Раннее речевое развитие ребенка первые слова
Ольга Бритвина
Речевое развитие ребенка раннего возраста. Первые слова
Второй год жизни ребенка относиться к периоду интенсивного развития речи. Работая с детьми второго года жизни, педагоги сталкиваются с разными стадиями речевого развития детей: от вокализации, мимики и жестов до слов и элементарных фраз.
Вокализация-это отдельные звуки и звукокомплексы, которые являются средствами коммуникации на раннем этапе развития ребенка.
Серьезный период в речевом развитии ребенка связан с переходом от доречевой стадии к первым словам. Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около года. К этому времени в его пассивном словаре насчитывается примерно 50 слов, что можно проверить по реакции на просьбы и вопросы: «Принеси мячик. Положи кубик. Дай куклу. Где глазки? Где папа?
Первые слова появляются как звукокомплексы на фоне продолжающегося лепета. По своей акустической форме они обычно близки к лепетным проявлениям (ма-ма, па-па, бо-бо). Любое слово проходит несколько стадий усвоения, в процессе которых происходит смена звуковых оболочек.
Ребенок с помощью жестов выражает многие мысли:
— указание на предмет (рукой, поворотом головы, характерным взглядом);
-несогласие (кивком головы);
— исчезновение предмета (разводит руками);
— просьбу взять его на руки или подойти к нему (сжимание пальцев ладони по направлению к себе);
-указание на большие размеры предмета (разведение рук в стороны или поднятие рук над головой).
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ОКРУЖАЮЩИЕ РЕБЕНКА ЛИЦА.
-мама, папа
-баба (бабушка)
-деда, дидя (дедушка)
-тетя (чужая женщина)
— дядя (чужой мужчина)
-ляля (маленький ребенок)
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:
-кап – кап (дождь, вода).
ИГРУШКИ:
-ляля (кукла)
— мячик
ЕДА:
-ам-ам, ням-ням (есть, пить).
ПАДЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ:
-бах, бам, па,упа (упасть).
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ:
-тю-тю МЕСТО:
-там
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
-пись-пись, а-а. ДЕЙСТВИЯ — НАМЕРИНИЯ:
-дай, на, еще, тук-тук (стучать)
СОН:
-бай-бай. ДВИЖЕНИЯ:
-топ-топ.
ТРАНСПОРТ:
-би-би. СОГЛАСИЕ:
-да (с утвердительным кивком).
НЕЛЬЗЯ:
-азя (с жестом, ай-ай, низя. ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ:
-тиси (часы, але (телефон, сося (соска)
ПТИЦЫ:
-ку-ку (петух)
-ко-ко (курица)
-га-га (гусь)
-кар-кар (ворона) ЖИВОТНЫЕ:
-кися, ки, котя (кошка)
-ав-ав, гав-гав, ава, бака, бабака (собака)
В руководстве речевым развитием ребенка можно использовать модель «Цепочка вопросов».
Цепочка вопросов.
(1)Вопрос: Это что?Ответ. Отвечает ребенок.
(2)повторный вопрос: Мячик?
(3) Псевдовопрос: Как ты (имя ребенка) мячик катаешь?
У каждого вопроса в цепочке своя цель:
(1)Вопрос – побудить ребенка к произнесению нужного слова.
(2)Повторный вопрос – зафиксировать в сознании ребенка правильный звуковой олик слова.
(3) Псевдовопрос – стимулировать действие ребенка, а не вербальный ответ.
Подводим итоги:
1. На любой стадии развития речи ребенок нуждаеться во внимании и помощи взрослых.
2. В течении дня по 3-5 минут разговаривать с малышом. При разговоре ребенок должен видеть лицо взрослого; взрослый должен говорит четко и не ыстро; говорит о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, о том что он делает.
3. При обучении называнию предметов, при формировании слов-понятий необходимо, чтобы ребенок имел возможность действовать с предметом.
Источник
Самый ранний период развития детской речи — возраст до 1 года — называют еще подготовительным, ведь произносить первые слова большинство детей начинает только на втором году жизни, в возрасте примерно 12-14 месяцев. А о каких видах звуковых сигналах можно говорить в период раннего развития речи у детей до 1 года? В этом возрасте у малышей наблюдается голосовая активность, которую можно охарактеризовать как подготовительные упражнения для развития говорения, умения говорить слова. Она включает в себя крик, гуление и лепет.
Первая голосовая активность ребенка проявляется как крик. Он может быть похожим или переходить в плач, таким способом младенец сообщает об испытываемом им дискомфорте, подает сигнал взрослым о том, что ему нужна их помощь: либо он голоден, или ему холодно, или переживает еще какой-либо физический или психологический дискомфорт (громкий звук, испуг и т.п.). После устранения его причины, крик прекращается.
Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то приблизительно на 3-м месяце жизни, голосовая активность его начинает проявляться в форме «гуления». «А-у», «э-у», «гу» и «а-гу» — примерно такие звуки издает ребенок. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. Оно одинаковое у детей всех стран мира. Кроме того, гуление наблюдается и у глухих младенцев, и у тех, у которых не было звукового контакта с матерью. Благодаря гулению малыши постепенно осваивают интонационную систему языка. В этом им помогает подражательная способность (при сохранном слухе конечно же), позволяющая копировать интонации окружающих его людей. Как правило, гуление сопровождается выражением удовольствия и радости на личике ребенка. Важно отметить, что такое радостное настроение ребенка проявляется значительно ярче и сильнее, когда кто-либо к нему обращается с речью, то есть когда с ним разговаривают. Поэтому необходимо как можно больше разговаривать с ребенком: когда берете его на руки, переодеваете, делаете гигиенические процедуры, или когда он просто лежит в кроватке. И обязательно нужно говорить с ним или напевать колыбельную песенку перед засыпанием. Для раннего развити речи ребенка необходимо, чтобы с самого первого года жизни ребенок достаточно много слышал и воспринимал человеческую речь. При этом в расчет принимается обращенную к нему и эмоционально окрашенную речь близких взрослых, а не из передач по радио или ТВ.
К 6-8-ми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ка», «да» и т. п. многократно ритмически повторяя их. Из таких сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых. В это время важно, чтобы взрослые разговаривая, перекликались с малышом, повторяли звуки, которые встречаются в его лепете, но не сводили свое общение с ним только к такому «сюсканию». Кроме того, в задачу взрослых в этот период входит связать первые лепетные слова с предметами и таким образом наполнить их определенным содержанием, объясняя таким образом малышу окружающие его явления.
Важным событием для раннего развития речи до года является то, что дети с 6-7 месяцев начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Многие из них уже могут подползать или подходить на зов, отвечать на приветствия, качая головой, прощаться, махая ручкой, делать «ладушки», находить и показывать предметы по просьбе взрослых. В этом возрасте малыш начинает как бы «ситуативно понимать»звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где мама?», «где собачка?». Кроме этого, к году ребенок начинает сообщать звуками о своих нуждах, например, произносить «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращает звуками внимание взрослых на предметы, которые его интересуют. Сам он еще не научился произносить слова, но свои возгласы и интонации уже умеет варьировать: вокализируются чувства радости и недовольства, сопровождаясь характерными звуками: «а-а-а, «у-у-у. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл и очень радуется, когда его понимают, Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые «слова-предложения». Кроме этого, к концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина), и т.п.
Таким образом, слышащий ребенок, достаточно воспринимавший правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 12-18 месяцев. Если до года гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом. Конечно, у разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш.
Заключительным этапом раннего, дофразового периода развития речи становится появление целенаправленного указательного жеста, сопровождаемого звуками с интонацией требования, которые означают: «назови». Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным»предметам, пока не свыкнется с мыслью, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления. В это же время интенсивно закладывается пассивный словарь ребенка. Стоит отметить, что бурное развитие понимания речи взрослых на несколько месяцев опережает развитие устной речи ребенка. Нередко временной интервал между тем, когда ребенок начал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он стал произносить слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Но, разумеется, что родители, которые уделили достаточно времени раннему развитию речи малыша, когда ему еще не было и года, и активно занимались с ним, закладывая «речевой фундамент», имеют намного больше шансов на успех.
Источник
Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»
«Раннее речевое развитие. Довербальный период.»
Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.
Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развития происходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) — гуление — лепет -предслова (лепетные слова) — первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.
Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)— от 0 до 1,5- 2 мес.
Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.
Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.
Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.
Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.
Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.
Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.
На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.
С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.
Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:
Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта — тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.
Периодический, приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.
Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.
Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.
Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными, более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.
Стадия 2. Гуление — от 1.5 до 6 мес.
Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) — это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.
Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.
Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.
У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.
У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).
К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.
В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу
(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.
В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.
Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.
Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.
В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.
Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.
Типы лепета:
Простой лепет (5-7 мес.)— звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)
Канонический лепет (7-11 мес.) — повторение двух или трех одинаковых слогов
(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)
Слоговой или словесный лепет (9 мес.) — усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.
Стадия 4. Предслова и первые слова — от 10 до 12 мес.
Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.
Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)
Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речи на первом году жизни:
1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия — берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.
2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.
3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.
4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно — от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.
Симметричное взаимодействие — лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.
5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.
6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.
7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.
8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета — так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.
Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.
9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.
10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.
11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.
12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.
Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.
Источник