Раннее развитие индивидуальная программа развития ребенка

Раннее развитие индивидуальная программа развития ребенка thumbnail

Индивидуальная программа развития Е.А. Стребелева,  д.п.н., профессор 8.499-245-04-52

Индивидуальная программа развития

Е.А. Стребелева,

д.п.н., профессор

8.499-245-04-52

  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)    Условия воспитания: 1.Выполнение четкого режима дня. 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня. 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)

  • Условия воспитания:
  • 1.Выполнение четкого режима дня.
  • 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня.
  • 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).

1.Социально-коммуникативное развитие   1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей. Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).

1.Социально-коммуникативное развитие

  • 1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей.
  • Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).

Дидактический материал: с

Дидактический материал:

  • с

Формирование невербальных средств общения Специальные игры и упражнения:  «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).

Формирование невербальных средств общения

  • Специальные игры и упражнения:
  • «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры — «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).

Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки). Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, ...ушки, ...ротик, ...носик, ...ручки, ...пальчик, ...ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри - угадай», «Посмотри - назови». Игры на узнавание себя - «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»). 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. - Вот они снова смотрят. Где твои ручки? - Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки. Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).

  • Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки).
  • Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, …ушки, …ротик, …носик, …ручки, …пальчик, …ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри — угадай», «Посмотри — назови». Игры на узнавание себя — «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»).
  • 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. — Вот они снова смотрят. Где твои ручки? — Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки.
  • Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).

  1.Социально-коммуникативное развитие   Задачи 1.3 Формировать подражание действиям взрослого. Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания - умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания - снимать колготки, трусы, надевать на себя - трусы, носки, шапку

1.Социально-коммуникативное развитие

Задачи

  • 1.3 Формировать подражание действиям взрослого.
  • Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания — умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания — снимать колготки, трусы, надевать на себя — трусы, носки, шапку

2. Познавательное развитие   2.1. Сенсорное воспитание:    Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики; развитие ориентировки на форму : учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).  Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».

2. Познавательное развитие

2.1. Сенсорное воспитание:

Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики;

развитие ориентировки на форму :

учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).

Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».

2.2 Ознакомление с окружающим Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: - учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др. учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»); - учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)

2.2 Ознакомление с окружающим

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:

— учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др.

учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»);

— учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)

2.3. Формирование предметно-игровых действий Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай». Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками. Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».  Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.

2.3. Формирование предметно-игровых действий

Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай».

Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.

Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».

Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.

2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами

2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий

  • Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ   3.1. Развитие понимания обращенной речи:  - Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др. Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д. Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • 3.1. Развитие понимания обращенной речи:
  • — Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др.
  • Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д.
  • Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ   3.2. Формирование активной речи:  учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот. дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»; активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.; активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»; учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.; обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.  3.3. Логопедический массаж

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • 3.2. Формирование активной речи:
  • учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот.
  • дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»;
  • активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.;
  • активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»;
  • учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.;
  • обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.
  • 3.3. Логопедический массаж

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК  К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности Условия для интереса к рисованию 4.1.Формирование интереса к рисованию Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности

Условия для интереса к рисованию

4.1.Формирование интереса к рисованию

  • Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК  К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности 4.2. Формирование интереса к конструированию Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.

4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности

  • 4.2. Формирование интереса к конструированию
  • Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Задачи: Совершенствовать навыки ходьбы: ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки, учить ходить по лесенке – вверх и вниз, учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Задачи:

  • Совершенствовать навыки ходьбы:
  • ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки,
  • учить ходить по лесенке – вверх и вниз,
  • учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.

ВЫВОД: Индивидуальная программа   I часть:  общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка III часть: рекомендации для родителей  II часть: содержание коррекционной работы

ВЫВОД: Индивидуальная программа

I часть:

общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка

III часть:

рекомендации

для родителей

II часть:

содержание

коррекционной работы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность программы.

Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что – бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребёнка так велика роль людей, которые должны помочь ребёнку гармонично развиваться, создать психический и физический комфорт для успешного роста. Однако чтобы помочь ребёнку в развитии, необходимо знать, в чём его проблема? Где и как нужно оказать помощь.

В последние несколько лет молодые родители всё чаще сталкиваются с термином « Раннее развитие ребёнка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов ещё не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Как уже было сказано, основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямо хождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через психолога, человека владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре.

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребёнка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

Примерно к трём годам память, восприятие, воображение и внимание ребёнка начинает приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребёнок овладевает теми умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идёт о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми.

