Раннее диагностика проблем развития ребенка

Раннее диагностика проблем развития ребенка thumbnail

Основные проблемы ранней диагностики

и ранней коррекции нарушений развития ребенка.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка – дошкольный и школьный – уже, можно сказать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, то он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Предполагается, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родители часто не знают где можно получить такие знания, не знают, куда можно обратиться за советом, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекомендации от специалистов. Нельзя не сказать и о том, что специалистов педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.

Крайне редко издаваемая литература с рекомендациями по раннему воспитанию таких детей, как правило, в продаже отсутствует. Да и использовать ее без консультации специалистов это тоже самое, что лечиться заочно. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, каждый характеризуется своеобразием формы и степени нарушения развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.

Важнейшей причиной, актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития у детей, является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют около 40% всех рождающихся детей. Наши педиатры считают, что число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных. Разумеется, лишь некоторая часть этих детей станет объектом коррекционной работы дефектологов, но и число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико: по данным зарубежной статистики (в России такая статистика отсутствует), оно составляет 9-11% всей детской популяции.

Выдающиеся педагоги и психологи давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, и даже в дошкольный

период специальным обучением охвачено не более 2,5-3% от всех детей этого

возраста, т.е. не более 1/3 нуждающихся.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции часто говорят о важности и необходимости использования сензитивных периодов в развитии различных функций. При этом обычно принято считать, что сензитивные периоды в развитии психофизиологических функций и психических процессов у детей с недостатками физического и умственного развития и у нормально развивающихся детей совпадают по их отнесенности к возрасту ребенка. Однако едва ли можно с этим согласиться: ведь как начало проявления, так и длительность сензитивных периодов определяются не возрастом, а физиологической зрелостью нервных структур, составляющих анатомо-физиологический субстрат соответствующих функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития. При этом очень важно иметь в виду, что у этих детей сроки созревания разных структур задержаны в разной мере, в связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения, вызывающего то или иное нарушение развития. В результате этой неравномерности значительно изменяются по сравнению с не только сроки созревания отдельных функций, но порядок соотношения их созревания во времени, что имеет важнейшее значение при формировании высших психических функций, поскольку в структуру каждой из высших психических функций входит несколько более простых функциональных систем. Причем при формировании высших психических функций эти более простые составляющие включаются в сложные функции в определенной последовательности. Так, например, при формировании речи у ребенка сначала развивается взаимодействие слухового и двигательного анализатора и несколько позднее в эту чрезвычайно сложную функциональную систему включается зрительный анализатор. Надо отметить и то обстоятельство, что участие зрительного анализатора (как в прочем, и остальных) постепенно усложняется и совершенствуется на протяжении нескольких лет.

Дефект хотя бы одной из более простых функций, входящих в сложную систему, затрудняет и замедляет формирование последней. При полном выпадении одной из составляющих простых функций формирование сложной системы (такой, например, как речь) возможно только на основе использования обходных путей. Так, в частности происходит при формировании речи в условиях тотальной глухоты.

При формировании сложных функций при частичном дефекте одной из составляющих возможна опора не столько на обходные сколько на вспомогательные пути. И в том и в другом случае необходима специально организованная коррекционная педагогическая работа. Рассчитывать на спонтанное развитие высших психических функций в случае нарушения развития какой-либо из более простых ее составляющих не приходится.

Читайте также:  Личность воспитателя его роль в целостном развитии ребенка

Все сказанное здесь о развитии высших психических функций в той или иной мере реализуется в практике специального обучения, однако, во-первых,

это делается в большинстве случаев без достаточно полных знаний о начале и длительности сензитивных периодов развиваемых функций а, во-вторых, такая

работа с детьми, имеющими недостатки развития, начинается слишком поздно.

Ни специальная, ни общая психология не располагает пока достаточными данными, что эффективнее для формирования какой – либо сложной функции: воздействовать сначала элементарными стимулами, адресованными, может быть, только одной из составляющих сложную систему или сразу применять сложные стимулы, которыми оперирует развитая функция. Эти кажущиеся абстрактными рассуждения на самом деле связаны с коренными вопросами методики обучения. Очевидно, следует признать, что наиболее важным фактором развития в раннем возрасте при разных нарушениях развития является, возможно, более частая, сильная и длительная стимуляция функций, а также возможно более постоянное и полное подкрепление реакций детей на внешнюю стимуляцию.

Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1 – 2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи

Для создания эффективной системы ранней помощи необходима глубокая научная разработка проблемы сензитивных периодов в развитии функций у детей с различной умственной и физической недостаточностью. Глубокое своеобразие раннего детства при отклонениях в развитии требует совершенно особого подхода к дифференциальной диагностики в этот период. Это определяется как замедлением созревания центральной нервной системы и формировании психофизических функций, так и значительным отставанием становления доминантности одного из полушарий, что наблюдается при всех отклонениях в развитии.

Как следствие этих особенностей, диагностика нарушений развития в раннем возрасте имеет преимущественно медицинскую ориентацию и должна быть направлена, в основном, на выявление наличия повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Целесообразно использовать существующие у нас и за рубежом школы раннего развития, отражающие нормальное время появления у ребенка различных функций. Проявления отклонений в развитии психофизических функций, не связанные с сенсорными дефектами, не могут оцениваться однозначно. Существуют определенные трудности и в оценке неврологической симптоматики.

Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и того, что позднее определяется как задержка психического развития, до трех лет едва ли возможна. Психолого – педагогическая симптоматика нарушений развития в этом периоде должна изучаться, а соответствующие специалисты должны постепенно включаться в диагностические исследования, ибо значение их данных к началу дошкольного детства постепенно возрастает.

Источник

Ранняя диагностика
нервно-психического развития ребенка
позволяет выявить отклонения от
нормального развития уже на первом году
жизни. Ранняя диагностика нарушений
развития относится к возрасту от
рождения до 3 лет. Данный возраст
характеризуется интенсивным формированием
и созреванием основных морфологических
структур мозга, что обусловливает
сензитивность психики, т. е. ее особую
чувствительность к внешним воздействиям
(позитивным и негативным). Другими
словами, маленький ребенок, с одной
стороны, наиболее восприимчив в плане
обучения и развития психических функций,
с другой стороны, он максимально уязвим
в отношении различных вредностей,
которые могут вызвать серьезные
отклонения в психическом развитии.

В раннем возрасте
необходим особый подход к диагностике
развития, причем наибольшее значение
имеет медицинская диагностика в целях
выявления повреждений сенсорных органов,
опорно-двигательного аппарата, центральной
нервной системы.

У всех детей с
нарушениями развития в раннем возрасте
резко ограничен социальный опыт и
является выраженной недостаточность
двух основных факторов развития: общения
с другими людьми и предметной деятельности.
Замедление созревания ЦНС и формирования
психофизических функций, отставание
становления доминантности одного из
полушарий наблюдаются при всех отклонениях
в развитии.

Проявления
отклонений в развитии, не связанные с
сенсорными дефектами (нарушениями
слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата), нельзя оценивать однозначно:
они малоспецифичны, малодифференцированы
и могут входить в различные симптомокомплексы.
Поэтому в раннем возрасте затруднена
дифференциальная диагностика общего
недоразвития речи, легкой степени
умственной отсталости и задержек
психического развития. Психолого-педагогическая
симптоматика этих отклонений для данного
возраста является сегодня недостаточно
разработанной [19].

При подозрениях
на отклонения в развитии у ребенка
раннего возраста как составляющая
комплексной диагностики выделяется
психопатологическое обследование,
включающее два основных этапа:

  1. Симптоматическая
    диагностика: предполагает выделение
    и описание симптомов нарушений сна,
    влечений, психомоторики, эмоционального
    реагирования, поведенческие отклонения,
    нарушения речи, расстройства общения
    и познавательной деятельности и др.
    (приложение 2).

  2. Синдромологическая
    и нозологическая диагностика: включает
    диагностику синдромов, патологических
    и болезненных процессов.

Психопатологическое
обследование должно квалифицировать
психическое развитие в целом как
своевременное, опережающее, равномерно
задержанное, с изолированными задержками,
выраженное отставание, грубое отставание
и др. [17].

В психологической
диагностике нарушений развития необходимо
учитывать основные положения теории
Л.С.Выготского [6]:

  1. Ребенок, имеющий
    нарушение развития, не «менее развитой»,
    он «иначе развитой». В связи при
    диагностике развития нет смысла
    ориентироваться на средние нормы.
    Отправной точкой для диагноста должны
    становиться индивидуальные нормы, а
    основной задачей – выявление качественного
    своеобразия психического развития
    индивида.

  2. В структуре дефекта
    выделяют «первичный дефект», имеющий
    биологическую природу», и «вторичный
    дефект», связанный с социо-культурным
    развитием. Вторичные дефекты неоднородны,
    разнообразны: одни являются прямым
    следствием первичного дефекта, другие
    же являются следствием искаженной
    социальной ситуации развития. Выяснение
    глубины вторичного дефекта является
    необходимым условием своевременной
    адекватной коррекции развития. Чем
    дальше вторичный дефект отстоит от
    первичного повреждения, тем он более
    пластичен в плане коррекции.

