Работа с семьей по развитию связной речи ребенка

Ольга Курбатова
Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ

Формы работы с родителями

по развитию связной монологической речи дошкольников

в условиях дошкольного образовательного учреждения

(Выступление О. А. Курбатовой, воспитателя)

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста

(обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

О. С Ушакова

В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родите-лями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слу-шают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятель-но научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанав-ливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Не смотря на то, что дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ре-бенка. Овладение родным языком – одно из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие связной монологической речи детей. Но ни одна, даже самая лучшая развивающая про-грамма не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семь-ей. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Для решения проблем развития связной монологической речи дошкольников в дет-ском образовательном учреждении используются следующие формы взаимодействия: традиционные коллективные, досуговые формы, наглядно-информационные.

Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями.

Задача: объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития связной речи детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Задача: устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, способствовать по-вышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Задача: ознакомить родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Традиционные коллективные формы взаимодействия с родителями

Родительское собрание. Задачи: вовлечь родителей в процесс речевого развития детей; стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой дея-тельности для общения с собственным ребёнком.

Педагогический совет с участием родителей. Задача: привлечь родителей к актив-ному осмыслению проблем связной речи детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, педагоги-психологи и т. д

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, инте-ресующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию связной монологической речи, обучению грамоте и др.

Круглый стол. Проводиться в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структу-рой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы бе-седы с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении.

Дни открытых дверей которые дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педаго-гические знания, применить их на практике, узнать какие методы необходимо использо-вать для развития речи своих детей, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Деловая игра. Присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы.

Мастер-класс. Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть, как теоретическим, так и практическим.

Ток-шоу — обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.

Лекция-семинар — для проведения собрания в форме лекции — семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.

Читайте также:  Периодизация речевого развития ребенка разных авторов

Педагогические беседы с родителями. В результате беседы родители должны полу-чить новые знания по вопросам обучения ребенка.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к бесе-де. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консульта-цию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Гость группы или доброволец. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интере-сы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий тем самым способствовать развитию связной речи детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

К совместным досугам относят:

• праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования);

работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);

• литературные вечера;

• фольклорные праздники;

• ярмарки;

• КВН;

Так же рекомендуется проводить «Речевые праздники». Они полезны для развития ком-муникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной связной монологической речи, закрепления пройденного материала.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Разделена на две подгруппы.

Информационно-ознакомительная группа

Направлена на ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, осо-бенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоле-ние поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Включает в себя:

Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информа-ция: полезные статьи и справочные материалы-пособия. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию речи детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудо-вать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы.

Информационные листы. Они могут нести в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.

Памятки для родителей. Небольшая инструкция грамотного выполнения каких ли-бо действий.

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользова-ние родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать пред-ложения и т. д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интерес-ные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Напри-мер, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста» и др.

Информационно-просветительская группа.

Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Для того чтобы она была действенной, помогала акти-визировать родителей используются рубрики: «Наши успехи», «Что мы учим», в которые поместить практический материал, дающий возможность понять, как занимается ребенок в детском саду. Можно предложить информацию по поводу книг, которые следует читать детям разного дошкольного возраста (стихи, пословицы считалки, скороговорки для за-учивания с детьми дома, загадки).

Специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредо-ванное – через газеты, организацию выставок, информационные проспекты для родите-лей, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, выпуск стенгазет.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым усло-вием полноценного развития связной монологической речи дошкольников. Задача дет-ского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать все перечисленные формы работы.

Источник

Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей»

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка, сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка. Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно — развивающей работы.

Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

Читайте также:  Анатомо физиологические особенности развития ребенка

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей — мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

• организации различных форм помощи родителям;

• содержательно-педагогической работы с ребенком;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями являются:

общие родительские собрания;

консультации (индивидуальные и групповые);

беседы (индивидуальные и групповые);

открытые показы занятий;

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.

Речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей. Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания, она должна соответствовать определенным требованиям:

родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи: синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот», «Подумай и объясни» и т. д. ;

• употреблять в живой разговорной речи пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой:

«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки — своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи: «Дорога ложка к обеду», «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись»…; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба»… и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

Родителям, которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям, как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

• Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность.

• С родителями проводить собеседования, предлагать тесты, анкеты с целью исследования индивидуальных особенностей детей. Присутствие родителей на занятиях, праздниках, режимных моментах позволяет им пополнить педагогические знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а так же поделиться своим опытом воспитания. Если же родители по каким –либо причинам не могут присутствовать на этих мероприятиях предлагать им посмотреть видеосюжеты занятий, праздников, игровой и других видов деятельности детей.

Читайте также:  Методика для развития ребенка монтессори

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников.

«Советы для родителей»

под рубриками:

«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

Как можно больше привлекайте детей к играм, рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

Привлекайте детей к играм с игрушками, куклами.

«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

Поощряйте словесное творчество ребенка.

Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

Своевременно исправляйте речь ребенка.

Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка.

«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

Постоянно следите за речью детей.

Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи».

Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?», «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха, выразительной речи.

Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая).

Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ — ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей.

Следите за речью детей, своевременно исправляйте речевые недостатки.

Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, — все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Надо, чтобы родители помнили, что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям. В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться. Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития, владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Источник