Раннее развитие ребенка английский язык

Раннее развитие ребенка английский язык thumbnail

Начать обучение ребенка английскому языку можно уже с ранних лет. Хороший помощник в этом — профессиональная няня из Великобритании. Подробнее…
Наём английской няни для малыша — возможность не только решить задачи по уходу за ребенком, но и погрузить его в английскую среду с первых лет жизни.Узнать больше…
Для детей с 4-5 лет обучение английскому языку может быть интереснее и, следовательно, легче, если оно будет проводиться с носителем языка в игровой форме.Подробнее о специалистах…
Наём английского гувернера — возможность обеспечить многостороннее развитие мальчика, в том числе в плане успешного освоения английского языка, начиная уже с 3 лет.Узнать больше…
Помочь найти подходящего и проверенного специалиста для обучения и развития ребенка могут специализированные кадровые агентства. Обратиться в кадровое агентство…

Одним родителям идея обучать ребенка английскому с рождения кажется странной и даже смешной — какой смысл учить грудничка, который не владеет даже родной речью? Другие считают, что раннее обучение английскому языку — самое эффективное. Кто прав и стоит ли учить английский с младых ногтей?

Английский с пеленок: миф или реальность?

Очевидно, что ребенок учится говорить не с того момента, когда он произносит первое слово. Подготовительные этапы проходят задолго до этого момента. С рождения и примерно до 3 лет происходит формирование артикуляционной базы — малыш пытается подражать звукам, которые слышит от взрослых, пока не понимая их смысла. Тем не менее таким образом он отрабатывает произношение звуков, типичных для языка, на котором говорят родители. Затем наступает черед этапа генерализации, когда ребенок начинает обобщать. И лишь после этого малыш пытается произнести первые осмысленные слова. Постепенно словарный запас растет, а ребенок обучается использовать его для коммуникации с окружающим миром.

Конечно, на этом этапе нет смысла учить ребенка иностранному языку целенаправленно. Да это и невозможно — малыш, не достигший и трехлетнего возраста, не способен концентрировать внимание и едва говорит на родном языке, о каких сложных правилах, схемах и алфавите чужого языка может идти речь?

Но в этот период ребенок обучается говорить «методом погружения» — он слушает речь окружающих, формирует представление о языке, и именно это позволяет ребенку в определенный момент заговорить — однако, как видите, это происходит вовсе не на ровном месте.

Поэтому единственный способ начать учить английский с пеленок — создать вокруг малыша английскую языковую среду, чтобы он «впитывал» иностранный язык так же, как русский. Стоит сразу честно сказать, что для русскоговорящих родителей это практически непосильная задача, даже если они неплохо говорят на иностранных языках. А вот в семьях, где один из родителей англоговорящий, дети всегда вырастают билингвами. То же происходит и тогда, когда за детьми ухаживают няни-англичанки.

Есть мнение, что раннее обучение английскому языку — миф, однако научные данные опровергают это. Группа педагогов, наблюдавшая успехи детей-билингвов на протяжении 10 лет, доказала, что дети, которые начали изучать английский в возрасте до 3 лет, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто приступил к изучению иностранных языков в более старшем возрасте. Кроме того, малыши, которые могут говорить сразу на двух языках, отличаются лучшим абстрактным мышлением. Это, в частности, доказывает тот факт, что дети-билингвы лучше успевают по математике, чем их сверстники, которые говорят только на одном языке[1].

Таким образом, раннее обучение английскому языку не только возможно и эффективно, но и желательно, так как оно помогает ускорить развитие и формирует абстрактное мышление. А уж о пользе знания английского языка можно и не упоминать — все мы понимаем, что это язык международного общения, который однозначно необходим для учебы и успешной карьеры.

Методика раннего обучения английскому языку: и образ мира в слове явленный

В возрасте до 3 лет познавательные потребности ребенка максимально активны — малыши впитывают информацию, словно губка, и обрабатывают ее очень быстро. Порой это даже поражает взрослых: например, дети способны запоминать любимые сказки наизусть, слово в слово. Самый естественный способ постижения мира для ребенка — игра, и потому любую информацию следует подавать именно в игровой форме — так она запомнится быстро и надолго.

Кроме того, стоит понимать, что познавательная активность ребенка предельно велика. И когда родители учат малыша говорить на родном языке, они не начинают с грамматики и фонетики, а удовлетворяют стремление ребенка к познанию окружающего мира. Так малыш осваивает язык — в ходе познавательной и игровой деятельности из звучащей речи. И хотя детям вообще неизвестно о существовании грамматических правил, алфавита и принципов словообразования, кроха лет трех-четырех уже прекрасно понимает все, что ему говорят, сам может строить правильные предложения, а его словарный запас составляет около 1000 слов — этого лексического багажа достаточно, чтобы покрывать около 80% коммуникаций. Таких потрясающих результатов малыш достигает, опираясь исключительно на языковую практику.

