Раннее развитие ребенка до года за и против

Раннее развитие ребенка до года за и против thumbnail

Идея раннего, от года и даже младше, развития сейчас очень популярна. Многие мамы решают, что это важно и нужно для их чада, они усиленно занимаются дома или водят малыша на специальные занятия в детский центр. Что же дает такое раннее развитие и нужно ли оно вашему ребенку?

Давайте сначала определимся, что мы будем подразумевать под ранним развитием в этой статье. Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего чада, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия, и в столь нежном возрасте для малыша гораздо важнее именно развитие, которое будет соответствовать его интересам и потребностям. В младенческом возрасте (до года) самое главное, что может дать мама, – внимание и любовь. Именно они стимулируют эмоциональное развитие малыша, научают воспринимать мир как безопасный и интересный и тем самым дают толчок к дальнейшему желанию познавать окружающее пространство.

Ранним называется возраст от года до трех лет, о нем мы и будем говорить. В этот период основные изменения идут в трех сферах: развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.

МАЛЫШ ОСВАИВАЕТ МИР

Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и он может изучать, ощупывать, исследовать значительно большее количество предметов. Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости.

Предметная деятельность
включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.

Речь
позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый момент жизни, обо всем, что он видит и наблюдает. После года важно уже не просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.

Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.

ЧЕМУ УЧАТ ДЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ?

Существует множество программ и методик, мы же остановимся на двух системах занятий для детей от года до трех: обучение в свободной деятельности (в основном – по системе Монтессори) и обучение в организованных играх и упражнениях (комлексные занятия).

Иногда центры пытаются совмещать эти два вида обучения, но мы все же будем рассматривать их отдельно – слишком уж они разные по своим целям и предполагаемому результату.

А. О методике Монтессори сейчас знают не только профессионалы – многие родители, записывая своего ребенка в центр развития, интересуются, применяются ли на занятиях принципы этого метода. Давайте начнем с того, что совсем не использовать его элементы просто невозможно. У вас есть дома какой-либо «почтовый ящик» с отверстиями, в который надо вставлять фигуры разной формы? Или шнуровки? Или рамочки (ящички) с пуговицами, молниями и другими застежками для тренировки пальчиков? Такие игрушки сейчас есть почти у каждого малыша, а ведь их принцип действия придумала Мария Монтессори.

Но даже если вдруг у вас нет ничего из перечисленного, то уж точно у вас есть дома крупа, вода, бутылочки, ложки и миски. И тогда вы тоже можете сделать простейший монтессори-материал, дав малышу фасоль, пару емкостей и ложку для перекладывания фасоли из одной миски в другую.

А вот именно метод – это все же немного другое. Классические, «правильные», монтессори-занятия проходят в комнате, наполненной множеством специальных игрушек и материалов, которые поделены на определенные зоны. В процессе занятия малыш может свободно передвигаться по комнате и брать все, что ему понравится. Есть лишь некоторые ограничения:

Читайте также:  Моральное развитие ребенка колберг лоуренс

• после работы с материалом нужно обязательно убрать его на место;

• каждый ребенок играет самостоятельно;

• каждая игрушка в единственном экземпляре – и если двое детей одновременно захотят играть с ней, сделать это сможет только один из них, совместной детской деятельности такие занятия не предполагают.

Б. В противоположность Монтессори, комплексные занятия построены по определенной схеме, включают в себя конкретные блоки (это может быть музыка, развитие крупной и мелкой моторики, расширение представлений об окружающем мире, начальное речевое развитие, элементарное творчество и т.д.). Каждый блок включает в себя опять же конкретные игры и задания, которые предлагаются малышам. То есть формат этих занятий больше похож на тот, что практикуется в большинстве детсадов. Конечно, все это должно происходить с учетом особенностей возраста. Чтобы занятия были эффективными, они должны быть гибкими и учитывать множество моментов, среди которых индивидуальный уровень развития и эмоциональное состояние детей в данный момент. Очень важно помнить, что произвольность, то есть способность целенаправленно прилагать усилия и сосредотачиваться на чем-то, у таких маленьких деток еще только зарождается. На практике это обозначает, что ребенок может быстро потерять интерес к заданиям, если они его не увлекают. Полезными будут только те знания, которые интересны самому ребенку – насильно обучать чему-нибудь малыша до трех лет категорически нельзя, это приведет к обратному результату и потере интереса к занятиям.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

В чем же преимущества и недостатки каждой системы развития, и какую из них предпочесть?

Вам важнее всего, чтобы малыш стал самостоятельным и умел сам выбрать себе занятие? Тогда добро пожаловать в монтессори-центр. Здесь ваше чадо научится уважать желания других детей и контролировать свои собственные, когда это необходимо. Многие мамы, длительное время водившие детей на занятия по этой системе, говорят о двух значимых изменениях поведения:

• ребенок начал подолгу играть без взрослого, научился самостоятельно действовать с различными игрушками и предметами;

• он стал сам после игры убирать за собой игрушки.

Развитие на таких занятиях максимально мягкое и полностью позволяет ребенку реализовать именно свои интересы, в том темпе и порядке, которые для него наиболее комфортны.

Основной минус таких занятий – мало обращается внимания на то, чтобы научить ребенка действовать по четкой инструкции взрослого, выполнять задания одновременно с другими детьми, играть вместе одними игрушками. Если в дальнейшем вы планируете отдать ребенка в типовой, обычный садик, то есть риск, что малыш тяжело будет привыкать к новым требованиям и условиям, ведь там важны именно эти умения.

Вам важно, чтобы на занятиях малышу давали опыт пребывания в группе? В центрах с организованными занятиями дети учатся слышать другого, чужого, взрослого, пробуют делать что-то вместе и одновременно с остальными детьми, начинают вступать в общение друг с другом, сталкиваются с необходимостью делиться и делать что-то по очереди. И все это – когда рядом родная и любимая мама. Существует мнение, что именно такой опыт способен впоследствии облегчить ребенку адаптацию к детскому саду. Кроме того, комплексные занятия вовлекают ребенка в самые разнообразные формы деятельности: пальчиковая гимнастика и лепка, конструирование и подвижные игры, развитие речи и сюжетная игра. Даже если ребенок не участвует активно, а просто наблюдает или даже занимается чем-то своим, все равно он видит и воспринимает все, что происходит. Нередки случаи, когда малыш не делает того, что предлагается на занятии, а дома повторяет отдельные элементы заданий или даже воспроизводит их полностью.

Минус таких занятий – в организованной группе сложнее учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, есть малыши, которым нужно больше времени на игру, чем дает преподаватель, а есть те, кто, наоборот, быстро теряет интерес и требует более частой смены деятельности, чем предусмотрено программой. То есть такие занятия ориентированы на некоторые средние возрастные нормы, под которые именно ваше чадо может и не подойти.

Какой бы центр развития вы в итоге не выбрали, вам наверняка предложат какую-нибудь деятельность, которой вы не занимались дома, или материалы, которые вы не использовали в играх с малышом. Вы сможете расширить свое представление о том, во что еще можно играть со своим ребенком, чем его можно занять, узнать, что развивает та или иная игрушка и насколько она будет интересна вашему чаду. Вы своими глазами увидите, как именно нужно предлагать игрушки и учить с ними действовать. Во-вторых, наблюдая, вы сможете многое узнать о том, как будет вести себя ребенок в группе сверстников, насколько хорошо и быстро он адаптируется, как будет строить взаимодействие с чужими взрослыми и другими детьми. Развивающие занятия – хороший способ открывать что-то новое в своем малыше. В-третьих, на занятии вы всегда можете задать вопрос специалисту и получить консультацию по вопросам развития своего ребенка.

