Раннее развитие ребенка с недостатками слуха

Дети с нарушением слуха вынуждены развиваться не так, как их сверстники. Это объясняется искаженностью либо полной недоступностью одного из способов получения информации об окружающем мире. Чтобы компенсировать этот недостаток, организм детей с такой проблемой вынужден работать в компенсаторном режиме. Восприятие таких малышей обладает определенными особенностями, которые обязательно нужно учитывать при воспитании как родителям и няням, так и педагогам.

Причины нарушения слуха у детей

Специалисты делят причины, приводящие к потере слуха, на 3 группы:

  1. Наследственные. В этом случае наблюдается нарушение строения слухового аппарата, нередко сочетающееся с отклонениями в развитии иных органов и систем.
  2. Внутренние и внешние негативные факторы, приводящие к сбоям в развитии слуха у плода. Это могут быть тяжелые инфекционные заболевания, такие как туберкулез, токсоплазмоз, герпес грипп и прочие. Также подобные отклонения могут возникать в результате приема алкоголя, антибиотиков, получения матерью травм и резус-конфликта.
  3. Болезни, которые родившийся здоровым ребенок перенес в раннем возрасте. К этой же категории относят и травмы, полученные при падении с высоты либо при попадании в ДТП. Подобное негативное влияние может быть вызвано и большими дозами антибиотиков – аминогликозидов.

В ряде случаев проблемы со слухом вызывает стечение сразу нескольких негативных факторов, поэтому точную причину установить не представляется возможным.

В качестве профилактических мер, позволяющих предотвратить нарушения у малыша, обычно называют здоровый образ жизни и исключение возможных вредных воздействий. Кроме того, важно строго выполнять все рекомендации педиатра, касающиеся ухода за ребенком.

Диагностика слабослышащих детей

Первый осмотр малыша происходит сразу после его рождения. Специалист проверяет ребенка на наличие безусловных реакций на звуки и речь, в норме присутствующих у всех детей до 2 лет. Здоровый малыш поворачивает голову на звук, зажмуривается, моргает либо улыбается и смеется. Если подобной реакции нет, следует обратиться к к врачу-сурдологу, который поставит точный диагноз и выявляет его природу.

У детей в возрасте 2 лет и старше, умеющих разговаривать, методика тестирования возможности слышать отличается. Им громким и средним голосом, а также шепотом называют слова, входящие в список Неймана, на высокой и низкой частотах и оценивают реакцию.

У диагностики детей с нарушениями слуха есть 3 главные цели:

  • определить, каков уровень общего развития;
  • узнать остроту восприятия звуков;
  • проверить речевые навыки.

Первым этапом психолого-педагогической диагностики малыша, имеющего нарушения слуха, является формирование доверительных отношений со специалистом. После беседы с родителями и юным пациентом педагог-психолог проводит оценку таких параметров, как:

  • присутствие признаков патологии;
  • уровень развития моторики;
  • соответствие возраста малыша его физическому развитию;
  • определение, какая рука является доминирующей;
  • насколько согласованы движения рук;
  • оценка концентрации внимания, воображения, мышления, способности запоминать недавние и отдаленные события.

В диагностику ребенка, имеющего проблемы со восприятием звуков, входят:

  • счет, который должен выполняться как в прямом, так и обратном направлении;
  • проверка способности запомнить и повторить простые слова;
  • изучение и называние предметов на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и прочее.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Обычно для классификации детей, имеющих проблемы со слухом, используется классификация Рахили Марковны Боскис. Она учитывает психологические особенности малышей и в сочетании с правильным педагогическим подходом позволяет добиться значительных успехов в обучении. Выделяют 3 категории детей с нарушением восприятия звуков:

  1. Глухие и оглохшие рано. Сюда входят малыши с врожденной глухотой либо потерявшие слух до овладения речью. Они не способны воспринимать речь и разговаривать без своевременного слухопротезирования. При грамотном подходе могут научиться читать слова по губам.
  2. Лишившиеся слуха уже после того, как успели овладеть речью. Имеют навыки речевого общения, но им требуется прохождение длительного обучения с хорошими педагогами, чтобы сохранить речь. Таким малышам очень важно развивать слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие. Ребенок, попавший в эту категорию, в состоянии получить простые речевые навыки без помощи, но чтобы полноценно общаться, потребуется работа со специалистом.

Дети, у которых диагностировано нарушение слуха, обладают определенными особенностями в развитии. Наиболее активно для изучения окружающего мира они используют зрение, что особенно актуально для малышей с врожденной глухотой. Родители должны понимать, что все предметы воспринимаются на основе отдельных деталей, в то время как общие особенности часто считаются второстепенными. По этой причине мячи разного цвета или перевернутая картина могут распознаваться достаточно сложно.

Ребенок с нарушением слуха в дошкольном возрасте начинает «понимать» по губам речь окружающих благодаря развитию зрительного аппарата. Но для овладения этим полезным навыком требуется проводить регулярные занятия.

