Направления развития ребенка в детском саду

Направления развития ребенка в детском саду thumbnail

Хуторная Татьяна
Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Ведение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связан с рядом преобразований:

— появление новых условий (Запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);

— появление новых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность дошкольной организации (Закон об образовании, ФГОС);

— привлечение родителей к активным партнерским отношениям.

«Дошкольное образование – развивающее и развивающееся» — эти слова как нельзя лучше отражают жизнь сегодняшних детских садов Крыма. Новый закон об образовании, новый устав, новые инструкции, новые образовательные программы нацеливают нас на новые задачи, а значит и на новые направления работы, которые обеспечивают целостное содействие личностному развитию ребенка. В нынешних условиях образование не только видоизменяется, но и придает импульс инновационным процессам. Педагогами нашего детского сада ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.

Приоритетными направлениями работы нашего дошкольного учреждения являются: физическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств — это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения. Широко используем игры и занятия на свежем воздухе. Работа физпроцедурного кабинета способствует снижению заболеваемости.

В работе с детьми используются разнообразные формы физкультурных занятий: сюжетные, игровые, тематические, комплексные, учебно-тренирующего характера, развивающие занятия «театра физического воспитания» (стретчинг-гимнастика, раздельные физкультурные занятия для девочек и мальчиков). В рамках сетевого взаимодействия наше дошкольное заведение сотрудничает с Телерадиокомпанией «Керчь». Дети стали участниками телепередачи «Островок», где представлена утренняя гимнастика в стихах «Путешествие по Африке» и развлечение «Зимнее утро». Эти передачи способствуют пропаганде здорового образа жизни и созданию духа единой команды с родителями. Результат нашей работы – это призовые места в соревнованиях среди команд ДОУ «Веселые старты», которые стали традицией и ежегодно проводятся в нашем городе к 11 апреля Дню освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.

Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нашей работы с детьми. В ДОУ сложилась система работы по ознакомлению детей с родным городом, его славной, героической историей, по формированию гражданственности и патриотизма.

Воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности способствует работа дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию. В течение ряда лет педагогический коллектив работает над проблемой формирования социальной компетентности дошкольника в условиях поликультурного пространства. Видим необходимость продолжения экспериментальной работы. С учетом национально-культурных особенностей региона определены задачи работы:

— воспитание любви к Крыму, осознание его многонациональности;

— формирование общей культуры с учетом этнокультурного образования;

— воспитание толерантных взаимоотношений.

Формированию поликультурной компетентности способствует социальное партнерство с обществом Таврика, с ДОУ «Золотая рыбка» ПГТ Щелкино. Творческая группа в рамках экспериментальной деятельности работает над созданием календаря праздников народов Крыма с методическими рекомендациями по их проведению.

Художественно-эстетическое направление работы охватывает несколько направлений: музыкальная деятельность, художественно-речевая и изобразительная. В ходе реализации задач художественно-эстетического воспитания особое внимание мы уделяем поддержке талантливых детей. Реализация данного направления обеспечена на основе федеральной целевой программы «Дети России», где предусматривается «Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей». Работа подкреплена приказом управления образования о подготовке и проведении ежегодного конкурса «Веселые нотки». В ДОУ созданы условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является создание системы поддержки одаренных детей через сеть конкурсов, соревнований и других мероприятий различных уровней. Ребята принимают участие в городских конкурсах, дистанционно — региональных. В конкурсе «Созвездие дошколят» как юная художница отмечена Камнева Оля (преподаватель Дегтярук Алексей Алексеевич, как вокалистка Ткачук Эвелина (преподаватель Ткачук Елена Петровна). В этом учебном голу проведен конкурс рисунков «Наш друг светофор», «Осень золотая» и конкурс поделок из природного материала «Подарки осени» с участием родителей. Фестиваль осенних развлечений удивил педагогов и родителей сиянием новых маленьких одаренностей, которым теперь нужно дать возможность осознать собственное «Я», поддержать и помочь. В детском саду созданы условия для занятий творчеством в изостудии, музыкальной и спортивной деятельностью в музыкальном и спортивном залах. Обеспечено социальное партнерство с муниципальными организациями «Школой искусств», «спортивной и музыкальной школами».

