Работа психолога с родителями у которых ребенок с особенностями развития

Работа психолога с родителями у которых ребенок с особенностями развития thumbnail

Психологическая работа с родителями,
имеющими детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта имеет следующие основные цели:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;

  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;

  • обучение родителей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;

  • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.

      Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:

  • индивидуальное консультирование,

  • групповая работа,

  • просвещение,

  • активное взаимодействие специалистов и родителей,

  • активное вовлечение родителей в жизнь школы.

Индивидуальные консультации.

Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с нарушением интеллекта явилась индивидуальная консультативная работа.
      В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью.
      Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются.
      Немало матерей рождение умственно отсталого ребенка воспринимает трагически, что приводит к эмоциональному стрессу, усталости и, как следствие, агрессии.
Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей. 
      Одни — растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
      Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
Исходя из потребностей матерей, совместно с ними разрабатывается план действий.
      Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
      Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать или отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.

Родительский тренинг.

      Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа. С родителями проводится тренинг родительской компетентности.
Тренинг состоит из трех этапов:

I этап — установочный.
Его цели: 

  • создание группы;

  • установление отношений доверия;

  • снятие у родителей эмоционального напряжения.

II этап — коррекционный.
Его цели: 

  • обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,

  • демонстрация эффективного общения с ребенком;

  • овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;

  • повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;

  • информирование родителей о психологических особенностях умственно отсталых детей.

III этап — завершающий.
Его цели: 

  • закрепление полученных навыков;

  • создание положительного эмоционального настроя и желания использовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.

      Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:

  1. Преодоление трудностей в различных видах деятельности.

  2. Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.

  3. Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.

  4. Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.

  5. Потенциальные возможности ребенка.

  6. Прогноз социального становления ребенка.

По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. Для многих матерей важна получаемая поддержка и опора со стороны второй половины.
      По мере проведения тренинговых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными — все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться. На занятиях решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки.  

     В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.

На первом этапе    матерям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
      Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие «мишени»:

«берет чужое без спроса»,

«бьет брата»,

«кричит в автобусе»,

«отказывается делать уроки» и т. п.

      Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью («не любит, когда ему делают замечание», «не всегда слушается старших»).

Первый этап заканчивается построением так называемой «лестницы проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая «мишень», а на каждой последующей — по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.

Второй этап заключается в протоколировании ситуаций, связанных с возникновением той или иной поведенческой проблемы, составлением каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов. 
      Моделируя различные поведенческие ситуации, матери учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.

Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
      Родители анализируют свои реакции на «плохое» поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
      В конце групповых занятий ведущий просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка от зачатия до рождения видео

Просвещение родителей.

Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:

  • родительские конференции,

  • «круглые столы»,

      Лекции на следующие темы: Повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности; Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.

Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:

  • Взаимодействие школы и семьи — важнейшее условие социального развития личности ребенка»,

  • Основа семейного воспитания — здоровый образ жизни»,

  • Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка»,

  • Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.

На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

Взаимодействие специалистов и матерей.

Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Цели занятий:

Развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом.

Обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

Формирование средств речевого общения и умений практического их использования.

      Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
      Социальный педагог

  1. знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах;

  2. проводит экскурсии на предприятия и профессиональные училища;

  3. обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).

       На практических занятиях, проводимых педагогами, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
      Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.  

     Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

Источник

Зезина Анастасия
Опыт работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ

Здравствуйте, меня зовут., я работаю педагогом-психологом в детском саду №. Сегодня я хотела бы поделиться небольшим опытом работы с родителями детей с ОВЗ. Но для начала я хотела бы рассказать про методы, формы работы которыми пользуюсь в работе с родителями.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Понятие «партнерство» наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Определена общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

сформировать адекватную самооценку.

Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

Беседы: коллективные и индивидуальные.

Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребенка, организации предметно-развивающего пространства для ребенка в семье.

Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т. д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Во время таких встреч как «круглый стол» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что дает родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определенные социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

Читайте также:  Взаимосвязь физического воспитания и умственного развития ребенка

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Проведенное мною занятие для родителей проходило в форме тренинга на тему общения с ребенком.

Цель — повышение педагогической компетенции родителей в вопросе общения с детьми.

Задачи: научить родителей конструктивным методам общения со своими детьми. Дать родителям возможность задуматься над проблемой общения с детьми, познакомить родителей со структурой «Я-сообщения», поделиться друг с другом опытом общения с детьми дошкольного возраста.

Структура моего занятия такова:

1 этап — Знакомство

2 этап – Информационный

3 этап – Практический

4 этап – Разминочный

5 этап – Заключительный

Знакомство

Для того чтобы настроить участников тренинга на положительный настрой, я использовала упражнение и игру, которые способствовали сплочению и снятию напряжения.

Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, положительное начало мероприятия.

Игра: «Меняются местами те, кто…»

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия

Информационный этап

Роль общения в детско-родительских отношениях.

Цель: получить представление о том, что такое общение, виды общения и какую роль оно играет в детско-родительских отношениях.

Практический этап

Изготовление куколок из ниток

Цель: – воплотить все свои светлые мысли при изготовлении данной куколки, чтобы показать насколько родители любят своего ребенка, заботятся о нем.

Разминочный этап

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Цель: научение осознанию своего эмоционального состояния во время негативного поведения ребенка; обучение методам «я-сообщения»; отработка навыка использования «я-сообщения» в общении с ребенком.

Притча «Про морские звёзды»

Цель: навести на мысль, о том, что нужно обязательно прислушиваться к своему ребенку, научиться слушать и слышать его.

Заключительный этап

Обратная связь

Цель: подведение итогов

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: положительное завершение занятия

Источник

Основные направления работы психолога с родителями учащихся

Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа».Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Цель представлена в более конкретных задачах:

· согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;

· сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;

· совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;

· выявление одаренности и развитие способностей ребенка;

· совместное предупреждение асоциального поведения детей

Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.

Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:

1. Диагностика семьи,

2. Консультирование семьи,

3. Просвещение родителей.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями: · для установления контакта с испытуемым; · для проверки исследовательских гипотез; · как метод получения дополнительных данных о свойствах личности; · для оказания психологической помощи.

Согласно классификации Ю. Е. Алешиной [1], консультативная беседа имеет фазы:

1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;

2) формулирование проверка консультативных гипотез,

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента Просвещение и консультирование родителей по актуальным проблемам детей Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей. Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат- ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога. Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников. Консультирование и просвещение родителей Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье. Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.

Читайте также:  Рекомендации для родителей по умственному развитию ребенка

Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

1. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

2. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы тревожности родителей, связанные с индивидуально-личностными качествами ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.

3. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку. Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения. Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей: В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач] выделяет следующие формы участия в родительском собрании.

1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.

2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.

3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.

4. Тематическое родительское собрание.

Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей. В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей. Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности. Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться. В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны. Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей. В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка .

Методики, предлагаемые родителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизни моего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той же методики, выполненной ребенком и т.д.

Методики, предлагаемые ребенку, включают рисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля, различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.д.

На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания — ознакомление родителей:

— с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;

— с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов, подготовка к ЕГЭ;

— преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3.Личный кабинет на школьном сайте, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.

4. Встречи со специалистами психологических центров.

Источник