Читайте также:  Доска для развития моторики ребенка своими руками

Это интересно
По мнению ученых, в процессе лепета ребенок произносит все возможные звуки всех языков мира. С течением времени в ходе постоянного повторения звуков родной речи артикуляционный аппарат постепенно подстраивается под образец — речь родителей и ближнего окружения. Поэтому, если хочется, чтобы ребенок говорил без акцента, беседовать с ним должен носитель.

Ребенок, который учит английский с пеленок, может добиться того же уровня в иностранном языке, что и в родном. Принципы обучения английскому в самом раннем возрасте не отличаются от принципов обучения русскому.

Малыша обучает окружение. Он слышит речь, усваивает ее звучание, пытается подражать отдельным звукам, потом копирует слова и, наконец, осознает их смысл и начинает использовать их на практике. Раннее обучение английскому требует точно такого же погружения в языковую среду. Существует несколько способов научить малыша английскому:

  • Песенки, в том числе колыбельные, а также стишки, сказки и считалочки. Все это — игровые методики, которые позволяют малышу усвоить язык без напряжения, в доступной ему форме.
  • Карточки. Эта методика, разработанная педагогом Гленном Доманом, предполагает использование карточек с рисунками и подписями. Рисунки изображают самые разные объекты. Родители показывают их малышу и произносят названия вещей. Играя с такими карточками, малыш запоминает звучание английских слов и связывает их с определенными понятиями, а дети постарше, которые уже знают буквы, запоминают и их написание.
  • Комментарии к действиям. Если проговаривать все действия на английском так же, как мы делаем это на русском, ребенок очень быстро поймет, что «в ладошки хлоп» и clap your hands — это одно и то же действие.
  • Многократное повторение называний предметов и указание на них. Обычно мама говорит малышу: «Смотри, это собака. Да, собака. Какая хорошая собачка!» — и указывает пальцем на объект. Отчасти так у ребенка формируется связь имени с предметом. Если то же самое будет делать няня-носитель английского, то ребенок в конечном итоге усвоит, что собака — dog.

Самое важное в обучении английскому с раннего возраста — понимать, что язык — лишь инструмент для коммуникации, а не самоцель, и помнить о том, что потенциал маленького человека к изучению языков огромен.

Няня-носитель английского языка vs самообучение: как сделать выбор

Многие родители опасаются, что ребенок, которого начали учить английскому с младенчества, начнет смешивать два языка и не сможет правильно говорить ни на одном из них. На самом деле такое происходит крайне редко, да и то исключительно на самых ранних стадиях, когда ребенок только начинает говорить. Нейробиолог Патриция Куль, сооснователь Института мозга при Вашингтонском университете, посредством многочисленных экспериментов доказала, что маленькие дети легко переключаются с одного языка на другой, безошибочно выбирая тот, который нужен в определенном социальном контексте[2]. Малыш-билингв уже в 3 года понимает, что английский и русский — это не один язык, а два. Но уже в 8–10 лет ребенок вообще утрачивает способность усваивать чужой язык по тому же принципу, по какому он усваивал родной, так как у него уже полностью сформированы навыки общения на русском. С этого момента он будет не «впитывать» язык, а именно учить его — а это гораздо сложнее. Именно те, кто выучил английский в старшем возрасте, склонны смешивать два языка. У тех, кто учил английский с пеленок, такой проблемы не возникает.

Чтобы раннее обучение английскому было эффективным, ребенок должен постоянно слышать английскую речь. Причем желательно, чтобы на этом языке говорил определенный человек. В семьях, где один из родителей — носитель языка, такое разделение происходит естественным образом: к примеру, мама говорит с ребенком по-русски, а папа — по-английски. Но в полностью русскоязычных семьях такое невозможно: ни один родитель, даже ради блага ребенка, не станет полностью переходить на чужой язык в быту.

В самостоятельном обучении ребенка есть и еще один сложный момент, а именно — акцент. Даже те, кто очень хорошо говорит по-английски, все равно звучат не так, как носители языка. Акцент есть у всех, для кого английский не является родным. И порой он очень заметен. Для носителей языка русский акцент звучит не особенно приятно: кому-то он кажется агрессивным, кому-то — комичным. А вы вряд ли хотите, чтобы в будущем англичане или американцы реагировали на речь вашего ребенка таким образом. Поэтому, несмотря на то что мама и папа — самые важные люди в окружении малыша, функцию обучения английскому лучше передать тому, кто говорит на этом языке безупречно — няне-англичанке.