Читайте также:  Родительское собрание развитие интеллектуальных умений ребенка 6 класс

Для успешного вхождения в ФГОС ДО и реализации приоритетных задач в ДОУ разработана дорожная карта, где предусмотрены

Психолого-педагогическое

Методическое

Кадровое сопровождение

Ведущую роль в этом отводится кадровому вопросу.

Использование разнообразных форм работы с педагогами (семинары, семинары-практикумы, деловые игры, банк идей, мастер-класс, союз единомышленников, кружок качества) определяет успешное вхождение в Федеральный государственный образовательный стандарт.

В условиях динамических процессов для реализации выбранных направлений важна компетентность и педагогическая мобильность педагогов, что предусматривает

— постоянное повышение педагогической культуры;

— навыки самообразовательной работы;

— владение приемами переработки информации;

— ИКТ компетентность.

Объединенные усилия педагогического коллектива позволяют нам решить поставленные задачи, обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольной образовательной организации, вовлечь в управление педагогическим процессом родителей с тем, чтобы увидеть возможности целостного содействия личностному развитию каждого конкретного ребенка.

Источник

Современная система российского образования претерпевает серьезные изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов и последовательной трансформацией общественных запросов. В свете этого меняются традиционные направления работы в ДОУ — векторы профессиональной активности педагогов, обеспечивающие достижение комплекса воспитательных целей. Опираясь на объективную необходимость реформирования, детские сады могут модернизировать и дополнить программу развития по направлениям:

  • опираясь на предшествующий успешный опыт оздоровления, художественно-эстетического развития, нравственного воспитания дошкольников;
  • посредством мониторинга актуальных запросов представителей семей;
  • поиска возможностей для повышения показателей результативности педагогического труда, усовершенствование отдельных организационных процессов, что гарантирует возможность достижения ряда программных задач и создания максимально комфортных условий для всестороннего развития малышей.

Направления образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС

В целостной системе воспитания детей дошкольного возраста, которую в детских садах реализуют наравне с оказанием услуг по присмотру и уходу, выделяют несколько направлений работы с детьми в ДОУ, тесто взаимосвязанные между собой. С целью обеспечения оптимальных условий для возрастного развития малышей и удовлетворения запросов родительской общественности дошкольные образовательные учреждения вправе определять приоритетные векторы деятельности, что создает предпосылки для уверенного конкурирования организаций и разработки эффективных программ развития образовательных организаций.

Основные направления деятельности ДОУ по ФГОС

Направления воспитанияСодержание
Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.

Педагогическая работа по данному направлению, основанная на последовательном ознакомлении дошкольников с различными предметами и явлениями окружающего мира, характеризуется сложностью и многокомпонентность. Формирование мыслительных способностей малышей достигается в ходе становления сознательного восприятия действительности, активизации творческой активности и воображения. Интеллектуальное воспитание предусматривает создание индивидуальной системы знаний и понятий ребенка о:

  • себе, своей семье, других людях и характере взаимоотношений между ними;
  • различных объектах, явлениях и их свойствах (количество, цвет, размер, функциональность);
  • пространственно-временных и причинно-следственных связях;
    о малой родине и Отечестве, народных традициях, государственных символах;
  • о природе, впечатляющем многообразии народов и стран, о планете Земля, которая является домом для всего человечества.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.

В условиях фактических показателей двигательной активности детей, жизненно необходимых для удовлетворения естественной возрастной потребности и укрепления скелетно-мышечного корсета, физическое развитие становится одним из наиболее значимых направлений работы в детском саду по ФГОС.

