Раннее развитие ребенка монтессори читать

Раннее развитие ребенка монтессори читать thumbnail

Пола Лиллард, Линн Джессен

Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет

Paula Polk Lillard

Lynn Lillard Jessen

Montessori from the Start. The Child at Home from Birth to Age Three

Copyright © 2003 by Paula Polk Lillard and Lynn Lillard Jessen

© Новикова Т. О., перевод на русский язык, 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

* * *

Посвящается Джону Лилларду и Неду Джессену, лучшим «мужьям Монтессори», которые всегда давали нам мудрые советы и поражали своим бесконечным терпением, чувством юмора, готовностью поддерживать во всем.

Из этой книги вы узнаете:

• Как должна быть устроена детская?

• Какие предметы необходимы детям для развития?

• Как мозг ребенка связан с моторикой рук?

• Как ребенок познает мир?

• Какие упражнения полезны ребенку для укрепления мышц?

• Как научить ребенка ухаживать за собой?

• Как помочь ребенку развить волю?

Предисловие

Мы каждое утро встречаем в своей школе детей и их родителей. Одним весенним утром молодая мать привела детей, отправила их в класс, а потом остановилась поговорить с нами. Она рассказала, каким счастьем стало для нее рождение третьего ребенка – малыш появился на свет несколько недель назад. «Хочу поблагодарить вас за то, что вы делаете [на курсах для родителей]. Когда в семье появляется первый ребенок, мать приходит в ужас. А вы сделали материнство радостью, а не кошмаром. – Женщина помолчала, а потом задумчиво добавила: – И не просто радостью, а интересным и благодарным процессом. Благодаря вам я обрела уверенность в собственных силах и в своей способности справиться с этой задачей. У меня слезы наворачиваются на глаза, когда я об этом говорю. – Она отвернулась, посмотрела в сторону, а потом тихо произнесла: – Вы показали мне, что нужно делать».

Такие моменты и, конечно, общение с родителями, посещающими наши курсы, и вдохновили нас на написание этой книги.

Мы принадлежим к разным поколениям. Мы – мать и дочь, Пола Лиллард и Линн Джессен. Но нас объединяют не только родственные связи – у нас общая миссия в жизни. Мы стремимся понять детство, понять цели этого жизненного периода, а потом поделиться своими знаниями с родителями, чтобы те сумели помочь своим детям достичь этих целей. Мы обе работаем в начальной школе Монтессори и имеем сертификаты по воспитанию детей от трех до шести лет, выданные Международной ассоциацией Монтессори, которая находится в Амстердаме. Линн имеет и еще один сертификат по воспитанию детей от рождения до трех лет. А Пола получила степень магистра по системе Монтессори в Университете Ксавьера в Цинциннати, штат Огайо. Ее перу принадлежат три книги по системе Монтессори: «Монтессори: Современный подход» (о воспитании детей от трех до шести лет), «Монтессори в детском саду» (использование принципов системы Монтессори в детских садах) и «Монтессори сегодня» (программа Монтессори для начальной школы).

Совместно с Джейн Линари, бывшей коллегой Полы по школе Лейк-Форест, в 1982 году мы основали школу Форест-Блафф. Это начальная и средняя школа для детей от полутора до четырнадцати лет. Кроме того, в последние шесть лет мы организовали в своей школе курсы для родителей, посвященные развитию детей от рождения до трех лет. Именно об этих курсах и говорила нам молодая мама тем весенним днем.

Каждая из нас пришла к системе Монтессори своим путем. Это произошло в разные периоды нашей жизни. Чтобы вы поняли, как мы пришли к этой системе, мы решили поделиться своими личными историями. Пола – мать пятерых дочерей и бабушка восьми внуков самых разных возрастов – от новорожденных до двадцати одного года.

Вот ее история.

Я вышла замуж после окончания колледжа Смита. Своих детей я воспитывала в 1950-е и 1960-е годы. Тогда мир еще не знал книги «Тайна феминизма» Бетти Фридан. От женщин общество ожидало одного – они должны сидеть дома и заниматься воспитанием детей. Но мое поколение проделало огромную работу, и благодаря этому я впервые заинтересовалась воспитанием по методу Монтессори. В школе, где учились мои дочери Линн и Лайза, открыли дошкольный класс Монтессори. Поначалу я отнеслась к этой «старо-новой» системе воспитания с упором на свободу детей весьма скептически. Когда директор школы предложил нам с мужем записать в этот класс нашу третью дочь, Памелу, а ей на тот момент было три года, я решила стать помощницей учительницы. Я не знала, как моя дочь отреагирует на подобное необычное воспитание. Присутствуя в классе, я могла своими глазами видеть, каково ей приходится. Кроме того, я хотела сама понять, что дает таким маленьким детям свобода по методу Монтессори. Раньше я работала школьной учительницей, и мой прежний опыт не убедил меня в том, что для воспитания детей им необходимо предоставлять свободу.

Читайте также:  Когда у ребенка проявляется отклонение в развитии

Но прошло несколько месяцев, и я поняла, что система Монтессори дает детям нечто большее, чем просто свободу. Чтобы практиковать этот метод, необходимы специально подготовленные учителя, которые понимают процесс развития детей и умеют создать структурированную среду, отвечающую потребностям каждого возраста. Раньше я считала, что в классах Монтессори детям просто предоставляют свободу вести себя так, как им хочется. Но оказалось, что это свобода работать, то есть заниматься продуктивной деятельностью и одновременно обучаться правилам поведения в обществе других детей[1].