  3. Для прогноза
    психического развития наиболее
    эффективной является диагностика в
    «зоне ближайшего развития».

  4. Каждый дефект
    влечет за собой стремление к компенсации.
    В процессе диагностики необходимо
    выявить те сохранные возможности,
    которые могли бы стать основой для
    компенсации.

  5. Психическое
    развитие осуществляется в деятельности,
    поэтому диагностика должна осуществляться
    в процессе деятельности, ведущей для
    ребенка данного возраста и уровня
    развития.

Читайте также:  Характеристика процесс психического развития ребенка

Ранняя диагностика
нарушений развития предполагает
проведение комплексной многоаспектной
квалификации состояния ребенка. Такую
диагностику определяют как интегративную.
Основные принципы интегративной
диагностики отклоняющегося развития
[19]:

— построение
гипотезы психологического обследования
на основе целостного представления о
ребенке с привлечением знаний из
разнообразных отраслей знания (медицины,
педагогики, психологии);

— построение
процедуры обследования в соответствии
с актуальным возрастом, особенностями
поведения ребенка, с учетом взаимодействия
между взрослыми и ребенком;

— использование
методического аппарата, адекватного
целям и гипотезе обследования;

— анализ получаемых
данных с применением технологий
интегративной оценки результатов,
дающий не только максимальную информацию
о специфике развития и формирования
психических функций, но и позволяющий
выявить комплекс причин, вызвавших
проблемы в развитии;

— психолого-педагогическая
квалификация уровня актуального развития
ребенка с выходом на постановку
психологического диагноза.

Следование данным
положениям дает возможность оценить
не только актуальный уровень развития,
но и прогнозировать дальнейшее развитие.

Основные проблемы
ранней психологической диагностики, в
том числе нарушений развития, соотносятся
с общими проблемами диагностики:

1. Недостаточное
количество диагностических методик
для детей младенческого и раннего
возрастов.

2. Трудность
дифференциальной диагностики нарушений
развития в младенчестве и раннем возрасте
по следующим причинам:

— оценка когнитивного
развития в данные периоды является
менее надежной, чем в более поздние
периоды;

— проблемы в
психической деятельности ребенка могут
быть обусловлены целым спектром причин.

3. Направленность
подавляющего большинства имеющихся
диагностических методик на диагностику
актуального состояния, а не на оценку
прогноза развития.

4. Отсутствие в
тестах отдельных норм для детей с
нарушениями развития (установление
таких норм чаще в принципе невозможно,
поскольку разнообразие нарушений по
их характеру и глубине не поддается
учету). В качестве важной части тестирования
выступают нормы. Важной задачей является
определение возрастных норм развития,
которые используются помимо всего
прочего в клинике при выявлении различных
отклонений в развитии ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Елена Филипповна Архипова

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Уважаемые коллеги!

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.

Введение

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Читайте также:  Ребенок остановился в развитии при беременности

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.

В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни

Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H. М. Сеченова, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, И. И. Павлова,

Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцовой, H. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования.

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели нервно-психического развития.

Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсорного восприятия.

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых и тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и основанная на них ориентировочно-исследовательская деятельность играют важную роль в психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор является центральным звеном в познавательной деятельности ребенка.

У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз. Эти движения возникают у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.

В первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование (сближение зрачков при фиксировании глаз на приближающейся точке), прослеживание, бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами).

Дети первых месяцев жизни различают цвета. У детей второго – третьего месяцев жизни длительность фиксации взгляда значительно увеличивается. К 4–5 месяцам у детей появляются зрительные дифференцировки, которые являются физиологической основой сенсорного развития. Раннее образование зрительных дифференцировок доказывает не только способность детей раннего возраста различать цвета, величину предметов, пространственные соотношения и другие сенсорные качества предметов, но и необходимость их своевременного развития.

Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые дни после рождения ребенка несовершенен. У ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3–3,5 месяцам. В четыре месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением. С пяти месяцев он начинает различать тон голоса, адекватно на него реагирует, то есть появляются слуховые дифференцировки. В возрасте 8—12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. По данным ряда исследователей, с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а его формирование в норме заканчивается к 1 году 7 месяцам.

Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухоречевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка является развитие понимания речи – очень сложного и длительного процесса. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни.

В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, который составляют положение тела младенца, окружающая обстановка, внешний вид говорящего, его голос и интонация.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник