Работа над развитием речи ребенка

Екатерина Маркина
«Работа над развитием речи детей на занятиях и в свободной деятельности в первой младшей группе»

Но всех чудес прекрасных на земле

Чудесней слово первое ребенка… Петр Семыкин

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группыосновными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикон, грамматическим строем, диалогической и монологической речью. .

Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, воспитателю в помощь предметно-пространственная среда, а именно такие уголки как книжный, театрализованный уголок, набор различных игр.

Основная цель речевого развития детей младшего возраста:

— формирование устной речи и навыков речевого общения

Основные задачи развития речи:

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

-развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи;

— приобщение детей к художественной литературе

Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.

Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек. Например, потешка «Ладушки, ладушки…» поможет завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

А перед зарядкой либо при одевании обуви на прогулку можно рассказать такую потешку:

Посчитаем первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

А после прочтения спросить у ребят: «А какая обувь у наших ребят на ножках?», дети начнут отвечать если кто-то затрудняется можно подсказать,также здесь можно задать вопрос: «А какого цвета, твои Маша сандалики?», «А какие они у тебя большие или маленькие?»

Потешки при неправильно одетой обуви:

«Странные сапоги»

Ну и сапоги у Славы!

Один – левый, другой – правый.

Но левый — на правой, а правый – на левой.

Объясни скорее Слава, что же это сними стало

Что стряслось?

Сапоги поссорились, вот и смотрят врозь. (А. Пысин)

При умывании и мытье рук обязательны потешки:

«Знаем, знаем — да-да-да…», «Водичка, водичка умой мое личико.», «Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить.», «Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро!».

На прогулке:

дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ, при этом у детей формируется умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса. Во время прогулки наблюдая за играющими детьми,можно беспокоясь сказать: «Ой, что-то я Сашу не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети обязательно скажут, что Саша здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» — обращаемся к малышу. «Где же ты был?»

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.).

Использовать самых разнообразных игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.

При рассматривании игрушки в раннем возрасте можно использовать сюрпризный момент.

Например — стук в дверь- попросить кого то из детей посмотреть кто же пришел к ним (заранее посадить за дверь игрушку)

Рассадить детей на стульчики, затем рассказать какой-то стишок, потешку про эту игрушку. («Кисонька-мурысонька», «Заинька»)

Читайте также:  Сенсорная культура и умственное развитие ребенка реферат

У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии и привлекательным для малышей. Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.

Также на занятиях по речевому развитиюиспользуем такие приемы:

— Чередование различных приемов – таких как пояснение, указание и показ с игровыми заданиями.Например:

Воспитатель говорит детям: «Ав-ав-ав, – лает собачка. Как она лает?» После того как дети произнесут звукоподражание,педагог продолжает: «Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение,должна лаять: ав-ав-ав».

— Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька.

Например, я на одном из занятий по звуковой культуре речи делала это так:От бабушки пришло письмо с просьбой о помощи найти пропавших животных, и чтобы попасть к бабушке в деревню мы отправились к ней на поезде. Я была паровозиком, а дети вагончиками.

А может быть и мы с вами так поиграем?

Молодцы ребята! Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился. Итак, отправляемся!

Поезд едет – чух-чух-чух. (здесь то ускоряем темп речи, то замедляем. Так же и движения.) тутууууу!

Выпускаем пар – с-с-с-с-с.

Тормозим – з-з-з-з-з.

Вот мы и приехали. Какой у бабушки воздух в деревне. Давайте его понюхаем. Дыхательная гимнастика – через нос медленно вдыхаем воздух и выдыхаем через рот «А-а-а-ах»

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие (показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием). Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

К приемам активизации словаря можно отнести следующие.

Вопросы.О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?»,так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т. п.

Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Подуй на листочек, снежинку. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау».

Исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций. Работу по развитиютонкой моторики я осуществляю с помощью:

— самомассажа кистей рук;

— игр-шнуровок;

— игр с природным материалом;

— игр в «сухом бассейне»например:

(В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили);

— игр с песком, в том числе кинетическим;

— пальчиковых упражнений например:

(Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять).

Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает «мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки. Излюбленная игра «Чудесный мешочек» Отправляясь, в гости к белочке, мы несем для нее угощение. Из «Чудесного мешочка» дети на ощупь выбирают орех или шишку. Катают предметы между ладонями, определяют поверхность предмета (гладкий, шершавый и т. д.).

Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. («Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим».) Поручения должны широко использоваться и вне занятий Вика,предложи Максиму: «Максим, давай катать мяч»». И так далее.)

Для успешного развития детей нужно использовать картинки, фланелеграф, Это поможет как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам производить какие-то действия с героями.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). (пример сказка «Курочка Ряба»)

Нужно стараться как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорить с ними, спрашивать, дополнять их ответы, подсказывать.

Также большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Читайте также:  Особенности психосоциального развития ребенка инвалида

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Так, например, игра «Какого цвета». Раздать детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем показать квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Использование потешек, песенок, стихов, не только знакомит детей с окружающим миром, но и помогает услышать ритмичность и возможность для ведения диалогов.

В течение года знакомим детей с русскими народными и авторскими сказками, отечественных и зарубежных писателей. Наибольший эффект достигается, когда рассказ сочетается с показом фигурок настольного театра.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него впечатление. Поэтому нужно стараться донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

В заключение скажу о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

Гиперопека родителей и лень ребенка

Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

Индивидуальное развитие ребенка

Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

Стрессы

К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

Заболевания

Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.
Читайте также:  Общение как фактор развития ребенка в онтогенезе

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

Развитие понимания речи 

Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

Специалисты делят речь на:

  1. Активную – то, что человек говорит.
  2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

Развитие активной речи

Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
  2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
  3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
  4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
  5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

Читайте далее: развитие памяти у детей

Источник