Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Забайкальский
государственный гуманитарно-педагогический
университет

им. Н.Г.Чернышевского

С.А.Калашникова

ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Учебно-методическое
пособие

Чита 2007

УДК 152.27 (075.3)

ББК Ю 983.401я 73

К 17

Печатается по
решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н.Г.Чернышевского

Рецензенты:
Е.В.Зволейко,
канд. п. наук,

доцент
кафедры специальной психологии ЗабГГПУ;

В.А.Полухина,
заместитель директора по научно-

методической
работе Центра психолого-медико-социального

сопровождения
«ДАР»

Ответственный
за выпуск:

А.А.Томских, канд. геогр. наук, доцент,

проректор
по учебной работе ЗабГГПУ

Калашникова
С.А.

Диагностика
психического развития детей в младенчестве
и раннем возрасте:
Учебно-методическое
пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.

В пособии рассмотрены
основные принципы, подходы и методы
диагностики психического развития
детей младенческого и раннего возраста.
Пособие восполняет недостаточность
систематизации опыта в области
практической работы психолога с детьми
младенческого и раннего возрастов.

Пособие адресовано
студентам психологических специальностей,
практикующим психологам. Представленные
материалы могут быть использованы при
изучении дисциплин «Методы психологической
диагностики», «Психолого-педагогическая
диагностика», «Методы диагностики в
норме и патологии».

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1. Принципы ранней
диагностики психического развития
детей. 4

1.2. Методы ранней
психологической диагностики.
6

1.3.Ранняя диагностика
нарушений развития.
14

1.4. Организация
диагностического обследования.
16

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года.

2.1. Показатели
развития младенца и параметры диагностики.
23

2.2. Признаки
нарушений нервно-психического развития
в младенчестве. 27

2.3. Психодиагностический
инструментарий.

28

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

3.1. Показатели
развития ребенка и параметры диагностики.
32

3.2. Признаки
нарушений нервно-психического развития
в раннем возрасте. 35

3.3. Психодиагностический
инструментарий.
36

Словарь терминов

42

Литература

45

Приложение 1.Таблицы для
оценки психомоторного развития детей

от рождения до
трех лет.
47

Приложение 2.
Психопатологические симптомы и
симптомокомплексы нарушений у детей
раннего возраста.
61

Приложение 3.
Методика диагностики умственного
развития детей раннего возраста.

64

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей.

Психологическая
диагностика раннего детства является
актуальным направлением практической
деятельности психолога. Это связано,
прежде всего, с необходимостью раннего
выявления возможных отклонений,
планирования индивидуальных мер
психологической коррекции и профилактики.
Необходимость ранней диагностики также
связана с исключительной значимостью
ранних периодов онтогенеза для развития
личности. Поскольку темпы психофизического
развития в младенчестве и раннем возрасте
очень велики, то порой незначительные
проблемы или отклонения в развитии
могут привести к серьезным нарушениям
в более старшем возрасте. С другой
стороны, на ранних этапах развития
имеются огромные возможности для
преодоления имеющихся затруднений за
счет пластичности нервной системы и
чувствительности детской психики к
коррекционным воздействиям.

Для успешной
профилактики возможных трудностей в
развитии ребенка в ранней диагностике
необходимо придерживаться ряда принципов.

Первый принцип
предполагает использование всех
возможных путей для получения сведений
о психическом развитии ребенка и условий
его семейного воспитания.

Психолог может
получить необходимую информацию из
анамнеза, в процессе наблюдения, используя
заключения других специалистов (педиатра,
невролога и др.). На основе анамнеза
можно получить предварительное
впечатление о психическом развитии
ребенка до получения объективных данных.
Сбор анамнеза позволяет выявить возможные
вредности, которые могли повлиять на
развитие ребенка в пренатальном и
постнатальном периодах развития.

Из беседы с
родителями можно получить представление
о темпе развития ребенка.

Второй принцип
касается выявления факторов риска для
нормального развития ребенка. Оценка
психического развития ребенка должна
производиться как можно раньше. Факторами
риска могут быть как пренатальные, так
и постнатальные вредности.

