Питание и развитие ребенка презентация
1
Питание детей и подростков – один из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных влияний внешней среды.
2
Последствия для здоровья детей при неправильном питании Отставание в физическом развитии Психоэмоциональные нарушения Плохая успеваемость Избыточная масса тела Заболевания опорно-двигательного аппарата Эндокринные заболевания Заболевания ЖКТ Развитие железодефицитной анемии Нарушение иммунного статуса
3
Основные пищевые вещества Белки – основной строительный материал. Жиры – запас энергетического сырья. Углеводы – основной источник энергии. Витамины – регуляторы физиологических и биохимических процессов. Минеральные вещества – регуляторы физиологических процессов, часть из них участвует в построении органов и тканей.
4
Здоровое питание = Рациональное питание Это питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и обеспечивающее поддержание здоровья, хорошего самочувствия, высокой работоспособности, способности к обучению, устойчивости к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды.
5
Рациональное питание Максимальное разнообразие рациона. В рацион детей школьного возраста должны входить все группы пищевых продуктов: зерновые (крупы, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия), молочные (молоко, кисломолочные продукты – творог, кефир, сыры), фрукты, овощи, бобовые, мясо и мясопродукты, птица, рыба и рыбопродукты, пищевые жиры.
6
Зерновые продукты Хлеб и хлебобулочные продукты, макароны, хлопья из зерна, крупы (пшеница, рожь, просо, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха) и блюда из них. Важны в питании как источники: пищевых волокон, крахмала, витаминов группы В, минеральных веществ.
7
Зерновые продукты Хлеб и хлебобулочные изделия. Их пищевая ценность определяется в зависимости от вида зерна и степени его обработки. Чем менее очищено зерно, тем выше пищевая ценность: хлеб из цельнозерновой муки, обойной муки, муки 2 сорта, муки 1 сорта, муки высшего сорта, крупчатки, ржаной муки: сеяной, обдирной, обойной.
8
Зерновые продукты Крупы. Их пищевая ценность определяется в зависимости от вида зерна и степени его обработки. Гречневая, овсяная – богаты магнием, в гречневой крупе железа вдвое больше, чем в других крупах. При этом белок гречихи близок к белку животных продуктов, в нем много аминокислоты лизина.
9
Зерновые продукты Суточный рацион детей школьного возраста должен содержать: хлеба пшеничного 150–250 г; хлеба ржаного 70–150 г; круп, бобовых, макаронных изделий 45–60 г.
10
Молоко и молочные продукты Цельное молоко, кисломолочные продукты (кефир, ряженка, ацидофилин, простокваша, сметана, творог, сыры). Важны в питании как источники: легкоусвояемого кальция, полноценного белка, витаминов А, В2, В12.
11
Молоко и молочные продукты Суточный рацион детей школьного возраста должен содержать: молока и кисломолочных продуктов 500–600 г, творога 40–60 г, сыра 10–20 г.
12
Мясные продукты Мясо животных и птицы, рыба. Важны в питании как источники: полноценного белка, легкоусвояемого железа, витаминов группы В, включая В12, цинка.
13
Мясные продукты Суточный рацион детей школьного возраста должен содержать: 140–220 г мяса животных и птицы, 40–70 г рыбы.
14
Рыба – очень ценный для питания детей и подростков белковый продукт, так как богата йодом (морская рыба), фосфором, железом и незаменимой омега- 3 жирной кислотой. Омега-3 – положительно влияет на сердечно- сосудистую систему, улучшает мозговую деятельность. Клинические исследования показали, что омега-3 положительно влияет на поведение детей: они становятся менее возбудимыми и тревожными, легче учатся читать и писать. Мясные продукты Рыбные продукты
15
Овощи и фрукты, плоды, ягоды, зелень Важны в питании как источники: пищевых волокон, β-каротина, фолиевой кислоты, витамина С, калия, воды. Содержат мало жира, натрия.
16
Овощи и фрукты, плоды, ягоды, зелень Школьники должны ежедневно получать: 250–300 г картофеля, 300–400 г других овощей, 200–300 г фруктов и ягод в виде свежих плодов, 15–25 г сухофруктов.
