Работа участковой медсестры по развитию и воспитанию здорового ребенка

Обслуживание детей на педиатрическом участке осуществляется врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой с момента выписки ребенка из родильного дома до передачи его под наблюдение врачу подросткового кабинета. Такая система динамического наблюдения обеспечивает тесную связь медицинских работников поликлиники с семьей и постоянный контроль за состоянием здоровья детей. В работе участковой сестры выделяют несколько крупных направлений: профилактическое, лечебное и санитарно-просветительное.
Профилактической работе участковая сестра уделяет особое внимание. Новорожденные и дети первых лет жизни отличаются большой ранимостью, повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям среды, высоким уровнем заболеваемости. Поэтому их объединяют в группу усиленного профилактического наблюдения. Участковая сестра систематически наблюдает за развитием здоровых детей на дому, совместно с врачом ведет профилактический прием здоровых детей; контролирует выполнение назначений врача по профилактике рахита. Совместно с врачом ежемесячно планирует профилактические прививки, проводит при необходимости подготовку к ним, вызывает в поликлинику детей и оценивает постпрививочную реакцию. Кроме того, участковая сестра осуществляет подготовку детей к поступлению в дошкольношкольные учреждения; контролирует направление детей для осмотра узкими специалистами и лабораторного обследования. Она же занимается вопросами рационального вскармливания детей, организацией противоэпидемических мероприятий и санитарно-гигиенического воспитания родителей и детей, проводит динамическое наблюдение за детьми из групп риска и их оздоровление.
Большое значение в работе участковой сестры придается участию в лечебном процессе. При оказании медицинской помощи остро заболевшим детям сестра по назначению врача вводит лекарственные средства, проводит необходимые процедуры и забор мазков, наблюдает за состоянием больного ребенка, о всех переменах сообщает лечащему врачу, контролирует выполнение родителями лечебных назначений и обучает их правилам ухода за больным ребенком. Сестра подробно информирует родителей о возможных признаках ухудшения состояния ребенка и при их возникновении рекомендует немедленно обращаться к врачу, в случае ухудшения состояния ребенка в ее присутствии принимает меры к его госпитализации. При направлении ребенка на стационарное лечение сестра должна проконтролировать своевременность госпитализации. В случае отказа от госпитализации она обязана немедленно сообщить об этом участковому врачу или заведующему педиатрическим отделением.
Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как реабилитационный процесс после выписки из стационара. Дети обслуживаются участковым врачом и медицинской сестрой, а также врачами-специалистами. Приемы участковых врачей организуются по скользящему графику, чтобы родители могли выбрать удобное время для посещения поликлиники.
Санитарное просвещение — один из ответственных разделов работы участковой сестры. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка должно вестись сестрой индивидуально, с учетом особенностей его развития. Участковый педиатр и сестра, руководствуясь в работе годовым планом санитарно-просветительной работы, читают лекции, проводят беседы. Санитарное просвещение осуществляется во время активных патронажных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, кабинете здорового ребенка, на занятиях в школе молодых матерей. Большую помощь в воспитании здорового ребенка могут оказать брошюры и памятки по вопросам воспитания и развития. Особое внимание сестра должна уделять работе с родителями, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, и детям из неблагополучных семей.
Источник
Участковая медицинская сестра детской поликлиники является основным помощником участкового педиатра, направляющим работу целого лечебного и оздоровительного комплекса курируемых на участке детей.. Участковая медицинская сестра должна быть надежным, квалифицированным медицинским работником и помогать врачу решать главные задачи участковой службы — растить здоровых детей на своем участке.
В работе участковой медицинской сестры выделяют несколько крупных разделов: профилактическую работу, лечебную работу, санитарно-просветительную работу и работу с общественностью.
Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных заболеваний, повреждений, а также своевременное выявление врожденных и приобретенных патологических состояний. Борьба за здорового ребенка включает и борьбу за здоровую мать, поэтому в объем работы медицинской сестры входит работа с беременными, особенно первородящими. Основной формой профилактической работы является патронаж. Лечебная работа заключается в непосредственном выполнении назначений участкового врача, а также в вызове на прием к врачу детей диспансерной группы в соответствии с картотекой, основанной на ведении учетной формы № 30. Медицинская сестра вместе с участковым педиатром ведет ежедневный поликлинический прием и выполняет назначения врача. Она должна быть хорошо знакома с историей развития ребенка, статистическим талоном (учетная форма № 256). У нее должен быть список детей участка от 0 до 18 лет.