Постепенно я начала понимать то, о чем раньше только догадывалась, когда в возрасте двадцати двух лет у меня появился первый ребенок: быть матерью – это не только кормить, купать, одевать, играть и любить свое чадо. Дети в возрасте до шести лет – это не просто маленькие существа, которые растут с течением времени, как прорастает семечко, которому еще только предстоит стать большим, красивым цветком. Дети за этот период проходят процесс формирования и превращаются в совершенно иных существ, а что касается самого процесса, то он состоит из ряда совершенно определенных этапов развития. Роль матери изменилась. Из опекуна, хоть и любящего, мать превратилась в специалиста по продуктивному развитию своего ребенка. Когда я поняла это, меня увлекла интеллектуальная и научная задача немыслимого масштаба и значимости.

В последующие годы современная наука доказала, что младенческий мозг проходит сложнейший процесс формирования, и внешняя среда в значительной степени определяет характер этого процесса. Теперь родители понимают, что их роль не просто важна – именно они определяют будущее своих детей. Но у этого осознания есть и оборотная сторона, и тут мы с вами подходим к той причине, по которой я решила поделиться известной мне информацией с вами. У моего поколения была единственная книга по воспитанию детей – книга доктора Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним». Честно говоря, мы спокойно не обращали внимания на советы доктора, руководствуясь мудростью и опытом собственных матерей и бабушек. Сегодня же у матерей колоссальный выбор книг о воспитании, написанных психологами, врачами, педагогами и многими другими. Эти книги создавали люди самого разного происхождения и жизненного опыта, поэтому зачастую советы в них противоречат друг другу. И матери неожиданно столкнулись с желанием играть подчас абсолютно противоположные роли. Они не понимают, каким советам следовать. Работающие матери начинают терзаться чувством вины. И воспитание детей из радостного, хотя и непростого, процесса открытий превращается в скучный и тяжелый опыт.

Так что же делать? В этой книге мы обратимся к системе, предложенной в начале XX века молодым врачом и пионером воспитания Марией Монтессори. Ее наблюдения, ее «открытие ребенка» опирались на мудрость прошлого. Но опыт Монтессори полезен и нам, людям XXI века. Все то, чем мы владеем сейчас, благодаря развитию науки и общества помогает нам творчески применять ее рекомендации по воспитанию детей с самого рождения[2].

Источник

Сегодня существует множество методик раннего развития детей, в том числе авторских. Но одной из самых популярных и востребованных – конечно, с поправками на новейшие педагогические достижения и разработки – уже долгое время во многих странах мира остается методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори. В чем ее суть?

Помоги сделать самому

Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития. Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде. Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

  • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
  • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
  • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
  • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.
Читайте также:  Методики раннего развития ребенка монтессори

В методике Монтессори недопустимо:

  • сравнивать разных детей между собой;
  • устраивать между ними соревнования;
  • применять как поощрения, так и наказания
  • устанавливать точную программу занятий;
  • оценивать результаты работы малыша;
  • принуждать его к чему-то.

Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  1. 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  2. 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  3. 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.

Не обращайте внимания на обещания современных детских центров сделать из вашего ребенка вундеркинда по системе Монтессори в возрасте 1–2 лет или еще раньше. Да, это система раннего развития, но сама Мария строила свой метод для деток 3 лет и старше. Все остальное – это уже переработка методики ее последователями (и не обязательно правильная).

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха. Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться. При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.
Читайте также:  Компоненты развития ребенка в доу

Организация уроков

Методика Монтессори предполагает 3 разновидности занятий.

  1. Индивидуальные. Одному или 2–3 детям педагог предлагает учебный материал, демонстрирует без долгих объяснений возможности его применения. Такой материал должен вызывать интерес у малыша, иметь какое-то яркое отличительное свойство, давать возможность проверить, правильно ли он произвел действие. Затем ребенок или дети работают с материалом самостоятельно. При проведении такого урока другие дети воспитателя ни о чем не просят.
  2. Групповые. В них задействованы дети, достигшие примерно одинакового уровня развития. Схема занятия похожа на предыдущую. Остальные дети класса при этом занимаются без воспитателя.
  3. Общие. В таких уроках участвует весь класс. Это занятия по общим предметам – истории, музыке, гимнастике. Такие уроки обычно короткие, а далее дети снова сами решают, чем и где им заниматься.

Занимаясь по этой системе, дети переходят из одного класса в другой. Но когда им это делать – определяется возможностями конкретного ребенка. То есть это методика, применимая как к младшему возрасту, так и к старшему. В таких классах нет конкретных целей на каждый год, дети занимаются в индивидуальном темпе. Одно из главных правил здесь – не мешать другим. То есть вести себя тихо, не отбирать пособия, не мешать тому, кто занимается в какой-то зоне один, уметь правильно строить отношения с остальными детьми.

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Монтессори у вас дома

С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях. Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома. Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

Например:

  • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
  • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
  • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
  • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
  • вытирание воды с помощью губки;
  • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
  • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
  • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Как вы относитесь к этой методике развития ребенка? Какие приемы методики Монтессори вам кажутся привлекательными для применения дома или в развивающих центрах?

Источник