Работа с бумагой развитие ребенка

Светлана Коркина
Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Все дети талантливы, развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим является – детство.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. О видах рукодельных техник с использование бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.

Бумага один из простых, доступных материалов. Дети легко работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предложить разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, — значит с ней можно по – разному работать. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка.

В ходе традиционной системы работы с детьми по художественному творчеству я столкнулась с проблемой, почему некоторые дети с боязнью берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции из бумаги, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественного творчества детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.

Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась перестроить систему работы с детьми с привычной для ребенка формы работы с бумагой, на необычную -сделала акцент на работу с бумагой в нетрадиционной форме, где дети являются непосредственными участниками процесса. Они сами предлагают различные темы для работ, подбирают соответствующий материал, могут поспорить и принять единое решение. Все это позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений, и тем самым вызвать интерес у детей. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными видами бумаги и разными материалами.

В поисках новых методов я обращалась к разным авторам: С. А. Новицкой, Н. Г. Пищиковой, Г. Н. Давыдовой, Н. В. Дубровской, и разработала свою систему в работе с детьми по нетрадиционным методам и способам работы с бумагой, опираясь на возрастные особенности.

Первое – развитие творческих способностей, создание эстетической среды.

Второе – отношение детей к продуктам своей деятельности.

Третье – развитие коммуникативных навыков работы.

Четвертое – содружество педагога и ребенка.

Пятое – дальнейшая успешная адаптация в социуме, становление личности ребенка.

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного творчества, поставила перед собой

Цель:

формирование познавательной активности детей дошкольного возраста и развитие творческих способностей через нетрадиционные формы работы с бумагой.

Для достижения этой цели, я выделила следующие

Задачи:

— дать представление о различных способах работы с бумагой с помощью ножниц и без них;

развивать творческие способности, образное мышление;

— воспитывать эстетический вкус.

Я добиваюсь того, чтобы дети освоили как можно больше способов работы с

бумагой, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление,

творчество; чтобы после выполненных своих работ, их счастливые глаза сияли,

сверкали, раскрывалась их душа. Научившись выражать свои чувства, ребенок начинает

понимать лучше чувства других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что

ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво. Приобретая

знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни, к школе.

Е. П. Торренс связывает многие понятия креативности с понятием творчества,

По разработанной нами методике проведен мониторинг

«Креативность дошкольников» на основе его технологии. Сочетание

художественного творчества с использованием нетрадиционных техник работы с

бумагой с деятельность других видов творчества повысилась креативность

дошкольников. За 3 года повысился высокий уровень с 28% до 73%, низкий

уменьшился с 34% до 12%. Развивая творчество повышается креативность. Во всех

группах наблюдается рост креативности у детей.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ.

1.Оригинальность: не такой, как у других, новизна.

2.Быстрота: быстрое усвоение новых нетрадиционных способов работы с бумагой.

3.Гибкость: использование новых способов для известного объекта.

4.Вариативность: ребенок использует разные нетрадиционные методы и способы в творческой деятельности с бумагой.

3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Низкий уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет

работать с бумагой по известным ему методам. Затрудняется при выполнении

нового метода (трудность при адаптации к новому методу). Использует известный

метод работы с бумагой (аппликация).

Средний уровень: ребенок предлагает старый метод, не всегда готов принять

новый, изменить его строго действует в соответствии со старым методом

Затрудняется в предложении нового использования методов работы с бумагой.

(использует один из знакомых методов работы с бумагой).

Высокий уровень: ребенок может предложить различные новые методы и

способы работы с бумагой, может быстро адаптироваться к ним. Может

предложить не один метод работы с бумагой, способен предложить новое

использование различных методов для известных предметов и объектов.

Низкий уровень = 1 баллу = 4-6 баллам

Средний уровень = 2 баллам = 7-9 баллам

Высокий уровень = 3 баллам = 10-12 баллам

Диагностика креативности детей по нетрадиционным

методам и формам работы с бумагой (на конец года)

% 2012 -2013 уч. г 2013-2014 уч. г 2014-2015 уч. г

Низкий% 34 18 7

Средний % 42 39 22

Высокий % 24 57 71

Подгруппа 13 человек.