Также стоит отметить, что у малышей с тугоухостью обострена кожная чувствительность. Это позволяет им улавливать даже незначительные отклонения в тактильных ощущениях. Подобная компенсаторная гипертрофия при плохой работе одного из органов чувств является необходимостью для изучения окружающего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Стратегия по воспитанию и обучению детей с нарушениями слуха во многом зависит от возраста и должна выстраиваться с учетом следующих факторов:

  • степени снижения восприятия звуков;
  • наличие либо отсутствие речевых дефектов;
  • психологическое развитие малыша;
  • пройденные лечебные процедуры.

У детей с патологией слуха до года могут отсутствовать ярко выраженные симптомы заболевания. Тем не менее, у них позже обычных малышей начинается лепет и «агуканье», в то же время их плач не изменяется, его можно даже назвать «безэмоциональным». В этом возрасте особенно важно общение с мамой — ребенок должен быть уверен в том, что она окажется рядом, когда ему будет нужно. Такая уверенность позволяет обеспечить нормальное психологическое развитие и положительно сказывается на дальнейшем воспитании.

Еще один важный момент: у детей с тугоухостью более узкий эмоциональный спектр, что приводит к ярко выраженным гневу и раздражительности. Однако эти особенности при правильном подходе к воспитанию достаточно легко поддаются коррекции. В этом случае особенно важно общение, которое оказывает существенное влияние на развитие личности. В дошкольном и школьном возрасте ребенку важна адаптация — познание окружающего мира, контакты с ровесниками и взрослыми людьми.

Общая особенность малышей, имеющих проблемы с восприятием звуков — повышенная активность. Это позволяет им реализовать стремление к получению информации и лучше узнать окружающий мир. Поэтому крайне важно не ограничивать их и не проявлять излишней опеки — в противном случае можно негативно повлиять на развитие. Самостоятельное принятие решений и умение позаботиться о себе очень хорошо сказываются на становлении интеллекта и такого важного качества, как ответственность.

Читайте также:  Книга про развитие речи ребенка

Важно понимать, что физическое развитие детей с плохим слухом также имеет свои особенности. Дело в том, что у малышей с такой патологией нарушена работа вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе. В результате наблюдается сложности в выполнении некоторых двигательных и статических функций, что особенно заметно у детей с врожденной глухотой. Такому ребенку требуется больше времени на то, чтобы начать удерживать головку вертикально и ходить самостоятельно. Кроме того, малышам с подобными проблемами достаточно трудно прыгать, бегать и лазать.

В дальнейшем дети с нарушением восприятия звуков получают необходимые в жизни навыки статики и ходьбы, но они плохо скоординированы и немного замедлены. Кроме того, наблюдается боязнь высоты и посредственное ориентирование в пространстве. Малыши младше 3 лет, имеющие проблемы со слухом, обычно не могут сохранить равновесие в неподвижном положении стоя на одной ноге.

У детей с нарушениями работы слухового аппарата отмечаются следующие особенности физического развития:

  • неустойчивость и шарканье при ходьбе;
  • повышенная шумность во время работы и выполнения различных заданий;
  • масса и рост ниже, чем среднестатистические показатели;
  • быстрая утомляемость и слабость мышц;
  • повышенная потливость и прочие вегетативные проявления.

Важная особенность детей с проблемами со слухом — их речь формируется через сохраненные анализаторы — зрительный, кожный и двигательный.

Ребенок, сохранивший возможность слышать хотя бы в малой степени, может научиться разговаривать. Но в большинстве случаев у них наблюдается нарушение произношения и грамматики при построении предложений. Кроме того, заметны сложности с восприятием написанного кем-либо текста и речи окружающих.

Еще одна особенность детей, имеющих проблемы со слухом — у них достаточно ограниченный словарный запас. Это актуально как для используемых в разговоре слов, так и для воспринимаемых. Такие малыши редко используют в общении синонимы, абстрактные слова и названия предметов, являющихся частью чего-либо — «пуговица от рубашки».

Такому развитию речи способствуют следующие особенности восприятия звуков людьми с нарушениями слуха:

  • достаточно скромный словарный запас;
  • малый опыт общения с использованием речи;
  • начало и конец слова такие люди слышат не слишком хорошо.

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Родителям малыша, страдающего от проблем с восприятием звуков, очень важна психологическая помощь. Это наиболее актуально, если новость о глухоте либо тугоухости стала для них тяжелым потрясением. Для ребенка помощь квалифицированного психолога не менее важна, особенно если он лишился слуха уже в сознательном возрасте. Специалист поможет принять свое состояние и новые особенности организма.

Воспитание детей с нарушением слуха должно проходить в течение всего дня. В детском саду и школе программы работы с такими малышами подразумевают обучение по большей части в игровом формате. Дома с ребенком должны активно общаться все члены семьи — это позволит добиться лучших результатов.

При воспитании детей с патологией слуха важно учитывать их возраст, а также уровень владения познавательными и речевыми навыками. Обычно для их развития применяют следующие методы:

  • Наглядные. Заключаются в просмотре фильмов, изображений, наблюдении за чем-либо, чтении книг и подобном.
  • Словесные. К ним относят беседы, различные рассказы, выполнение определенных просьб, при этом все должно сопровождаться подробными объяснениями воспитателя либо учителя.
  • Практические. Это игры, моделирование различных ситуаций, простые опыты, которые должны быть интересны малышу.
  • Игровые. Это оптимальное решение для детей дошкольного возраста.

