Различные подходы к изучению развития ребенка

Различные подходы к изучению развития ребенка thumbnail

Различные подходы к исследованию психики ребенка.

3.1.Биогенетический принцип в психологии.

Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть
внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам,
объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых
методов исследования.
Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали
теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется
определенному закону.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) –
считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого
рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
Эти положения, естественно, вызвали критику у многих психологов (С.Л.
Рубинштейн, П.П. Блонский). Однако под влиянием работ Холла изучение детской
психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого
фактического материала. Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных.
Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но,
несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная
теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция.
Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.
Гезелла, Л. Терменя. Идея Холла – попытки показать, что между историческим и
индивидуальным развитием существует связь.

3.2.Нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики
психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая
базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной
активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка
(чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория
Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
Л. Термен в 1916 году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел
понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение:
коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни.
Исследование шло 50 лет.
Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и
креативностью.
Два типа мышления: конвергентное (решение задач, имеющих один правильный ответ);
дивергентное (решение задач, имеющих множество ответов, когда ни один из ответов
не может считаться единственно правильным).
Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение
определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления (дети с
развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта).
Предмет исследования таланта: изучение соотношения между интеллектом и
креативностью; выявление особенностей личности креативных детей, изучение
факторов окружения и т.д. В результате: 1)креативность проявляется неравномерно
(5,9, 13,17 лет). Тормозит развитие креативности: ориентация на достижения
успеха (конформизм). Стимулирует: награды, спец. тренировка.
2) одаренный ребенок – упорен, целеустремлен, уверен в себе; одинок, хотя и
общителен.
Это сложная картина одаренного ребенка. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую
психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии
как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения
возрастных изменений.

3.3.Отождествление научения и развития.
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю
связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует
американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него
окружение, его среда. Это направление в американской психологии, для которого
понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова, его идея
о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский
принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в
разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея
проведения строго научного эксперимента И.П. Павлова.
Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое
элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из
множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их
привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю
в лабораторных условиях.
В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания
стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен первый параметр
этой связи – ассоциативная концепция связи.
Второй главный акцент на значении подкрепления. Поиски ответов на вопрос о том,
зависит ли научные: то есть установление связи между стимулом и реакцией, от
некоторых состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента
Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия
выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея
Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого эксперимента в
лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею «технологии
поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого
выбранного экспериментатором поведения. (Б. Скиннер) – механический подход к
поведению.
К. Роджерс противопоставил Б. Скиннеру свою позицию: свобода – это осознание
того, что человек может жить сам, здесь и теперь, по собственному выбору. Это
понимание смысла внутри себя.

3.4.Теория трех ступеней детского развития.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в
анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или
этапы развития поведения в фило — и онтогенезе.
К.Бюлер (австрийский психолог) предложил теорию 3-х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с
созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с
действием. В ходе эволюции поведения отличается переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению:
1 этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
2 этап – на уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения
действия.
3 этап – предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная
движущая сила развития поведения. К. Бюлер отметил появление первичных форм
мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных. К.Лоренс критиковал концепцию К. Бюлера. По его
мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Д.Б. Эльконин, развивая мысль К.Лоренса, подчеркнул, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма
существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может
быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: условные
рефлексы появляются на 2-3 недели жизни. Но ребенка необходимо учить что-то
делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.
Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в
системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды.

3.5.Концепция конвергенции двух факторов детского развития.
Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.Бюлера и
механизма Э.Торндайка. Витализм – учение о несводимости высших форм поведения к
низшим. Механицизм – сведение сложного к простому.
По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних
условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в
созревании, но и в обучении.
Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут
известны обе его стороны. По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что
ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его
переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, назван
психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию,
по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно
изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении.
Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип – принцип
структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для
инстинкта, дрессуры, интеллекта.
Теория конвергенция. Результат спора психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда.
Основоположник является В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не
простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними
условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии
с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как
настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который
складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Г.
Айзенк – 80 % наследственность в интеллекте; 20% — под влиянием среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения:
1) «больничная койка» — субъект находится под влиянием среды как беспомощный
пациент (первые месяцы жизни);
2) «луна-парк» — субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но
он не может изменять их последующее влияние на себя;
3) «соревнование пловцов» — опыт подобен плавательной дорожке, на которой по
стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от
внешних стимулов;
4) «теннисный матч» — здесь осуществляется постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом: теннисист должен приспособиться к действиям своего
противника и в настоящее время он влияет на поведение другого игрока способом
отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике
поведения ставят одну из ключевых проблем психологии – проблему активности
субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение
имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.
Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в
современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим
обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем
имитации, подражания.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). — М., 1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
— М., 2000.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Различные подходы к
исследованию психики ребенка»:
1. Какой закон сформулировал Э.Геккель и почему он подвергался критике?
2. В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка (А.Гезелл,
Д.Гилфорд, Торренс)?
3. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного
рефлекса?
4. Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект.
5. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.

Тестовые задания по теме «Различные подходы к исследованию психики ребенка»:
1. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: « Если центральным
утверждением А.Гезелла было утверждение « …ведет за собой …», а) развитие
…обучение, б) обучение …развитие.
2. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: Л.С.Выготский
утверждал, что «…ведет за собой…» а) развитие …обучение, б) обучение …развитие.

 

Источник

Различные подходы к изучению развития ребенка

ТОП 10:

Развитие — изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью – оно медленно раскрывается само для себя, — медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя». [ 25. С.285].

Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводят к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.

В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, заданных задатками.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности.

· противоречие между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;

· противоречие между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.

 Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

· «уровень актуального развития» – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.( 15,Т.2, ,с.246-247)

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка, то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Задача педагога — способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.

Что такое социализация?

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование социальных чувств: социальных симпатий и антипатий.( В.В. Зеньковский)

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

 Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.

Говоря о социализации человека, мы имеем в виду, прежде всего формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеский, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. П.Н.Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонними влияниями друг-друга, непрестанно реагируя на эти влияния» [41.С.76].

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы. Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравиться, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и … и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы, и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!» [61.С.12].

Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего только себе присущего способа социального поведения.

Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.

Критерии социализации

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор». (22 ,с.86)

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.



Источник