- правлен на формирование интеллектуально-эмоциональных операций.  

Дети с тяжелыми нарушениями речи  

 185

Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или час- тично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обучаются в школах- интернатах V вида. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдаю- щих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и ус- воение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррек- ционного воздействия. Коррекция нарушений речи и письма у учащихся про- водится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фо- нетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Трудность в работе с детьми с ТНР связана с тем, что у многих детей отмечается сложная структура дефекта. У большинства детей проявляются психоневрологические и соматические расстройства, пониженная сопротив- ляемость к различным инфекциям, аллергическим реакциям, к хроническим заболеваниям внутренних органов. Поэтому большое значение в коррекци- онной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия. Большинство воспитанников логопедических групп находятся под медицин- ским наблюдением и на периодическом активном лечении у педиатра, невро- патолога, психиатра и отоларинголога. Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего об- разовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаи- модействие учителя логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.  Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем: 1. Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тон- кой моторики. 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

 186

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамма- тических категорий.  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и уп- ражнения на бездефектном речевом материале.  6. Формирование связной речи. 7. Закрепление навыков чтения и письма.  

Дети с нарушениями опорно-двигательной системы  

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный пара- лич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко при- водит к инвалидности ребенка.  ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто соче- таются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечеб- ной, психолого-педагогической и социальной помощи. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и со- циальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эф- фективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевре- менностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в ра- боте различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить ком- плексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласо- ванность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психо- невролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Не- обходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого- педагогической и логопедической коррекции. В комплексное восстановительное лечение детского церебрального па- ралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтиче- ские процедуры. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо- ты предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон

психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их наруше- ний.    

Источник