Читайте также:  Влияние мамы на психическое развитие ребенка

Высококвалифицированная английская няня — это специалист по уходу за детьми, обладающий высшим образованием и хорошим воспитанием. Все дело в том, что в Англии, в отличие от многих других стран, няня — это не способ подработки для студентов или домохозяек, а уважаемая профессия. Нянь и гувернанток готовят престижные колледжи, в которые сложно попасть и еще сложнее удержаться. Поэтому няня из Англии рассматривает свою работу именно как карьеру, а не как способ подзаработать немного в ожидании лучших времен.

Безупречные манеры, хорошее образование, достойное происхождение, высокая эрудированность, широкие познания в медицине, педагогике и психологии, честность и надежность — все эти качества обязательны для профессиональной английской няни. Нанимая такого специалиста, вы можете быть уверены в том, что ребенок в надежных руках. А также в том, что его английский будет звучать так, будто он родился и вырос не в Москве, а в хорошем районе Лондона.

Источник

Детский билингвизм — тема сложная. Теорий много, единого мнения у ученых нет. Одно точно: чем раньше ребенок начнет изучать второй язык, тем проще он его усвоит и тем меньше усилий на это потребуется. Поэтому английский для детей сейчас настолько популярен. Но давайте сначала немного теории.

Раннее развитие ребенка английский язык

Билингвизм делится на два типа. Детский билингвизм («врожденный») и билингвизм в случаях, когда второй язык изучают уже после более-менее приличного овладения первым. Назовем его взрослым (хотя речь тоже может идти о детском возрасте). Некоторые исследования показывают, что в случае «врожденного» билингвизма мозг усваивает два языка, как две РАЗНЫЕ языковые системы. В случае со взрослым билингвизмом языковая система ОДНА. То есть к определенному моменту мы уже знаем родной язык, а иностранный воспринимаем как набор синонимов к нему и дополнительные правила.

Особенности «врожденного» билингвизма

Огромный плюс «врожденного» билингвизма заключается в том, что второй язык усваивается автоматически, да еще и мозг, если верить некоторым исследованиям, дольше сохраняется в рабочем состоянии. Но в первые годы жизни ребенок может смешивать языки. Особой проблемы в этом нет, но при общении с теми, кто не знает одного из языков, могут возникать сложности. С другой стороны, дети вообще могут молчать или лепетать на выдуманном языке: это совершенно не мешает им играть со сверстниками и ходить в детский сад.

Зато чуть позже такой билингва не путает грамматику разных языков. Используя конкретный язык, он как бы находится в отдельной языковой системе, активна только та часть мозга, которая за нее отвечает.

К минусам детского билингвизма относят задержку речи (логично: ребенку надо усвоить в два раза больше материала, нужно время) и проблемы с психикой. И надо бы пожалеть несчастных жителей государств, где сразу несколько языков являются официальными, а дети с рождения попадают в многоязычную среду. Швейцарию особенно — с ее четырьмя государственными языками. Но я вот этим бедным людям почему-то завидую.

Особенности взрослого билингвизма

В случае взрослого билингвизма в речи чаще встречаются грамматические ошибки. Они связаны с попыткой применять правила родного языка к иностранному. А если в русском языке нет стопроцентного аналога какой-нибудь части речи из английского, то вы и в тридцать лет будете биться с этими чертовыми артиклями. Зато путаницы в лексике изначально нет: человек четко различает два языка.

От 0 до года

Если вы решили заниматься английским с ребенком с самого рождения, то набор методов у вас весьма ограничен. Да и «заниматься» — это громко сказано. В первый год жизни ребенок, конечно, усваивает огромное количество информации, включая грамматику и лексику родного языка (применять это все он начнет позже). Но происходит это естественным путем. Он умеет только слушать и смотреть. Так что и у вас выбор небольшой: говорить и показывать окружающий мир. И не пытайтесь быть «переводчиком»: называть предмет по-русски, и сразу после этого — по-английски. Вы же в жизни не говорите «Выпью-ка я чаю — tea», это неестественно. Вся фраза должна быть либо на английском, либо на русском.

1. Один из членов семьи всегда говорит с ребенком на английском.