17
Жировые продукты Растительные нерафинированные масла (для заправки салатов, винегретов) – источник ненасыщенных жирных кислот, фосфолипидов, жирорастворимых витаминов Е, К, провитамина А. Сливочное масло содержит витамины А и Д, в летний период β-каротин.
18
Жировые продукты Рацион питания школьников должен ежедневно включать жиры в виде: сливочного масла 25–40 г, сметаны 10–20 г, растительных масел 10–20 г.
19
Продукты, которые должны быть сведены к минимуму в питании детей и подростков Чипсы, сухарики, орешки Газированные сладкие напитки Сухие супы, бульонные кубики, полуфабрикаты Колбасные изделия Майонез Маргарин Из питания детей и подростков должны быть исключены продукты, содержащие большое количество красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и других ненатуральных пищевых добавок.
20
Рациональное питание Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, витаминам, минеральным веществам и др.)
21
Рациональное питание Рациональная кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
22
Рациональное питание Соблюдение режима питания. Регулярность питания – целесообразность приема пищи в одно и тоже время определяется условно-рефлекторными реакциями организма: выделение слюны, желудочного сока, желчи, ферментов, т.е. всего комплекса факторов, обеспечивающих нормальное пищеварение.
23
Рациональное питание Дробность питания – исследования показали, что одно- или двухразовое питание неблагоприятно влияет на здоровье и предрасполагает к ряду заболеваний. Школьникам рекомендуется четырехразовое питание с возможным дополнительным приемом пищи (сок, стакан кефира, фрукты и т.д.).
24
Рациональное питание Разумное распределение количества пищи в течение дня – завтрак – 25 %, обед – 35%, полдник 15%, ужин – 25%. Завтрак – наиболее важный прием пищи для школьника. Доказано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять работу, требующую внимательности и напряжения памяти.
25
Рациональное питание Обед: желательно, чтобы он состоял из овощной закуски, супа, второго горячего блюда (рыба, мясо, птица в различных видах с крупяным или овощным гарниром), напитка (компот, кисель, морс) или фруктов, ягод. Ужин: должен состоять из легко и быстро перевариваемых блюд (молочных, растительных). Ужинать школьники должны за 1,5–2 часа до сна. Режим занятости школьника необходимо строить так, чтобы пропуск полноценного приема пищи был исключением из правил!
26
При организации питания школьников необходимо учитывать потребности организма, связанные с режимом занятости, изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. Необходимо учитывать вкусы детей и подростков – важно, чтобы еда им нравилась.
27
Советы Большое влияние на аппетит оказывает обстановка, в которой кушает ребенок, стол должен быть хорошо сервирован, блюда должны иметь привлекательный вид. Детям не следует во время еды читать, смотреть телевизор и заниматься другими делами, так как это ведет к нарушению пищеварения. Никогда не ругайте ребенка за едой, не проводите воспитательную работу. Это очень вредно и для пищеварения, и для нервной системы ребенка.
28
Советы : Учите детей выбирать продукты, предоставляйте им право выбора пищи – это способствует развитию самостоятельности, которая так для них важна. Вовлекайте детей в приготовление пищи – это является одной из лучших стратегий воспитания у детей принципов здорового питания.
29
Советы : Соблюдайте сами и учите ребенка соблюдать правила личной гигиены, условий и сроков хранения продуктов и готовых блюд – это поможет избежать пищевых отравлений. Приучайте ребенка к простым и понятным правилам поведения за столом. Умение правильно пользоваться столовыми приборами придаст ему уверенности в себе.
30
Образ жизни, и в том числе образ питания, формируется в семье. Именно поэтому лучшее наставление – это собственный пример здорового питания! ПОМНИТЕ
Источник
Елена Костина
Презентация «Влияние питания на рост и развитие детского организма»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 9 «Светлячок»
Консультация для воспитателей
«Влияние питания на рост и развитие детского организма».
Инструктор по физической культуре
Костина Е. С.
г. Луховицы
2017г.