Развитие познавательных процессов и речи помогает ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения. Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключатся в том, что их жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребёнок, тем более интенсивно проходит это развитие.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Исследования Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской показывают, чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальном развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связанны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познает их свойства. Малыш учиться ориентироваться в пространстве. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают в процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками, учатся согласовывать свои действиями с требованиями взрослых и с действиями других детей.

Так же исследования учённых показало, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Занятие изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, аппликации и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В период от 2 до 3 лет ребёнок стремительно овладевает речью. Потешки, песенки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развито фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Хотелось отметить, что маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Поэтому занятия с детьми построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Общение с маленьким ребёнком – это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребёнка можно только

3. Направленность и уровень программы (цель, задачи, категория детей, возраст детей).

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметная.

Ведущая психическая функция – восприятие.

На занятиях родители принимают активное участие. Целью совместного творчества матери и ребёнка является сохранение контакта матери и ребёнка посредством творческой деятельности. А использование творческого процесса становится способом общения двух любящих сердец.

В раннем возрасте развитие малыша, полностью зависит от стараний близких ему людей. Поэтому занятие проводятся совместно с родителями, которые помогают ребёнку в его нелёгком труде. Окружают его вниманием и любовью.

1. Цели:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
  2. Создание положительного климата в детском коллективе.
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Активизация речевых процессов.
  7. Развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам.
  8. Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  9. Развитие игровых навыков.

2. Задачи программы:

  • развивать способность ребёнка удерживать зрительное и слуховое внимание; – развивать целенаправленное восприятие;
  • обогащать сенсорный опыт;
  • совершенствовать зрительную активность;

3. Категория детей, возраст:

Курс рассчитан для детей 2-3 лет. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Для детей раннего возраста и детей, отстающих в развитии, возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Количество детей в группе от 1 до 10 человек.

4. Показания и противопоказания к применению.

  1. Поводом для зачисления ребёнка в группу служат: рекомендации врача, заключение психолога (по результатом диагностики). Наблюдения и отзывы воспитателя, пожелания родителей.
  2. Программа противопоказана детям с наличием психических заболеваний.

5. Содержание программы (общая характеристика).

Общая структура занятий:

  1. Вводная часть:

    • ритуал приветствия;
    • двигательная гимнастика;
  2. Основная часть:

    • развитие познавательных процессов;
    • развитие речи;
    • свободная игра;
  3. Заключительная часть:

    • ритуал прощания;

I. Вводная часть:

  • ритуал приветствия: организация детей к занятию (5 минут);
  • двигательная гимнастика: направлена на развитие общей моторики и координации движения (7 минут);

Перерыв – (2 минуты)

II. Основная часть:

  • развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук (6 минут)

Перерыв – (2 минуты)

  • развитие речи: дети учат стихи, речёвки, потешки (4 минуты);

Перерыв – (2 минуты)

  • свободная игра: приносит удовольствие, поднимает настроение, стимулирует интерес к окружающему миру, учит общаться со сверстниками (29 минут);

III. Заключительная часть:

  • ритуал прощания: дети прощаются со всеми до следующего занятия (3 минута);

Занятие длится один час и делится на несколько временных этапов. Время строго соблюдается.

6. Сроки реализации.

Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность занятий 9 месяцев (учебный год).

7. Количество занятий в неделю.

Занятие проходят 2 раза в неделю, в первой половине дня.

8. Условия реализации.

Занятия проводятся в помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил.

Комната для проведения занятий должна быть оборудована следующим образом, недолжно быть лишней мебели, игрушек. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.

А так же необходим:

  • магнитофон
  • альбом
  • цветная бумага
  • цветной картон
  • белый картон
  • цветные карандаши
  • цветная гуашь
  • пластилин
  • мука
  • соль
  • посуда одноразовая
  • мячи
  • бубны
  • обручи
  • воздушные шары
  • мыльные пузыри
  • трубочки
  • крупа
  • макароны
  • пуговицы
  • клизма детская
  • шнурки
  • молния
  • мозаика
  • игрушки

9. Способы взаимодействия специалистов (для комплексных программ).

Для успешной реализации программы возможно взаимодействие со следующими специалистами:

  • психологом
  • врачом психоневрологом
  • воспитателями ДОУ

II. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

Диагностика:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

III. Основные требования (формируется в зависимости от направленности программы).

Занятия должны проводится только совместно с родителями. Это определяется необходимостью точного выполнения движений у детей. В противном случае результат не будет достигнут.

Результат реализации программы приводит к уровню сформированности навыков, ключевых социальных компетенций, социальной адаптации, успешной адаптации (интеграции) в социум как результату реализации программы.

Программа может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

Приложение.

Источник