История семьи в развитии ребенка

История семьи в развитии ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие семьи и брака

ЛЕКЦИЯ № 12

Тема: Социология семьи.

1. Понятие семьи и брака.

2. История возникновения и развития семьи.

3. Типы семейных структур.

4. Функции семьи.

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии и государства. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Именно в семье разворачиваются основные процессы человеческой жизни, именно семья накладывает огромный отпечаток на все развитие человека.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна страна, ни одно общество не обходились без семьи. Будущее общество невозможно без семьи. Для каждого из нас семья – это начало начал. Понятие счастья и благополучия большинство людей связывают с семьей. Счастлив тот, кто имеет свой дом и свою семью.

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Наиболее правильное и полное определение семьи дает социология. Семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Маркс и Энгельс определяют семью как отношение между мужем и женой, родителями и детьми.

Современная социология занимается изучением семьи в следующих направлениях:

2. Проблемы современной семьи, такие как: внутресемейные отношения, структура и функция семьи, распределение ролей в семье, взаимодействие семьи и общества и т.д.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, являясь ядром семьи. Сама этимология слова «брак» восходит к глаголу «брать». Что же такое брак?

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Брачные отношения регулируются не только юридическими законами, но и моралью, обычаями и традициями. К юридически закрепленным нормам относятся, например, вопросы владения имуществом, связанные с расторжением брака. Нормы ухаживания, выбора брачного и добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами и т.д. относятся к обычаям и традициям.

Брак разделяют на: гражданский и церковный. Существует и другая форма брака – сожительство, при котором супружеские отношения не оформляются в установленном порядке.

2. Когда появилась семья и какие ступени в своем развитии она прошла?

Семья как одна из наиболее давних форм общности людей, первая социальная ячейка возникла еще до появления классов, государств и прошла, постоянно видоизменяясь, через все формации. Семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было в прошлом. Она представляет собой продукт общей системы.

Начиная с 19-го века, появляются капитальные исследования, посвященные браку и семье, их историческим формам. Крупнейшим исследователем в этой области был Льюис Морган (1818- 1881гг.), крупный американский юрист и этнолог, изучавший формы семейных отношений в их историческом развитии на примере быта индейского союза племен ирокезов. Работы Льюиса Моргана «Лига ирокезов», «Система родства и свойства человеческой семьи», «Древнее общество» положили начало глубокому изучению древности вообще и истории развития семейно-брачных отношений, в частности. По мнению Л.Моргана, семейно- брачные отношения прошли сложный путь развития через групповые браки к моногамии.

Л.Морган разработал методы и формы изучения брака и семьи. Его работы широко использовал идеолог марксизма, уделивший особое внимание проблеме изучения брака и семьи,- Ф.Энгельс. Один из его главных трудов — «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованный в 1884 году.

Семья в своем развитии прошла следующие стадии: промискуитет, кровно-родственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая, или парная и моногамная.

Первой стадией развития семьи был промискуитет, т.е. период неупорядоченных и неограниченных никакими запретами половых отношений.

Для второй стадии развития семьи было характерно постепенное исключение из круга брачных партнеров родителей и детей. Появляется новый тип семьи – кровно-родственная семья, основанная на групповом браке. В этой семье мужчины живут в многоженстве, а женщины одновременно в многомужестве, почему и дети и тех и других считаются общими детьми их всех.

Дальнейшее развитие семьи шло в сторону сужения брачного круга и установления дальнейших ограничений. Постепенно из круга половых отношений исключаются братья и сестры и возникает следующая форма семьи, тоже основанная на групповом браке – пуналуальная семья. В такой семье группа сестер (родных, двоюродных, троюродных и т.д.) были общими женами своих общих мужей (но не своих братьев) и, наоборот, группа братьев имела в общем браке группу женщин (только не своих сестер).

При таких групповых брачных связях неизвестно, кто является отцом ребенка. Поэтому имеет значение лишь материнство, происхождение ведется по материнской линии.

Эпизодическое сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового брака, с развитием матриархата привело к возникновению парного брака, объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение). Позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного браков было равенство супругов в браке.

Парная семья – это слабый, неустойчивый брачный союз одного мужчины с одной женщиной, свободно расторгаемый по желанию одной из сторон.