Достижение положительных результатов деятельности по данному направлению обеспечивается посредством:

  • формирования у дошкольников опыта различных видов двигательной активности — спортивной ходьбы, бега, прыжков, выполнения базовых упражнений, способствующих укреплению связок, мышц, развитию гибкости и координации в пространстве;
  • создания условий для правильного формирования опорно-двигательной системы, развития крупной и мелкой моторики;
  • развития системы первичных представлений о базовых видах спорта, мотивирование к участию в различных подвижных играх;
  • использования комплекса педагогических приемов, направленных на осознание детьми ценности ведения активного и здорового образа жизни, пользы закаливания, правильных бытовых привычек.
Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное воспитание — значимая составляющая педагогического процесса, которой долгое время не уделялось должного внимания. В условиях нового времени, когда общественные приоритеты меняются, социальная составляющая продолжает оставаться недостаточно востребованной, что обуславливает необходимость ее включения во все образовательные программы детских садов как дополнительного компонента, способствующего успешной социализации детей в будущем.

Развитие социального интеллекта и способности к общению предусматривает:

  • педагогическое создание условий в группах, необходимых для усвоения малышами социальных норм и правил поведения в обществе;
  • формирование у воспитанников нравственных и моральных ценностей, самостоятельности, эмоциональной открытости, готовности к общению, сопереживанию, вместе с тем — способности оградить личные коммуникативные интересы;
  • раскрытие высокой значимости семейных, коллективных, общественных ценностей, уважительного отношения к старшим.
Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой.

Овладение связной речью является главным условием включения ребенка в общественную жизнь, и ФГОС ДО уделяет особое внимание данному направлению воспитательной работы.

Речевое развитие в детских садах обеспечивается посредством:

  • систематического пополнения активного словаря малышей в ходе режимных моментов, НОД, неформального коллективного общения;
  • создания условий для развития связной монологический и диалогической речи;
  • проектированием ситуаций коммуникативного успеха, мотивирующих дошкольников к дальнейшему активному общению;
  • организации занятий, посвященных речевому творчеству;
  • знакомства воспитанников с произведениями классиков детской литературы;
  • совершенствованием фонематического слуха, воспитания интонационной культуры общения.
Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира. С целью развития предпосылок для ценностного восприятия мира дошкольниками в детских садах осуществляется художественно-эстетическое воспитание, которые базируется на ознакомлении с произведениями музыкального и изобразительного искусства, развитии исполнительских навыков, создания условий для самостоятельного творчества в любых проявлениях — через моделирование, конструирование, пение, танцы, творческие игры, изобразительную деятельность.
Экологическое воспитание.Относительно новое направление работы в ДОУ, выделение которого обусловлено повышением значимости защиты природы и живого мира в целом. В ходе экологического развития, которое осуществляется во время наблюдений за различными явлениями, в ходе трудовой деятельности (уход за цветами, работа на грунте), дети осознают себя частью природы, осмысливают необходимость бережного отношения к невозобновляемым ресурсам, развивают в себе способность к сопереживанию.
Правовое воспитание.Направлено на повышение ответственности юных граждан, которым в будущем предстоит стать преемниками национальных свобод. Педагогическая работа по направлению ведется посредством организации встреч с представителями различных ведомств (полицейскими, пожарными), дидактических игр и бесед, проведения тематических праздников и фестивалей. Правовое воспитание способствует защите детства, создает предпосылки для раннего осознания малышами своих прав и обязанностей, формирует готовность нести ответственность за свои поступки.
Читайте также:  Нормы развития ребенка второго года жизни

К образовательным направлениям деятельности ДОУ по ФГОС также относят комплексные принципы работы, выделение которых в нормативных документах целесообразно в условиях последовательного усовершенствования системы дошкольного образования. Это:

  1. Сотрудничество с семьями дошкольников по широкому кругу вопросов, способствующее выработке единой воспитательной стратегии. Достижение эффективного взаимодействия обеспечивается при условии соблюдения принципов взаимоуважения, в том числе за счет мониторинга образовательных запросов и последовательного улучшения показателей работы детского сада в тех сферах, которые мамы и папы считают наиболее важными.
  2. Улучшение результативности педагогического труда за счет внедрения современных образовательных технологий, использования средств ИКТ, экспериментирования с методами воспитательной работы, которые подбираются с учетом возраста и личностных особенностей малышей.
    Систематическое повышение профессионального уровня педагогов, методистов, администрации детского сада, создающее предпосылки для улучшения общих образовательных условий в организации.