Анализ мониторинговой работы по данной теме позволил констатировать следующее, что показатели, достигнутые благодаря системной творческой деятельности детей и педагога по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные формы работы с бумагой привели к повышению творческих способностей детей и позволили достичь положительных результатов.

Развитие личности, как пишет психолог, Л. В. Выготский – «Специфический механизм,где взрослый играет уникальную роль: он, как садовник, подготавливает почву, создает условия для этого». Одно из важнейших условий созданная атмосфера, побуждающая ребенка к творчеству и эстетическая среда в детском саду, я в своей группе изменила ее, создала условия для самостоятельного творчества и экспериментирования с бумагой, предоставив детям как можно больше разнообразия бумаги.

Любая работа, поделка выполненная ребенком,- это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени. Это является следующим условием развития художественного творчества детей и отношение окружающих к продуктам детского творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим продуктам деятельности, они берегут их. Особое значение имеет для ребенка, если его работа вывешивается или выставляется в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание творить дальше, экспериментировать с бумагой.

Важным условием творческого развития детей являются условия, при которых задается общее наравление в действиях педагогов ДОУ, детей и родителей.

С педагогами ДОУ делюсь своим опытом работы, провожу мастер – классы, знакомлю с новинками литературы.

Не остаются в стороне и родители. Родители – это взрослые дети. Они с радостью приходят к нам в ДОУ, учавствуют в выставках, принимают активное участие в мастер – классах, делятся своим опытом.

Опыт работы ориентирован на формирование положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях, через сотрудничество детей и педагога, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Показателем эффективности работы в направлении творческого развития детей через нетрадиционные формы работы с бумагой является результативное участие воспитанников в различных творческих конкурсах.

Идеи, наработанные в ходе реализации опыта работы «Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» стали базой для разработки моей авторской образовательной программы кружка «Бумажная фантазия» (дополнительное образование).

Область программы «Художественно – эстетическое развитие»

Наравление: прикладное творчество.

Источник

Оксана Бартош
Рабочая программа «Волшебный мир бумаги. Использование нетрадиционных форм работы с бумагой в развитии дошкольников»

Пояснительная записка.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима

(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой —

складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна.

Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т. п

На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно

перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии

ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки

привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами

действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Работа с бумагой совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Программа «Волшебный мир бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Программа «Волшебный мир бумаги» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

Задачи:

Обучающие:

формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

— отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

— осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

развивать художественный и эстетический вкус;

развивать аналитическое мышление и самоанализ;

развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;

Воспитательные:

формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество,личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

— воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

— создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

— прививать культуру труда.

Принципы, лежащие в основе программы:

— доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

— наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

— демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

— научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

— систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

В процессе деятельности развивается:

— Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

— Сенсорное восприятие, глазомер;

— Логическое воображение;

— Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

— Художественные способности и эстетический вкус;

— Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

— Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

— способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Предлагаемая программа содержит 9 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагойобучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово «оригами» в переводе с японского — «сложенная бумага«. Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.

Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал (объёмная, мозаичная, обрывная).

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

Поделки из салфеток.Салфетки — это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Поделки из мятой бумаги — это изготовления игрушек из мятой бумаги,

еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования

познавательной и коммуникативной активности.

Бумагопластика — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программапозволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

Методы,применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

— Словесные (рассказ-объяснение, беседа);

— Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

— Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,

приобретение навыков).

— При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, презентации.

В результате данной программы дети получают следующие основные

знания и умения:

— познакомятся с видами, свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

— познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

— овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

— научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

— познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация, объемное конструирование).

— научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах иплоскостных композициях.

— научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;

Ожидаемые результаты.

Знания:

• Различные приемы работы с бумагой;

• Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;

• Историю возникновения каждого вида искусства;

• Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;

• Основные базовые формы.

Умения и навыки:

• Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; ПДД; ППБ.

• Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;

• Уметь применять различные приемы работы с бумагой

• Составлять аппликационные композиции из разных материалов;

• Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

• Соединять детали из бумаги с помощью клея;

• Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

Работать с технологическими и инструкционными картами;

Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 5 лет обучения для обучающихся в возрасте 3-7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу в свободное от образовательной деятельности время.

Источник