Особенность: если вы не носитель языка, хотя и отлично им владеете, то при переходе на английский вы становитесь немного другим человеком. Это явление «раздвоения личности» у профессиональных переводчиков с интересом изучают психологи. И есть у них версия, что в такой ситуации связь между ребенком и родителем хуже. Ведь это уже не «настоящая» мама, а ее англо-американская версия.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу примеры

А вот если мама, папа, бабушка или дедушка являются носителями, вам повезло! Либо можно нанять англоговорящую няню (но это часто серьезно ударяет по бюджету).

2. Вся семья говорит на иностранном языке в конкретный день недели или в конкретной ситуации.

Например, можно ввести традицию английских суббот/воскресений. Или говорить на английском языке только во время купания/только вечером/только на прогулке в парке. Есть и недостаток. Например, если всегда говорить на английском во время еды, то ребенок не узнает русские названия продуктов. С другой стороны, для него сейчас важнее прочувствовать другой грамматический строй, привыкнуть к звучанию языка, посмотреть на вашу артикуляцию.

3. На английском говорят в конкретном месте.

Например, в группах-«развивашках», в гостях у конкретных друзей, которые согласились учить английский вместе с вами, в кафе и т. д. Этот метод мне кажется даже более простым, но требует регулярности посещения выбранного места.

От года до трех

Раннее развитие ребенка английский язык

Но давайте будем честными. Все, чего хочется подавляющему большинству мам детей первого года жизни, — это поспать и помыться. Не у всех была возможность преподавать английский язык для детей с нуля, и в этом нет ничего ужасного, вся жизнь впереди. Помимо всех вышеперечисленных методов, которые подойдут и детям после года, вы можете использовать:

1. Игровой метод: разложить перед ребенком игрушки и предметы, назвать их на английском, поиграть с ними, нарисовать их, часто повторяя их названия.

Когда ребенок усвоил хотя бы половину слов, можно начинать использовать их в речи и строить простой диалог на английском. Здесь важно обязательно перейти к диалогам. Иначе вы просто научите ребенка англоязычным синонимам, а не английскому языку.

2. Карточки с картинками и названиями (методика Домана).

Идея очень отдаленно похожа на предыдущую, но вместо предметов у вас карточки, которые вы многократно показываете. Как правило, дети разглядывают любые картинки с удовольствием. Но снова не забывайте о диалогах!

Ну и стоит упомянуть, что господин Гленн Доман занимался малышами с задержкой развития. А потом на основе своего опыта создал методики для остальных (в рамках них, например, дети учат математику уже в год). Подходит ли вам этот метод, зависит еще и от того, как вы относитесь к раннему развитию в целом.

3. Мультики, фильмы, песни, книги на английском.

Едва ли кто-то из родителей опасается включать ребенку в год музыку, петь и читать книги. А вот насчет мультиков мнения расходятся. Я утверждала, что у моего сына будет табу на мультики до трех лет. А потом у нас случился сеанс экзорцизма во время подстригания ногтей. Поэтому примерно с года мы десять минут в неделю морально разлагаемся под «Свинку Пеппу». Но только на английском языке. В активном словаре моего жутко разговорчивого ребенка из английских слов пока только pig. Зато сам выучил, я довольна.

От трех до семи

Раннее развитие ребенка английский язык

В таком возрасте новый язык все еще усваивается легко, а возможностей у вас уже больше. Некоторые дети уже умеют читать, почти все смотрят мультики. Кроме того, у ребенка уже широкий круг познаний и интересов, его сильно интересует общение с другими, он уже неплохо говорит. Его можно учить как в семье, так и на групповых занятиях.

Все еще актуальны все предыдущие методы, плюс можно попробовать следующие:

1. Методика Зайцева.

Это целая система с плакатами, аудиозаписями и кубиками разной массы, цвета и размера, на которых написаны слоги.

Методика создавалась, чтобы учить читать детей с двух лет и старше. Но подходит и для изучения иностранных языков. Причем не только для детей, но и для взрослых! Кубики можно сделать самостоятельно или купить уже готовые.

2. Проектная методика.

Здесь все как в школе, только тему урока можно выбирать, ориентируясь на интересы ребенка. Большинство плюсов и минусов школьного обучения связаны, как мне кажется, с личностью преподавателя. И если вы отличный педагог, то эта методика вам подойдет.

3. А еще существуют комбинированные методики.

Берете все, что кажется наиболее подходящим для вашего ребенка, и объединяете как вам захочется. Ну или отдаете ребенка на занятия к талантливому преподавателю, который умеет это все грамотно и эффективно комбинировать.

Как помочь ребенку учить иностранный язык с удовольствием

Источник