Основные направления деятельности детских садов разного типа

В условиях развивающейся конкуренции между дошкольными образовательными учреждениями, обусловленной изменением порядка финансирования, когда «деньги ходят за ребенком», выделение основных направлений работы ДОУ во многом зависит от специфики функционирования организации, что должно учитываться представителями администрации при разработке программы развития. В системе российского образования принято выделять такие виды дошкольных образовательных учреждений:

  1. ДОУ общего развития, предоставляющий услуги по уходу и присмотру за детьми наравне с реализацией выбранной образовательной программы, преимущественно охватывающей все приоритетные пять приоритетных направлений в работе (познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое воспитание).
  2. Детские сады с приоритетом конкретного вида воспитания, программная составляющая которого соответствует комплексу целей и гарантирует достижение дошкольниками особых успехов в физкультуре, развитии речи или художественном творчестве.
  3. ДОУ компенсирующего типа, где воспитание ведется с учетом особых образовательных потребностей воспитанником с отклонениями в развитии. Характерной особенностью функционирования таких организаций является сознательный отказ от выделения отдельных направлений: при работе в группах, в которых число детей ограничивается с целью повышения эффективности реализуемых учебно-воспитательных модулей, делается упор на создание сбалансированных условий, необходимых для всестороннего развития и успешной социализации.
  4. Детские сады с национальным компонентом, где делается упор на речевое развитие, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное воспитание с обязательным освоением традиций, культурных особенностей, языка (например, ДОУ с этническим русским компонентом).
  5. Прогимназии — дошкольные образовательные организации особого типа, все направления деятельности которого подчинены подготовке малышей к школьному обучению. В таких ДОУ приоритетные направления педагогической работы будут определяться с учетом специфики гимназии-партнера.
Читайте также:  Развитие ребенка в условиях детского дома

Воспитателям детских садов, которые имеют наиболее полный контакт с родителями, важно обеспечить понимание представителями семей того факта, что выделение отдельных образовательных направлений как приоритетных не лишает ребенка возможностей гармоничного развития, а лишь дает возможность наиболее полно раскрыть природный потенциал в отдельных сферах. Более того, детские сады оставляют за собой право менять приоритетные цели и задачи функционирования, обеспечивая таким образом наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей широкого круга дошкольников.

Направления воспитательной работы в ДОУ

Направления работы воспитателя в детском саду

Ввиду популяризации практики выделения отдельных целевых ориентиров введения педагогической работы у воспитателей, стремящихся к профессиональному росту, возникает необходимость выделения приоритетных направлений работы с детьми в детском саду. Современный педагог дошкольного образования обязан в полной мере удовлетворять образовательные возможности, заявленные в программных документах организации, используя наравне с традиционными методами новаторские, дополняя базовое содержание работы по направлениям интересными решениями. Обеспечить это можно исключительно при условии неустанного профессионального самосовершенствования, предусматривающего:

  1. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации по интересующим направлениям.
  2. Изучение методических разработок, статей, исследовательских материалов по теме.
  3. Обмен опыта с коллегами, в тои числе работающих в других детских садах схожей направленности.
  4. Внедрение экспериментальных методов педагогической работы, содержание и объем которых в полной мере соответствует возрасту воспитанников, их личностных особенностям и содержанию нормативных документов ДОУ.
  5. Ведение авторского исследования по приоритетному направлению педагогической работы. Такая разработка, которая станет основой работы по самообразованию, в будущем гарантирует успешное прохождение аттестации.

Больше информации о направлениях педагогической деятельности в детском саду ищите в этих материалах:

  1. Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС
  2. Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО
  3. Приоритетные направления деятельности ДОУ
  4. Виды деятельности в ДОУ по ФГОС
  5. Развитие речи дошкольников через дидактическую игру

Источник