Рабочая программа познавательное развитие ребенка
Светлана Рижко
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе
Содержание раздела образовательной области «Познавательное развитие»
№ Раздел
1 Пояснительная записка
2 Тематический план
3 Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
4 Содержание рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
5 Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Познавательное развитие»
6 Средства обучения
6.1 Оборудование
6.2 Перечень оборудования экспериментальной деятельности в подготовительной группе
6.3 Учебно-наглядные пособия
6.4 УМК
7 Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
7.1 Перспективный план по образовательной области «Познавательное развитие» Природный мир
7.2 Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие» формирование математических представлений
7.3 Перспективное планирование по образовательной области «Познание» познавательно-исследовательская деятельность
8 Приложение
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Познавательное развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский.
Реализация данного раздела направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Для обеспечения разностороннего развития детей, в содержание обучения и воспитания детей включены темы в соответствии с реализуемой программой. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие дошкольников.
Задачи образовательной деятельности
• Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
• Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
• Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
• Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
• Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей
• Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,
• Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.
• Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
• Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
• Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
• Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
• Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
• Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 6 до 7 лет по следующим разделам:
1. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
2. Ребенок открывает мир природы (опыты и эксперименты)
3. Познавательно- исследовательская деятельность
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. Программа предусматривает обучение детей 6-7 лет.
2. Тематический план
№ Тема (раздел) Количество часов
1. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
72
2. Ребенок открывает мир природы (опыты и эксперименты)
36
3 Познавательно- исследовательская деятельность 36
итого 144
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
Подготовительная группа
1. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
-Проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности
-Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
-Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах.
— Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах.
— Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.
— Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
— Хорошо знает свое имя, фамилию, возраст, пол.
-Проявляет интерес к городу (селу, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни.
— Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну.
— Проявляет интерес к жизни людей в других странах
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство.
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
Рассказывает о себе, некоторых чертах
Результаты образовательной деятельности
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание образовательной деятельности
Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов: 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.
Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др., выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п. Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла, осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразие социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своем имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятных событиях, традициях семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.
Освоение представлений о родном городе- его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране- ее государственных символах, президенте, столице и крупные городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявления желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности, национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон, выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.
Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация.
Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи.
Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года).
Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
Накопление представлений о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья, о природоохранной деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.
Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения как общепринятые, так и предложенные детьми.
Проявление особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка.
Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
5. Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Познавательное развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы, а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1).
6. Средства обучения
6.1 Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Перечень оборудования экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
6.3 Учебно-наглядные пособия
6.4 УМК
7. Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
7.1 Перспективное планирование в образовательной области «Познавательное развитие» Ребенок открывает мир природы
7.2. Перспективное планирование формирование математических представлений подготовительная группа
7.3. Перспективное планирование познавательно-исследовательская деятельность подготовительная группа
8. Приложение
Мониторинг
Источник
Голодова Наталия Юрьевна
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие»
I.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Данная рабочая программа является нормативно — управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа образовательной области «Познавательно –речевое развитие» подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-разования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Россий-ской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной дея-тельности по основным общеобразовательным программам дошкольного об-разования» Приказ № 1014 от 30. 08. 2013»
— «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
1.3. Методическое обеспечение
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной про-граммы дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1.4. Цель и задачи программы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Приобщение к социокультурным ценностям.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства;
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследова-тельской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.6. Возрастные особенности
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.
Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
1.7. Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
II. Основная часть
2.1. Расписание образовательной деятельности
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г. регистрационный № 28564).
Формы проведения ООД – фронтально, по подгруппам, индивидуально.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом.
2.2. Учебный план
Познание
Количество НОД в неделю — 1; в месяц — 4; в год — 36
Формирование элементарных математических представлений
Количество НОД в неделю — 1; в месяц — 4; в год — 36
2. 3. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с программой, методическим комплексом
2.4. Особенности организации образовательной деятельности
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье при организации познавательно- исследовательской деятельности; накопление двигательного опыта детей при организации различных видов деятельности. Формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях.
«Речевое развитие» — развитие связной речи при познавательно- исследовательской деятельности и формировании элементарных математических представлений.
«Художественно – эстетическое развитие» — использование продуктивных видов деятельности, музыкальных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»
«Речевое развитие» — использование литературных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»
«Социально коммуникативное развитие»— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого хода педагога.
2.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
В группе создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС.
Для полноценной самостоятельной деятельности детей созданы:
Центр конструирования и строительных игр
Оборудование:
Мозаики — средние и мелкие; конструкторы типа “Лего” — крупные и мелкие; кубики различных размеров; дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования; транспортные игрушки; альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.
Центр математики
Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».
Уголки:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
зона для настольно-печатных игр;
уголок природы;
игровой уголок
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
2.6. Работа с родителями
Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Система взаимодействия с родителями включает:
• Беседы
• Анкетирование
• Совместное проведение родительских собраний.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, выставок детского творчества, семейных проектов
• Проведение дней открытых дверей
• Мастер — классы, консультации педагогов
2.7. Планируемые результаты
— Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
— Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
— Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
— Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
— Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
— Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
— Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
— Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
— Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
— Проявляет ответственность за начатое дело.
— Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
— Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
— Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
— Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
— Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
— Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
— Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Система мониторинга
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, то есть на удовлетворение потребностей государства, родителей и детей. У педагога должно быть наличие информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.
Методическое обеспечение диагностики:
• Н. Е. Веракса. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. –М. : Мозаика-синтез, 2010
• Н. В. Верещагина. Результаты мониторинга детского развития. – СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011;
• М. П. Злобенко. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2010.
Диагностическое обследование проводится в несколько этапов:
• Подготовительный
• Проведение непосредственно диагностики
• Обработка полученных данных
Подготовительный этап — подготовка диагностических карт, стимульного материала, определение механизма проведения обследования: определение места, времени, точного списочного состава диагностируемых по данной программе детей, определение временных интервалов проведения.
Проведение непосредственно диагностики — (образовательная и самостоятельная деятельность, дидактические игры, наблюдения, беседы и т. д.)
Обработка полученных данных
В процессе обсуждения представленных данных группа специалистов делает выводы о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей): высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.
• Низкий уровень – 1 балл;
• Средний уровень – 2 балла;
• Высокий уровень – 3 балла.
Расчитывание количественного и качественного уровня освоения образовательных областей.
Количественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития + количество детей, получивших (в соответствии с баллами) средний
уровень развития Х 100 % — общее количество обследуемых детей.
Качественный уровень:
Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития Х 100 % — общее количество обследуемых детей
Периодичность диагностического исследования – 2 раза в год (октябрь, апрель)
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Голицына Н. С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду. 2 младшая группа. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 2012
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез, 2005
4. Помораева Математика в детском саду. (2 младшая группа).М. : Скрипторий 2003,2010
15
Источник