Проведение патронажа детей раннего возраста осуществляют врач и медицинская сестра в первые три дня после выписки матери с новорожденным из родильного дома. Если в семье родился первенец, то патронаж рекомендуется начать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая сестра посещает ребенка еженедельно до месяца и ежемесячно до года.
При патронаже участковая сестра обрабатывает новорожденному пупочную ранку, выполняет назначения врача, дает матери советы по уходу и вскармливанию. В семье молодых родителей медицинская сестра обучает мать проведению гигиенических ванн, обработке кожи и слизистых, пеленанию.
Первое посещение поликлиники со здоровым ребенком обычно бывает в возрасте 1 мес.
На первом году жизни ребенка медсестра посещает его ежемесячно, на втором — раз в квартал. На третьем году жизни детей, не находящихся в дошкольных учреждениях, медицинская сестра посещает один раз в полгода.
Патронажи детей разного возраста отличаются целями. Поэтому они и называются целевыми. Разработаны схемы как самого патронажа, так и направленных рекомендаций родителям. Медицинская сестра отмечает проведение патронажа в специальном патронажном листе истории развития ребенка. Ее записи периодически просматривают и визируют старшая медицинская сестра и участковый врач.
Обычно участковый врач назначает целевые приемы, когда на определенный день и час приглашаются дети одного возраста, например дети первых 3 мес. В таких случаях можно провести интересную беседу по уходу и вскармливанию детей и проиллюстрировать это живыми примерами. График профилактических приемов строится таким образом, чтобы в течение недели мать с ребенком могла посетить врача в те часы, когда ей удобно, т.е. приемы должны быть утром, днем и вечером.
Перед каждым приемом медицинская сестра готовит чистые шпатели, посуду для использованных шпателей, рецептурные бланки для различных направлений и справок, мыло и полотенце. Истории развития детей первого года жизни находятся в кабинете, это избавляет мать от лишнего посещения регистратуры.
На приеме медицинская сестра взвешивает и измеряет ребенка, обучает родителей новым элементам массажа и гимнастики, проводит беседу по правильному подбору игрушек и мебели, дает советы по приготовлению соков, смесей, различных блюд детского питания. Медицинская сестра выписывает рецепты в молочную кухню и совместно с врачом оформляет документы на бесплатное детское питание, выписывает направление на различные исследования и подготавливает выписки из историй развития для направления ребенка в детские дошкольные учреждения.
Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.
Первый патронаж к новорожденному медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки его из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с участковым врачом-педиатром. Обращают внимание на гигиенические условия содержания ребенка, чистоту в комнате, правильную расстановку мебели и правильное определение места для кроватки новорожденного в комнате. Медицинская сестра следит за тем, как родители пеленают ребенка, кормят его, обрабатывают глаза и складки кожи, есть ли для этого все необходимое. Медицинская сестра должна участвовать в первом купании младенца — наиболее сложной процедуре для молодой матери в первые дни пребывания ребенка дома. Необходимо проверить, правильно ли родители производят контрольное взвешивание ребенка в домашних условиях. Особое внимание обращают на состояние пупочной области, обработку пуповинного остатка.
В течение первого месяца патронаж проводят один раз в неделю, если нет специальной нужды для более частых посещений. В возрасте 1 мес. и далее ежемесячно до 1 года ребенка осматривают в детской поликлинике, где проводят контрольное питание и взвешивание, общий осмотр; выявляют видимые и легко обнаруживаемые неправильности развития, например паховую грыжу, сосудистые опухоли (ангиомы), деформации скелета и т.п.
Между посещениями поликлиники медицинская сестра продолжает с профилактической целью посещать детей на дому: в первые полгода — 2 раза в месяц, во вторую половину первого года — 1 раз в месяц, в возрасте от 1 до 2 лет — 4 раза в год, от 2 до 3 лет — 2 раза в год, от 4 до 7 лет — 1 раз в год.