Читайте также:  История семьи в развитии ребенка

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА

Прочитав все написанное или пообщавшись с другими мамами, вы сделали вывод, что все это ерунда, и вы прекрасно сможете заниматься с малышом самостоятельно? Конечно, вы можете это сделать. Сейчас очень много развивающих книг, игрушек и даже пособий для мам. Только сначала обязательно почитайте об особенностях возраста, о том, что уже может осваивать ребенок, а что ему еще не по силам, составьте представление о том, чему вы хотите научить и что вы хотите развить. Это даст вам возможность сделать обучение малыша максимально эффективным. Но помните о некоторых подводных камнях домашнего обучения:

• какой бы вид занятий вы не выбрали, большое значение для социализации и развития имеют другие дети. Уважать потребности другого ребенка, делиться игрушками или играть в них по очереди, в каком-то одном ритме действовать вместе с другими – всему этому научить дома довольно проблематично;

• специалисты по раннему развитию знают, когда, чему и в каком порядке учить малыша. И как сделать так, чтобы оно соответствовало возрасту и возможностям ребенка, его интересам и потребностям, было гармоничным и полезным для малыша. В домашних же условиях лучше, чтобы все развитие происходило не в форме занятий, а во время обычного общения с мамой, и главным критерием нужности и полезности для вас будет наличие или отсутствие интереса малыша к игре;

• для вашего малыша вы – мама, и ему может быть сложно воспринимать вас в другом качестве, он просто может отказаться от выполнения заданий с вами. Приход в детский центр – событие для ребенка: это другое место, здесь главный – другой взрослый, и поэтому принять правила учебной обстановки и включиться в нее может быть проще.

МИФЫ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Полезность гармоничного и мягкого развития в раннем возрасте вроде бы уже доказана, но все же находятся и те, кто считает все занятия с детьми до трех лет лишними. И для этого есть свои причины. Одни мамы с удовольствием уделяют внимание малышу, много играют и разговаривают с ребенком, знакомят его с окружающим миром и правилами жизни в нем и не видят необходимости каких-либо дополнительных занятий в детских центрах. Но в таком случае нельзя говорить, что раннего развития ребенка не происходит, это просто другой путь к формированию гармоничной личности. Другие говорят о бесполезности или даже вредности раннего развития. Причины называются самые разные, остановимся на двух самых популярных.

Сколько ни занимайся, все равно пойдет в садик и станет как все. И снова давайте определимся, о чем мы говорим: об обучении или о развитии. Если об обучении, то, конечно, станет, если вы перестанете дополнительно заниматься. В саду ведь тоже изучают и цвета, и форму, и книжки читают, и песни поют. Только все это рассчитано на некоторого среднего, абстрактного ребенка, а не на вашего конкретного. Давайте, например, возьмем цвет. Ребенок в три года способен узнавать и называть до 12 цветов (если его этому научить, разумеется), а требование базовой программы садика – знание 6 основных цветов. И если вы выучили эти 6 цветов к полутора годам, а дальнейшее развитие предоставили обычному детскому учреждению, то 12 цветов ваш ребенок знать не будет еще долго. И так с любыми знаниями и навыками. У каждого малыша свои возможности и таланты – и только вы знаете, на что способен ваш ребенок. Если же мы говорим об уровне развития, то его увидеть и измерить значительно труднее. Можно уверенно говорить, что трехлетний ребенок успешно развивался в раннем возрасте, если у него хорошо развита речь, он умеет совершать самые разнообразные действия с предметами и игрушками, подолгу может сосредоточиться на одной деятельности, активно интересуется новыми играми и заданиями. В дальнейшем все это поможет ему активно осваивать новые знания. В любом случае, если ваша задача – развитый выше среднего уровня и знающий больше сверстников ребенок, то вкладываться в его развитие и обучение вам придется на протяжении всего его детства.

Все это вредно и даже опасно, потому что ускоряется естественный ход вещей, нарушается гармония развития, предусмотренная природой. Конечно, с ранним развитием тоже можно перестараться. Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идет развитие одних сторон личности в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего чада, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться. Как уже неоднократно повторялось в статье, развитие должно соответствовать возрасту и интересам ребенка. Поэтому давайте будем помнить замечательную поговорку: «Все хорошо в меру».

Читайте также:  Детский сад 242 садко центр развития ребенка

Помните, что главное в раннем возрасте – гармоничное развитие всех сторон личности малыша, познание окружающего мира с радостью и удивлением, и, конечно же, тесное эмоциональное общение с мамой.