Третий принцип
– комплексность обследования –
предполагает интеграцию информации,
полученной разными методами и разными
специалистами. Данный принцип требует
от диагноста профессионального владения
отдельными методами, умения интегрировать
результаты обследования в диагностическое
заключение.

В изучении человека
различают следующие плоскости данных
[19]:

— биологическая
(соматическая): на первом плане стоят
соматические процессы, которые можно
зафиксировать физическими и химическими
способами;

— психическая
(психологическая): акцент ставится на
индивидуальном переживании и поведении,
включая деятельность;

— социальная: акцент
на межличностных системах, социальных
условиях;

— экологическая:
в центре внимания находятся материальные
условия.

Абсолютизация
какой-либо из плоскостей не может дать
полной картины при изучении психики.

Четвертый принцип
– целостное и системное изучение ребенка
– предусматривает обследование всех
сфер психики ребенка (когнитивной,
эмоционально-волевой, поведенческой).
Кроме того, необходимо установление
взаимосвязей между отдельными показателями
психического развития (особенностями
восприятия, памяти, других функций),
поскольку психологическое заключение
не может складываться из суммы
изолированных друг от друга показателей.

А.Л. Венгер отмечает,
что для описания
особенностей ребенка следует использовать
не перечень отдельных показателей
(симптомов), а более крупную единицу —
синдром – комплекс органически связанных
между собой симптомов, имеющий свое
происхождение и историю развития. В
качестве ядра синдрома предлагается
рассматривать три
блока: 1) психологические особенности
ребенка; 2) зависящие от них особенности
его деятельности и 3) складывающиеся в
этой деятельности взаимоотношения с
окружающими людьми. Взаимоотношения в
свою очередь влияют на ход дальнейшего
психического развития. Так замыкается
обратная связь, обеспечивающая целостность
синдрома (точнее, его ядра) и определяющая
направление его развития [3].Психологические
синдромы складываются в основном в
кризисные возрастные периоды и,
по-видимому, в значительной мере
определяются общими закономерностями,
характеризующими эти периоды.
Можно полагать,
что в каждый возрастной период формирование
психологических синдромов связано
преимущественно с той сферой, которая
в этом возрасте является ведущей. Вместе
с тем данные исследований свидетельствуют
о том, что, раз возникнув, синдром часто
оказывается очень устойчивым и окрашивает
собой все последующее развитие ребенка.

Читайте также:  Как составить программу развития ребенка

 Синдромный
подход в психологии позволяет формулировать
диагноз в терминах, задающих направление
коррекции — в данном случае психологической. 

Пятый принцип
принцип динамического изучения. В основе
данного принципа лежит концепция
Л.С.Выготского о двух уровнях психического
развития ребенка – актуального и
потенциального. Данный принцип требует
учета при диагностике зоны ближайшего
развития.

Шестой принцип
– генетический – предполагает учет
того, что симптомы возможных отклонений
могут быть обусловлены не только
повреждением центральной нервной
системы, но и могут появляться под
влиянием социальной ситуации развития
ребенка, в связи с чем один и тот же
симптом может иметь разное значение.

Седьмой принцип
касается особенностей диагностического
процесса и предусматривает возможность
качественно-количественной оценки
результатов диагностики. Для реализации
данного принципа необходимо использование
валидных и надежных диагностических
методик, количество которых должно быть
необходимым и достаточным. По содержанию
диагностические методики должны быть
взаимодополняющими.

Использование
указанных принципов дает возможность
адекватно оценить не только актуальное
состояние и уровень развития ребенка,
но и качественные характеристики
формирования основных составляющих
психического развития и потенциальный
уровень их развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрастеДиагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

 Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

 Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

 Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)

Игра и действия с предметами

Движение

Навык

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г.3мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

1г.6мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы — заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Таблица 8

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

I

II

III

IV

V

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1-ая степень:

по 1-2 показателям;

2-ая степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Таблица 9

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1г3мес.

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

1г6мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

1г9мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

2г.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

2г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

3г.