У медицинской сестры должна быть специальная сетка работы на участке, где отражена вся профилактическая работа с каждым ребенком. В обязанности медицинской сестры входит контроль за выполнением назначений врача по профилактике рахита, профилактических прививок. Она направляет всех детей первого года жизни для осмотра к специалистам — окулисту, невропатологу, хирургу и др., а также следит за проведением анализов крови, мочи и др.
Наиболее важным в жизни ребенка является патронаж ребенка первого года жизни. Он выполняется по следующей схеме:
I. Патронаж ребенка первых 2 мес. жизни:
- 1) оценить состояние ребенка (сон, стул, состояние кожи, пупочной ранки, глаз, ушей), его поведение (держит ли голову, как следит за движущимися предметами, улыбается ли);.
- 2) проконтролировать санитарное состояние квартиры и соблюдение режима дня и кормления (проветривание, прогулки на свежем воздухе и др.);
- 3) помочь матери организовать правильное вскармливание, отдавая преимущество грудному, проводить мероприятия по борьбе с гипогалактией;
- 4) обучить мать организации бодрствования ребенка с выкладыванием его на живот и проведением массажа;
- 5) помочь в организации ежедневной гигиенической ванны с элементами закаливания;
- 6) рекомендовать введение витамина D по схеме, назначенной врачом;
- 7) пригласить в поликлинику для антропометрии и осмотра врачом.
Патронаж ребенка 3—4 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие ребенка и его состояние, приобретенные умения и навыки (держит ли голову, улыбается ли, дает ли комплекс оживления, захватывает ли игрушки, узнает ли близких и т.д.);
- 2) проконтролировать наличие или отсутствие симптомов рахита у ребенка, достаточен ли подкожно-жировой слой, нет ли жалоб на состояние здоровья ребенка и его поведение;
- 3) продолжать обучение матери массажу и гимнастике с элементами закаливания;
- 4) дать советы по вскармливанию, если это требуется по докорму;
- 5) пригласить в поликлинику для профилактических прививок.
Патронаж ребенка 5—8 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущего патронажа, как развиваются у ребенка двигательные умения, навыки (как сидит, стоит, ползает, ходит ли с поддержкой, речь);
- 2) выяснить, достаточно ли у ребенка игрушек, имеется ли манеж, как организованы прогулки. Дать соответствующие советы;
3) рекомендовать блюда прикорма и соответствующий возрасту режим дня и кормления;
- 4) продолжать обучение матери более сложным элементам массажа и гимнастики;
- 5) дать советы по развитию речи ребенка (чтение детских книжек, звукоподражание), по организации формирования условных рефлексов на мочеиспускание и дефекацию;
- 6) пригласить в поликлинику на прием к специалистам и участковому врачу.
Патронаж ребенка 10—12 мес. жизни:
- 1) оценить самочувствие и состояние ребенка за время, прошедшее от предыдущих патронажей (стоит, ходит самостоятельно или с поддержкой, просится ли на горшок, какие говорит слова);
- 2) определить вид вскармливания (отлучен ли от груди или сохранено грудное вскармливание);
- 3) оценить режим питания и режим дня ребенка, сделать необходимую коррекцию;
- 4) рекомендовать введение мясного прикорма, рассказать о правилах отлучения от груди;
- 5) дать советы по предупреждению детского травматизма (убрать в недоступные для ребенка места мелкие и острые предметы, химические вещества и лекарственные средства);
- 6) продолжить обучение матери элементам гимнастики и закаливающих процедур;
- 7) пригласить в поликлинику на прием к участковому врачу.
Работа медицинской сестры на приеме в детской поликлинике заключается во всесторонней помощи участковому врачу, дальнейшем сотрудничестве с медсестрой кабинета КЗР. На прием в поликлинику приглашают здоровых детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, так называемых «неорганизованных» детей, для осуществления наблюдения за их физическим и нервно-психическим развитием. Прием таких детей проводится в кабинете здорового ребенка. Кабинет должен быть оснащен письменным столом, умывальником, пеленальным столом, медицинской кушеткой, весами для взвешивания, как грудных детей, так и детей более старшего возраста, ростомером, сантиметровой лентой. Кроме того, в таком кабинете желательно иметь витрины-выставки, где наглядно иллюстрированы основные вопросы детского питания, детской одежды, детских игрушек.