1. Дети дошкольного возраста очень любознательны и подвижны, они много бегают, прыгают, значительное время проводят в активных играх на свежем воздухе, многие из них занимаются спортом, а такой образ жизни сопровождается большими энергетическими затратами.
2. В то же время в организме продолжаются процессы усиленного роста и развития, совершенствуется работа всех органов и систем, а обмен веществ протекает весьма интенсивно и напряженно. Достаточно сказать, что ежегодно рост ребенка увеличивается на 5-8 см, а в период первого физиологического вытяжения, приходящегося на 6 лет, — на 10 см и более. Вес 6-7-летнего ребенка вдвое больше, чем его вес в годовалом возрасте. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что потребность детского организма в пластических и энергетических материалах достаточно высока, поэтому очень важно обеспечить ребенка полноценным и сбалансированным питанием.
3. Полноценное сбалансированное питание детей позволяет формировать здоровые ткани, закладывать фундамент для будущих школьных нагрузок.
Влияние и значение правильного питания для здоровья детей
Значение правильного питания детей следует оценивать с точки зрения основных пищевых веществ — белков, жиров и углеводов, минералов и витаминов в питании ребенка, так же как и о необходимости правильного соотношения между ними, то есть о сбалансированности питания.
4. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе дошкольника должно составлять 1:1:4.
Влияние питания на здоровье детей не обходится без достаточного количества белка, которое в суточном наборе продуктов должно составлять 70 г, из них животных белков должно быть не менее 65%, что составляет приблизительно 45-50 г.
Суточная потребность дошкольника в жирах — 70 г, из них растительное масло должно составлять 15%, то есть 10-12 г.
Остальное количество ребенок получает со сливочным маслом, сметаной, сливками. Не забывайте о том, что жир поступает в организм в составе мясных и молочных продуктов, колбасных и кондитерских изделий. Содержание углеводов в суточном рационе ребенка дошкольного возраста должно составлять 280-300 г.
5. На первом месте должны стоять сложные углеводы, которые содержатся в овощах, фруктах, крупяных изделиях. А вот простые углеводы, дающие «пустые» калории, следует ограничивать до 60 г в сутки (сюда входят сахар, варенье, конфеты и кондитерские изделия).
Следует иметь в виду, что качество белка зависит от степени его усвояемости в желудочно-кишечном тракте и последующего всасывания аминокислот. Легко усвояемым, а следовательно, более ценным являются молочный и рыбный белки, на втором месте — мясной белок, на третьем — белки растительного происхождения. Поэтому на ужин предлагайте ребенку молочные или рыбные блюда, чтобы не принуждать пищеварительный тракт к интенсивной работе в ночное время.
6. Меню полноценного питания детей: что обязательно включать в рацион дошкольника
При составлении меню полноценного питания детей старайтесь на завтрак предлагать ребенку кашу.
Во-первых, это энергоемкое блюдо надолго дает ощущение сытости.
Во-вторых, содержит клетчатку, которая не позволит кишечнику лениться.
В-третьих, для отдыхавшего ночью желудка каша послужит разминкой перед напряженным рабочим днем.
Нужно обязательно включать в рацион детей большое количество свежих овощей и фруктов.
На обед обязательно предлагайте салат из овощей, свежих, отварных или консервированных. С ними ребенок получит необходимые ему витамины, минеральные соли, микроэлементы, а также растительную клетчатку, способствующую перистальтике кишечника.
На ужин предпочтительно готовить легкоусвояемые блюда. Мы знаем, что легче всего перевариваются и усваиваются рыбные и молочные белки, поэтому желательно предлагать ребенку и всей семье рыбу в любом виде: отварную, жареную, рыбные котлеты и суфле, рыбу под маринадом. Если готовите мясное блюдо, то используйте рубленое мясо: котлеты, фрикадельки, биточки, голубцы, перец фаршированный и т. д. На гарнир к мясу подавайте овощи и зелень. В их компании мясо лучше переваривается и усваивается, чем с углеводами (картофель, макароны, тесто).
Это основные принципы рационального питания.
Источник