Реабилитация слабослышащих детей

При реабилитации большое значение имеет такой фактор, как причина проблем со слухом. Этот недуг может иметь наследственных характер, быть врожденным либо приобретенным. В первом случае тугоухость может быть передана от одного из родителей. Врожденная разновидность недуга обычно возникает в результате болезни, родовой травмы либо нарушений внутриутробного развития. Что касается приобретенной формы заболевания, то ее причиной становятся травмы либо перенесенные патологии.

Проблемы со слухом могут иметь разную степень тяжести — от легкой до полной глухоты. В большинстве случаев тугоухость можно вылечить, для чего используются слуховые аппараты либо импланты, а также медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство. Чтобы иметь больше шансов на восстановление нормального слуха у ребенка, крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начинаются нарушения, тем серьезнее будут проблемы, связанные с речью и развитием. В ряде случаев вовремя проведенное лечение позволяет сохранить возможность слышать и избежать серьезных проблем в дальнейшем. Обследование и лечение маленьких пациентов проводит врач-сурдолог.

Иногда проблемы со слухом сопровождаются иными нарушениями — потерей речи, слепотой и отставанием в развитии. Однако дети с такими патологиями могут развиваться и поддаются обучению. Стоит отметить, что нарушение далеко не всегда сопутствуют отставанию в умственном развитии.

Родители детей, имеющих проблемы со слухом, должны понимать, что при правильном подходе их ребенок может добиться больших успехов как в учебе, так и в дальнейшей жизни. Люди с нарушениями возможности слышать нередко становятся учеными, спортсменами и успешными предпринимателями, однако для этого нужно приложить определенные усилия. Восприятие звуков является одним из важнейших инструментов для получения информации, однако эту же информацию можно получать и иными способами. Родителям важно правильно ставить задачи для умственного развития детей с нарушением слуха и помогать успешно решать их.

Чтобы малыш, имеющий проблемы с восприятием звуков, вырос полноценной личностью, с ним необходимо проводить коррекционную работу. Это даст возможность освоить устную речь, используя слуховой анализатор.

Для качественного проведения коррекционной работы важно:

  1. Обеспечить ребенку пребывание в максимально комфортной для него среде. С малышом нужно как можно чаще разговаривать, чтобы он слышал речь максимально часто. Не менее важно мотивировать его к освоению новых навыков общения.
  2. Проведение комплексной диагностики. Это позволяет точно определить, в какой степени сохранился слух, а также проверить правильность произношения и понимания собеседника. При необходимости после диагностики назначается слухопротезирование.
  3. Усложнение программы по мере развития речи, восприятия и прочих важных навыков. Такой подход позволяет получать наилучшие результаты и поддерживать в малыше интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
  4. Грамотное планирование задач и целей. Начинать стоит со слухового восприятия, после этого нужно уделить внимание речевому различению и распознаванию речи.

Педагогические программы с участием психологов, разработанные профильными специалистами, являются залогом качественной реабилитации ребенка, имеющего проблемы с восприятием звуков.

Важно помнить, что можно избежать многих неприятностей, если своевременно принять меры по профилактике нарушений слуха у детей. Это особенно важно в период беременности и в первые годы жизни малыша.

Читайте также:  Т и тарабарина оригами и развитие ребенка стр 43

Источник

Т.В. Пелымская ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Н.Д. Шматко ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Почему важно раннее педагогическое воздействие

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года.
Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях — более 70), к двум годам — короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом — в начале второго года жизни.

Катя Ш., 3 г. 4 мес., не слышит с рождения, состояние слуха — пограничное между глухотой и тугоухостью, начала заниматься под руководством сотрудников Института коррекционной педагогики с 3 мес.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: «Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше — еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь — в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков».

Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха — значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать — взгляд исподлобья: «Пусть мама сделает!» Но потом детское любопытство пересиливает: «О! Это береза! А это? Волк?»

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: «Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: «Уходи, собака! Уходи большая черная собака».

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Читайте также:  Роль учителя в развитии одаренного ребенка

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Учимся общению…

В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.

В первом полугодии жизни — это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.

Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения — ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения — общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.

Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом. Детей младенческого и раннего возраста желательно протезировать двумя аппаратами заушного типа. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет режим работы индивидуальных слуховых аппаратов. При этом выбор частотной характеристики определяется тем, что для развития слуховой функции и формирования устной речи ребенку необходимо возможно более полная информация об акустических свойствах речевых стимулов. Поэтому предпочтение отдается максимально широкому диапазону частот; лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).

Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.

Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: «… вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились… С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать».

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.

Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста — обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2003. Альманах №7 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-7/rannjaja-pedagogicheskaja-korrekcija-otklonenij-v
(Дата обращения: 11.03.2020)

Источник