Семья, основанная на групповом браке, и парная семья существуют в эпоху матриархата, т.е. периода, когда родство и наследование определялось по материнской линии и женщина играла решающую роль в первобытном хозяйстве, была главным добытчиком средств к существованию, а, следовательно, естественной главой рода.

Однако по мере дальнейшего развития общества (возникновения скотоводства, плужного земледелия) решающей производительной силой общества становится мужчина, а домашнее хозяйство, которым занимается женщина, утрачивает свое былое решающее значение .В этот период начинается переход от матриархата к патриархату и появление патриархальной, а затем и моногамной семьи, призванной прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи. С развитием производства и появлением возможности накоплений главной целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Поскольку самым важным из них являлась бесспорность происхождения наследника от определенного отца, жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми была отдана под безусловную власть мужа. Перед мужчинами же открылись новые возможности многоженства. С наибольшей полнотой это проявилось в странах мусульманского востока, где многоженство стало законной формой брака. В Европе развитие данной тенденции остановилось на патриархальной семье, которую ученые определяют как промежуточную форму между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка физиология

Для современного общества характерно появление нуклеарнойсемьи, которая включает лишь супругов и их детей.

3. Какие бывают типы семейных структур?

В зависимости от формы брака в обществе наблюдаются разные типы семейных структур. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

В качестве основных срезов структуры семьи наряду со структурой родства выступают:

1.структура власти, по которой различают патриархальные семьи, где мужчина и муж имеют власть над другими членами семьи, и матриархальные, где власть принадлежит женщине- матери. Этот тип семьи получил название авторитарный. Есть семьи, в которых власть и влияние распределяются между мужчиной (отцом) и женщиной (матерью) почти в равной мере. Они получали название эгалитарные.

2.структура коммуникаций – это характер обсуждаемых вопросов, культура и интенсивность духовного общения между супругами. В этом аспекте можно выделить партнерские и авторитарные семьи. В партнерской семье решение принимается совместным обсуждением. Однако если в семье муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена- с доминированием жены. В авторитарной семье решение принимается одним из супругов.

3. по составунеполные, когда отсутствует один родитель. Это происходит либо в результате смерти, либо в результате развода, либо в результате внебрачного рождения ребенка. Нуклеарные семьи образуют супруги, живущие отдельно от своих родителей с детьми или без детей. Сложные, или расширенные семьи образуют представители нескольких поколений (молодые супруги, их родители, бабушки и дедушки).

4. по количеству детей – бездетные (не имеющие детей), однодетные (имеющие одного ребенка), малодетные (имеющие двух детей), многодетные (имеющие от трех и более детей).

5. по семейному стажу – семья молодоженов, молодая семья, семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа), семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет), пожилые супружеские пары.

6. по однородности социального состава – социально-однородные семьи, способствующие лучшему взаимопониманию, в которых супруги и их родители принадлежат к одному культурно-профессиональному слою. Социально-разнородные, где супруги имеют различные профессии, неодинаковое образование.

7. ролевая структура, характеризующая систему взаимодействий и отношений членов семьи в соответствии с ролевыми предписаниями, основанными на традициях и обычаях и социально-экономических условиях. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Четкое представление о своем ролевом образе формируется в зависимости от внутрисемейных отношений, прежде всего. Именно здесь у мальчика формируется представление о том, что ожидают от него в роли мужа, отца семейства и т.д., а у девочки- в роли жены, матери, сестры и т.д. Качества личности человека не всегда согласуются с отведенной ему семейной ролью. Так, мужчина со слабой волей вряд ли сможет выполнить в семье роль ее главы, особенно в современных условиях. Поэтому во избежание семейных конфликтов важное значение имеет гибкость ролевого поведения, способность и готовность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в другую, если этого требует ситуация.

4. Каковы функции семьи и как они изменяются по мере развития общества?

Социология изучает функции семьи в прошлом и настоящем, выясняет причины изменения функций семьи, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, и целью этого изучения является выявление тех факторов, которые способствуют гармонии интересов личности, семьи и общества.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия.

. Что касается семьи, то у этого социального института нет главных и второстепенных функций. Однако функции семьи можно разделить на специфические, характерные только для семьи, и неспецифические.

Специфические функции отражают ее особенности как социального явления. Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной и приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям относят репродуктивную и воспитательную (социология молодого поколения). К неспецифическим относят: хозяйственно-бытовую, досуговую, экономическую (получение материальных средств одними членами для других), регулирование сексуальных отношений (упорядочивают сексуальные отношения, определяя по закону и обычаю возможные сексуальные контакты), сферу первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), социально-статусную (распределение ролей в семье), духовного общения (удовлетворение человека в общении).

Остановимся на некоторых, наиболее важных функциях семьи.

Брак превращается в настоящую семью только тогда, когда появляются дети. Воспроизводство в детях численности родителей и рассматривается в настоящее время как репродуктивная функция семьи. Однако задачей репродуктивной функции является не только воспроизводство населения, но и удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих мужчину и женщину создавать семью.

Для воспроизводства населения оптимальным числом детей в семье считается три и более, так как а обществе много холостых, однодетных семей и бесплодных браков.

Не менее, а, пожалуй, и более важное значение для общества имеет воспитательная функция семьи, благодаря которой дети входят в общество. Именно в семье ребенок совершает свои первые, столь важные шаги в осмыслении и освоении окружающего мира. Здесь закладываются основы нравственного опыта ребенка – его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.

Воспитательная функция не сводится к воспитанию лишь детей в семье. Она предполагает и самовоспитание и взаимовоспитание супругов и всех остальных членов семьи.

Читайте также:  Карта истории развития ребенка скачать бесплатно

Общество не в состоянии полностью учесть все и выработать определенную политику воспитания с учетом индивидуальности каждого человека. Поэтому воспитание должно осуществляться через семью.

Может ли семья когда-либо устраниться от воспитания детей, как это представляли себе социалисты-утописты и некоторые писатели-фантасты? Конечно, нет. Семья как сегодня, так и всегда будет активно участвовать в воспитании детей, оказывая глубокое воздействие на формирование характера, привычек, нравственных качеств и эстетических вкусов ребенка.

Другой важной функцией семьи является экономическая. Семья участвует в общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это и есть экономическая функция семьи.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствуют укреплению супружеских отношений, воспитанию детей. При несправедливом распределении, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние будет неблагоприятным.

Не менее важной функцией семьи является рекреативная (восстановительная) функция. В семье мы получаем моральную, психологическую, материальную помощь и поддержку.

Семья выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая своим членам желательное благоприятное общение с людьми, близкими и приятными им. С помощью такого общения человек может снять полученный вне семьи стресс, получить приятные эмоции. Кроме того, внутрисемейное общение необходимо для решения проблем, возникающих возникающих у всех членов семьи.

Основными факторами, скрепляющими семейный союз постепенно становились личностные: стремление к формированию устойчивых, прочных позитивных эмоций, к созданию культурной микрообщности, скрепленной единством жизненных ценностей и представлений. Это не значит, что ранее любовь и семья исключали друг друга. Однако современные супружеские пары предъявляют более высокие требования к личности друг друга, взаимное чувство и уважение стало основой основ семьи.

Семья играет в обществе незаменимую роль, поскольку ее функции удовлетворяют основные потребности общества. Из этого следует, что от полноценного функционирования семьи зависит благополучие и членов семьи и всего общества в целом.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 17548; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

         Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» — каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм — отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, — прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировали свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу» — запрет браков внутри своих родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья — групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т. е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство — нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

В некоторых обществах было распространено: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории.

Различают шесть стилей отношений к детям:

  • Инфантицидный — детоубийство, насилие (с древности до IУ в. н.э.).

  • Бросающий — ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV—XVII вв.).

  • Амбивалентный — дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV-XVII вв.).

  • Навязчивый — ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

  • Социализирующий — усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них — объект воспитания и обучения (ХIХ — начало ХХ в.).

  • Помогающий — родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей.

Читайте также:  Выготский возрастная психология развития ребенка

C ХIХ в. семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений  констатируется направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Семья в России

 В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине ХIХ в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника ХVI в., изданного в 1849 г.

В 20—50-е гг. ХХ столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия.

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «От Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования—подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин — мужа, отца — была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» — жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все — и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (ХII—ХIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «Любя сына, увеличивай ему раны» — написано в «Домострое». Главные обязанности детей — абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т. е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения — основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению  нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т. е. существовало два мира — для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница — старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в ХII—ХIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным — они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже ХIХ—ХХ вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым — выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в  семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная  иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.

У многих народностей Сибири, Севера и дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием шаманов.

Источник