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета

Таблица 10

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки

Пирамида

1г3мес.

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Называние всех цветов

1г6мес.

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

1г9мес.

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

2г.

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Называние всех оттенков

2г6мес.

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец

Цветное лото

3г.

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Пирамида из 8-10 колец

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом;  на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Таблица 11

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1г3мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

2. Сюжетные показы

1г6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.Кукла, расческа.

2. Кукла, носовой платок.

1. Наблюдения.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

1г9мес.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

2г.

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Воображаемые предметы

2г6мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1. Кукольный театр

2. Игры с ролями.

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

3г.

Начало ролевой игры

1. Дидактические игры.

2. Строительные материалы

Таблица 12

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес.

Запас понимаемых слов быстро растет.

Предметы:

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

2. Одежда.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2 Отдельные картинки

1г6мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении.

2. Игры со звуками.

3. Игры с пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения в картинках.

1г9мес.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1. Мальчик кормит собаку.

2. Мама купает малыша.

3. Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

4. Рассказы без показа.

5 Проговаривание четверостиший.

6. Мелочь

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

2г6мес.

Грамматика

Вопросы

1.Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии, наблюдения.

3. Рассказы без показа, сказки

4. рассказы по картинке.

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

Где?

Куда?

3г.

В речи ребенка появляются придаточные предложения

Почему? Когда?

Таблица 13

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет

 в поликлинике и дошкольном учреждении

 (Составлено К.Л. Печорой)

 Таблица 14

Воз-раст

Мышление и речь

Внимание

и память

Моторика

(мелкая

и крупная)

Социальные контакты

4  года

I.Мышление – выявляется через методики

1.Доска Сегена.

2.Разрезные картинки (из 3 частей).

3.Кубики Косса (1 вариант).

4.Классификация (четвертая лишняя).

II.Речь – выявляется через:

сюжетные картинки с открытым, скрытым смыслом (ответы на вопросы)

Выявляется через:

1.Методику Г.И.Россолимо.

2.Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

3.Нелепицы (простые)

Выявляется через умения:

— застегивать пуговицы, кнопки, молнии, зашнуровывать ботинки;

— умение подпрыгивать на двух ногах, передвигаться вперед

Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей

5 лет

I.Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей).

2. Кубики Косса (2 варианта).

3. Определение временных понятий (утро, вечер).

4. Классификация (четвертая лишняя, с объяснением).

5. Сходство и различие (вода – лед и др.).

6. Загадки.

II. Речь

Рассказ по сюжетным картинкам с открытым и скрытым смыслом.

1. Картинки на внимание.

2. Нелепицы.

3. Загадки, четверостишия (на запоминание)

1. Умение самостоятельно одеваться.

2. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед.

Проявляются в ролевых играх, при умении соблюдать правила игры.

6 лет

I. Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей, сложный разрез).

2. Кубики Косса (3, 4 варианта).

3. Временные понятия (вчера, сегодня, времена года).

4. Классификация (четвертая лишняя, более сложные варианты).

5. Решение логических задач.

6. Загадки.

7. Лабиринты.

II. Речь

1. Рассказ по нескольким картинкам.

2. Картинки со скрытым смыслом.

III. Психологическая готовность к школе

Выявляются вышеуказанные умения

1. Картинки на внимание

2. Нелепицы (более сложные).

3. Загадки, стихи (на запоминание).

4. Ассоциативная память.

Методика А.Р.Лурии (10 слов)

1. Аккуратно закрашивать круг диаметром 2,5 см. за 70 с.

2. Прыгать в длину с места на 70 см.

Тест Керна-Ирасека.

Проявляются:

1. В творческих играх детей через умение строить сюжет, согласовывая индивидуальные игровые замыслы.

2. Рисунок семьи (Хоментаускас).

3. «Лесенка» (модификация В.Щур).

4. Задачи на принятие решений в разных ситуациях.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 22.09.2013

Читайте также:  Развитие мелкой моторики рук у ребенка 6 месяцев

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Источник