Источник
Участковой медицинской сестрой проводится:
· профилактическая
· лечебная
· организационная работа
Профилактическая работа
Борьба за рождение здорового ребенка начинается задолго до его рождения, когда участковая медицинская сестра осуществляет дородовые патронажи. Патронажная работа с беременными проводится совместно с акушеркой женской консультацией.
Первый дородовый патронаж беременной медицинская сестра проводит в течение 10 дней с момента поступления сведений о беременной из женской консультации. Во время знакомства с будущей матерью устанавливаются доверительные отношения, которые позволяют провести беседу о большой ответственности быть матерью и о необходимости обязательного сохранения беременности.
Медицинская сестра выясняет состояние здоровья беременной, факторы, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье женщины и ребенка (вредные привычки, профессиональные вредности, наследственные заболевания в семье, экстрагенитальная патология), дает советы по питанию беременной, режиму дня, приглашает беременную в школу матерей.
На 32-34-й недели беременности участковая медицинская сестра проводит второй дородовый патронаж, во время которого выясняет состояние здоровья беременной за период, прошедший между двумя посещениями (перенесенные заболевания), контролирует соблюдение режима дня, питания, уточняет предполагаемые сроки родов и адрес, по которому будет жить семья после родов. Проводится обучение беременной технике массажа грудных желез, даются рекомендации по содержанию детской комнаты, организации уголка новорожденного, приобретению необходимых предметов ухода за новорожденным и одежды.
Важным разделом профилактической работы с новорожденным ребенком являются патронажные посещения медицинской сестрой на дому. Первый патронаж новорожденного проводится совместно участковыми педиатром и медицинской сестрой в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Дети из группы «риска» посещаются в день выписки. Ребенок осматривается врачом, педиатр дает рекомендации по режиму дня, питанию и уходу за ребенком.
Медицинская сестра обрабатывает кожу и пупочное кольцо ребенка, объясняет и показывает матери, как надо выполнять советы врача, обучает мать технике свободного пеленания, использование подгузников, боди, уходу за кожей, глазами, носом ребенка, подготовке и технике купания ребенка. При необходимости присутствует при первом купании.
Медицинская сестра разъясняет родителям порядок хранения и ухода за бельем новорожденного ребенка, порядок организации прогулок, правила прикладывания к груди, правила ежедневной влажной уборки помещения, проветривания, соблюдения температурного режима, тщательной гигиены при уходе за ребенком, рассказывает о необходимости перемены положения ребенка в кроватке, знакомит мать с распорядком работы поликлиники.
Повторные посещения ребенка в первом полугодии жизни проводятся 2 раза в месяц, во втором полугодии 1 раз в месяц или чаще – по усмотрению участкового педиатра. Во время повторных посещений новорожденного и ребенка первого года жизни участковая медицинская сестра проверяет соблюдение санитарно-гигиенических требований, осматривает ребенка, оценивает выполнение матерью рекомендаций и ее навыки по уходу за ребенком, наличие у ребенка умений и навыков, соответствующих возрасту, обучает мать проведению массажа и гимнастики.
В профилактической работе с детьми второго и третьего года жизни ведущее место занимают вопросы закаливания и физического воспитания. На 2-ом году жизни медсестра посещает ребенка 1 раз в квартал, на 3-ем году – 1 раз в полгода. Цель патронажа – контроль за выполнением назначений участкового педиатра, проведение бесед по организации режима питания, закаливающих процедур, физических упражнений.
К профилактической работе участковой медицинской сестры относится также участие в проведении врачебного приема, иммунопрофилактика. Участковые медицинская сестра и педиатр проводят диспансеризацию всех детей, проживающих на педиатрическом участке, прежде всего детей дошкольного возраста, воспитывающихся в домашних условиях. Если в поликлинике нет дошкольно-школьного отдела, то участковая медсестра помогает врачу выполнять всю необходимую работу по медицинскому обеспечению организованных коллективов.
Источник