Разностороннее развитие ребенка в музыкальной деятельности
Алла Козлова
Развитие ребенка в музыкальной деятельности
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В период с рождения и до 7 лет ребенок приобщается к изучению окружающего мира и начальной социализации. Именно в дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей. Поэтому большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного.
Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребенка к действительности, средство нравственного и умственного воспитания и, в конечном итоге, средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании, во всей систем формирования всесторонне и гармонически развитого человека.
Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения – находит отражение в музыке. Возникновение в нашем сознании естественных закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека.
Ребенок сопереживает то, что выраженно в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащают его духовный мир.
Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с ее помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, который помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в совершении многочисленных и разнообразных открытий.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными способами воздействия на эмоциональную сферу, является удивительно тонким, и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Приобщение маленьких детей к музыке имеет огромное значение для формирования у них внутреннего мира, эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность, внимание и память, эстетическое отношение к действительности.
Тематическое разнообразие, отражаемое музыкой, бесконечно, как космос, оно охватывает все стороны бытия. Сегодня у детей, живущих в новой информационной среде, проводящих много времени у компьютеров, как никогда важно развивать внутренний мир, эмоциональную сферу, способность чувствовать и понимать других людей, взаимодействовать друг с другом и с миром природы.
Ребенок знакомится с музыкой как с источником радости и отдыха, а также как со стимулом для творчества в ряде видов деятельности, как, например, пении, в игре на музыкальных инструментах или в танцах, но также и в рассказывании, движении, рисовании.
Музыка развивает «активное слушание». В этом случае слушание музыки становится эстетическим и прочувствованным, приобретает культурное значение. Современное пение, музицирование и танцы способствуют развитию социальных навыков, коммуникативности и умению работать в команде, музыка положительно сказывается на речевом развитии ребенка. Развитие голоса – это одновременно и развитие речи. То, что дети переживают, что ими движет, находит выражении в речи и в пении.
Благодаря связи с другими культурными практиками музыка возбуждает фантазию и креативность, дает возможность формировать и реализовывать собственные идеи в рисунке, танце или сценическом изображении.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Платон и его последователи полагали, что «воспитание в музыке надо считать самым главным: ритм и гармония глубоко внедряется в душу, овладевает ею, наполняет красотой и делает человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Таким образом, мы все понимаем, что главное в художественно эстетическом и музыкальном воспитании дошкольников является развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности.
Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребенка.
Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познание общества, природы и мира в целом.
Источник
Слайд 1
Разностороннее развитие ребенка в музыкальной деятельности «Музыка — модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но и познавательной, и нравственной сфер и, что особенно важно, формируют творческую личность» /Б. Танеев /
Слайд 2
Нормативные документы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации« /глава 7, ст.64/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования« /п. 2.6./ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Слайд 3
Структура музыкально-образовательной системы ДОО
Слайд 4
Музыкально –педагогический процесс в ДОУ Содержание музыкального образования: Определяется Образовательной программой ДОУ Реализуется посредством музыкального репертуара Тесно связано с уровнем профессионализма педагогов, с желанием и возможностями детей освоить данное содержание
Слайд 5
Средства обучения Определяются Уровнем развития культуры общества, Возможностями детей и профессиональными возможностями педагога Формами организации и самоорганизации детей в музыкально-художественной деятельности
Слайд 6
Методы музыкального образования По источнику передачи и получения знаний: Наглядные Игровые Словесные Объяснительно-иллюстративные Практические По характеру познавательной деятельности: Проблемные Частично поисковые Исследовательские Специфические: а) побуждение к сопереживанию; метод убеждения; метод упражнения; метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям (Н.А.Ветлугина) б) метод контрастного сопоставления произведений (О.П.Радынова) и другие.
Слайд 7
Формы организации музыкальной деятельности. Музыкальные занятия Совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм Праздники и развлечения Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Слайд 8
Музыкальные занятия
Слайд 9
Формы взаимодействия в совместной деятельности педагога и детей. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы совместной музыкальной деятельности 1-3 года Предметная, предметно-манипулятивная Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе; Игры –эксперименты со звуками и игры – путешествия в мир звуков; Предметное коллекционирование; Музыкально-игровые приемы (звукоподражание); Музыкальные и музыкально-литературные загадки; Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры; Музыкально-двигательные игры импровизации; Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)
Слайд 10
Формы взаимодействия в совместной деятельности педагога и детей. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы совместной музыкальной деятельности 3-5 лет Игровая (сюжетно-ролевая игра) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня – игра); Музыкальные игры – фантазирования; Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе; Усложняющиеся игры – эксперименты и игры путешествия; Музыкально – дидактические игры; Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений; Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием; Концерты – загадки; Беседы, в том числе по детским вопросам о музыке.
Слайд 11
Формы взаимодействия в совместной деятельности педагога и детей. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы совместной музыкальной деятельности 5 – 7 лет Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность и полипроблемность; Музыкально – дидактическая игра; Компьютерные музыкальные игры; Исследовательская (опытная) деятельность; Проектная деятельность; Театрализованная деятельность; Хороводная игра; Музыкальные игры – импровизации; Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты; Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальные музеи; Интегративная деятельность; Клуб музыкальных интересов; Коллекционирование (в том числе музыкальных впечатлений); Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Слайд 12
Праздники в детском саду Задачи: Приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; Воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству; Воспитание уважительного отношения к истории и достижениям страны и др. Тематика: Традиционные Календарные Всемирные Вид праздника: Концерт Конкурс Инсценировка Драматизация Комплексное или интегрированное занятие
Слайд 13
Условия организации педагогом самостоятельной деятельности детей. Учет детских музыкальных интересов и предпочтений, субъективных качеств ребенка в музыкальной деятельности; Недоминирующий характер взаимодействия с детьми, косвенное участие взрослого в деятельности детей; Продуманная предметно игровая среда (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной деятельности) и ее доступность.
Слайд 14
Насыщенность предметно-музыкальной среды Дидактические игры и пособия Развивающие игры и материалы развивающих технологий /«Звучащий мир вокруг нас»; игры со звуками (природный, бросовый материал: деревянные палочки, камешки, баночки, орешки и т. д.)«Что звучит: дерево, металл, вода, камни, кожа, бумага, др.»/ Игры на моделирование: на виды движений, на силу звука, на длительность звука. Картинки к музыкальным произведениям (предметные, сюжетные) Картинки с изображением музыкальных инструментов Картинки о разных музыкальных профессиях: пианист, скрипач, дирижер, др. Портреты композиторов Иллюстрации с изображением разных музыкальных жанров Картинки с изображением поющих, играющих на разны музыкальных инструментах людей Продукты детского творчества – Рисунки к знакомым музыкальным произведениям Аудиозаписи: песенки в исполнении детей; Фотоальбомы: детское музыкальное творчество Детская литература /Книжки с песенками и потешками «Бременские музыканты»; Детская энциклопедия «Балет» «Времена года» (альбом) и др /
Слайд 15
Что только есть прекрасного на свете — Всё музыка нам может передать: И шум волны, и пенье птиц, и ветер. Про всё она нам может рассказать. То звонкою капелью засмеётся, То вьюгой заметёт, запорошит, Дождём весенним радостно прольётся, Листвою золотою закружит. Поют, танцуют, веселятся дети И просто слушают, закрыв глаза. Прекрасно, что есть музыка на свете! Нам без неё прожить никак нельзя! М. В. Сидорова
Источник
Таранова Надежда
Влияние музыки на развитие личности дошкольника
Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического характера. Но формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию положительных эмоций и чувств ребенка. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка может непосредственно передавать разнообразные чувства и состояние человека. Музыка обладает сильным психологическим воздействием, она может успокаивать, возбуждать, вызывает различные эмоциональные состояния от покоя и гармонии до беспокойства и агрессии. Вот почему она является исключительно важным фактором в становлении личности.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», — так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.
Формирование музыкально – сенсорных способностей является особо важным звеном в развитии музыкальной деятельности детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка прежде всего воспринимается чувственно. Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения, которое особенно важно для детей дошкольного возраста.
Психологическими исследованиями доказано, что те способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального восприятия, как например, способность дифференцировать и различать, определять особенности музыкального произведения, а также память, воображение помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности интеллектуальное развитие личности ребенка.
Интеллектуальные контакты с музыкой приучают к наблюдениям, обогащают воображение, развивают память и мышление, учат сосредоточивать внимание, влияют на формирование воззрений и воли ребенка, приучают к правильной оценке явлений. Занятия музыкой развивают способность аналитического и одновременно синтетического восприятия звуковых явлений.
В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально – образное мышление, то есть способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, относится не только к их музыкальному развитию, но способствует расширению их общих познаний о действительности и совершенствует их способности к разносторонней умственной деятельности.
Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального т. е. ярко окрашенного чувством мышления, которому присущи увлеченность и расположение к творческому подъему.
Способность к эмоциональному мышлению оставляет глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого познания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из особенностей духовной организации человека. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушая музыку, ребенок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией, поэтому очень важно какую музыку слушает ребенок.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомство детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания побуждает их к сопереживанию.
Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на эмоциональное отношение к явлениям жизни, способна пробуждать воображение, фантазию. Песни «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о Москве» Г. Свиридова, «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова пробуждают чувство патриотизма, гордости и любви к Родине, когда дети охвачены общим коллективом и общими переживаниями.
Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают чувство дружбы, обогащают переживания детей, их духовный мир. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Например, торжественное звучание марша радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных и подчеркнутых движениях рук и ног. А спокойный, плавный характер хоровода, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, мягкими и округлыми.
Через восприятие разнообразной тембровой палитры звуков различных музыкальных инструментов, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к шедеврам классической музыки. Это произведения таких композиторов, как П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. С. Бах, В. А. Моцарт. Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Произведения этого сборника передают картины детской жизни и веселых игр – «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты — «Баба Яга»; танцевальную музыку — «Полька», «Вальс», «Мазурка»; картину природы в пьесе «Песня жаворонка».
Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта.
Условия современности вызывают недооценку и даже пренебрежение к вопросам эмоциональной жизни. Такого рода односторонность ведёт к нарушению основных принципов гармонического воспитания детей и к эстетической «бесчувственности». Непрерывному росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление, обогащение их эмоциональной сферы.
Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребёнке общечеловеческих ценностей: добра, красоты, уважения, любви. Важным показателем музыкальной культуры человека является интерес к музыке, умение осознанно воспринимать её в различных исполнениях. Музыкальное воспитание обогащает все проявления детей, создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, благодаря которому у детей закладываются основы музыкальной культуры, развиваются музыкальные способности.
Источник