Источник

Шестакова Анна
Консультация «Раннее развитие за или против?»

Раннее развитие за или против?

Часто родители видят раннее развитие ребенка в его ранней интеллектуализации, поскольку в наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многое родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее.

Давайте разберемся вместе — дает ли ранний старт какие-либо преимущества. В чем «плюсы» и «минусы» раннего развития.

Чем же хорошо раннее развитие для ребенка?

При грамотно простроенной программе раннее развитие — это создание благоприятных условий для развития потенциала ребенка. Очень важно подбирать методы развития адекватные возрасту и способностям детей. Специалисты сходятся во мнении, что в детском возрасте все же важнее развивать творческий потенциал и эмоционально-волевую сферу, чем интеллектуальную сферу, поскольку дошкольный возраст — это апогей развития творческого мышления и воображения.

На самом деле очень увлекательно развивается интеллектуальная сфера ребенка через творчество и эмоциональную сферу. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами. Чем больше разнообразных эмоций и тактильных ощущений ребенок переживет в процессе познания окружающей среды, тем больше он усвоит опыта, который будет применяться им в жизни.

Какие типичные ошибки допускают родители, когда активно начинают заниматься развитием ребенка. Это допущение интеллектуальных перегрузок, а также преобладание развития интеллекта над эмоционально-волевой сферой.

Рассмотрим их поподробнее

1. Когда ребенок получает чрезмерные интеллектуальные нагрузки, нервная система реагирует на это различными расстройствами (тики, заикание, недержание мочи, страхи, капризы, неуправляемость, головные боли и т. д.) Почему это происходит? Дело в том, что центральная нервная система созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, следующим созревают центры, отвечающие за движение, и только в последнюю очередь — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать одни нервные центры до того, как созрели предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы. Нервная система ребенка не выдерживает чрезмерного стимулирования, что проявляется в различной симптоматике.

Для того, чтобы избежать интеллектуальных перегрузок следуйте простым правилам:

• Занятия должны соответствовать возможностям возраста;

• Ребенку должен испытывать интерес к занятиям и ходить на них с удовольствием;

• Родители должны продумать разумный режим дня, в котором нагрузки сочетались бы с продолжительными периодами отдыха;

• Потребность ребенка в игре должна быть полностью удовлетворена, нельзя ограничивать его игровую деятельность, так как она является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста;

2. Кроме этого очень часто интеллектуальное развитие идет в ущерб эмоционально-волевому развитию. В результате чрезмерной интеллектуализации достигается эффект, когда высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью.

Такие дети опережают по интеллектуальному развитию своих сверстников, но с трудом вливаются в детский коллектив, им сложно налаживать дружеские контакты и устанавливать эмоционально близкие связи.

Дети становятся эмоционально-уплощенными, без эмоциональными, они не испытывают интерес к новым видам деятельности, часто испытывают скуку.

Так же эмоциональные нарушения у ребенка могут проявляться в виде ярко выраженной агрессии, тревожности, низкой самооценки, необоснованных приступах страха.

Все это говорит о том, что с эмоциональным миром ребенка не все

благополучно и часто в этом случае требуется уже помощь специалиста.

Для того, чтобы предупредить возникновение эмоциональных трудностей выполняйте простые условия:

• Занятия по интеллектуальному развитию должны органически сочетаться с занятиями по эмоционально-волевому и творческому развитию.

• Проявляйте в общение с ребенком широкий спектр эмоций (и негативные и позитивные). Будьте эмоционально богаты, театральны.

• Старайтесь чаще играть с ребенком в игры с телесным прикосновением (возня, щекотка, догонялки и т. д.).

• Допускайте в вашем повседневном общении с ребенком больше тактильного контакта. Для того, чтобы ребенок вырос счастливым, ему совершенно необходимы 8 объятий и поцелуев в день.

• Забирая ребенка из детского сада общайтесь с ним, искренно интересуйтесь его жизнью в детском саду. Его маленькими радостями и горестями.

Помните, что у ребенка тогда формируется желание учиться и активный познавательный интерес, когда развивающие занятия приносят ему радость и удовольствие!

Источник