Рабочая программа по развитию речи 2 класс особый ребенок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Школа развития речи»

Введение

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь».

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. В данном комплекте дан разнообразный практический материал  по развитию речи  учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к  языку, развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Пояснительная записка.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  1. коммуникативные:

Учащиеся научатся:

— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

— договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 — оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

  1. познавательные:

Учащиеся научатся:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

— моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

— использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

— выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

— вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

— пользоваться словарями, справочниками;

— строить рассуждения.

  1. личностные:

У учащихся будут сформированы:

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

— осознание роли речи в общении людей;

— понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

— устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     — чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     — интерес к изучению языка.

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

— в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  — составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  — в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

— совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

— повышать уровень языкового развития школьников,

— воспитывать познавательный интерес к родному языку,

— решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

— обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

— создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

— формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  1. Слово
  2. Предложение и словосочетание
  3. Текст
  4. Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  1.  личностно-ориентированные:

развития, творчества, психологической комфортности;

  1. личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  2. деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

       Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся:

научится:

— различатьмногозначные слова, омонимы,

 омоформы, омофоны, фразеологизмы;

— использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

— уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

— выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

— вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы

-быть хорошим слушателем;

— определять лексическое значение слова;

— отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

— редактировать предложения;

— определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

— сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

— распознавать типы текстов;

— устанавливать связь предложений в тексте;

— распознавать стили речи;

Программа  курса «Речь».  Техника и выразительность речи.

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Читайте также:  Ребенок полтора года развитие игры питание

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса.

знать:

— многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

— изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

— стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

— распознавать типы текстов;

— устанавливать связь предложений в тексте;

— распознавать стили речи;

— выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

— восстанавливать деформированный текст

— устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

— составлять планы различных видов.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (  13  часов)

Слово. Значение слова.

1

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Многозначные слова.

1

Омонимы

1

Омофоны, омоформы

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Фразеологизмы

3

Пословицы

1

Загадки

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Предложение и словосочетание

(3часа)

Связь между предложениями в тексте

1

Уметь работать с деформированным текстом.  Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Связь между частями текста

1

Работа с деформированным текстом

1

Текст ( 15 часов)

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Текст. Опорные слова.

1

Текст. Опорные слова.

1

Проверочная работа

1

План. Составление плана.

1

Виды плана

3

Редактирование текста

1

Типы текста. Описание

2

Текст – сравнительное описание

1

Типы текста. Повествование

1

Типы текста. Рассуждение

2

Культура общения

( 6 часа)

Сочинение на тему «Мой выходной день»

Редактирование текста.

2

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Повторение пройденного

2

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

2

Источник

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию речи  составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.  

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных  документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Письмо МО  РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48»;
  • Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
  • Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся (Базисный план общего образования учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости) Москва, 1999г. (авторский коллектив Воронкова В.В.);
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»  

Рабочая программа курса «Развитие речи» составлена на основе программы «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Багажноковой.- СПб.:  Просвещение, 2007 . – 349 с.

Задачи раздела 

— Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

— Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

— Формировать выразительную сторону речи

— Учить строить устные связные высказывания;

— Воспитывать культуру речевого общения.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Комарова, С.В. Устная речь. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
  • Худенко, Е.Д. Практическое пособие по развитию речи / Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. – М.: Руссико, 1994.- 56 с.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Читайте также:  Развитие речи ребенка скачать книгу

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  на 2015-2016 уч.год и  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) для 2 класса.

Раздел «Развитие речи» включает в себя несколько подразделов:

1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности.

3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Снова в школу. (3 часа) Добро пожаловать! У нас новые ученики. Наша школа.

Мы собрались поиграть. (2 часа)  Вспоминаем каникулы. Какая игра самая интересная? Разучивание правил игры «Жмурки».

Играем в сказку. (6 часов) Знакомство со сказкой «Три поросёнка» Инсценирование сказки. Работа по созданию картинного плана сказки (работа с сюжетными картинками). Разучивание «Песенки трёх поросят». Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» Инсценирование сказки. Разучивание «Песенки Красной Шапочки».

Расскажи мне о школ!  (3 часа) Это наш кабинет (кабинет, столовая, гардероб). Экскурсия по школе. Школьная библиотека. Экскурсия в библиотеку. Ролевая игра «В библиотеке».

Я дома. (4 часа) В воскресенье все дома (родственники, их фамилии, имена, отчества) Кто старше? Кто младше? Дом в котором я живу. Адрес дома. Ал-ло! (я звоню себе домой, я звоню в экстренные службы).

Готовим Новогодний праздник. (3 часа) Готовимся к празднику (разучивания стиха, составляем письмо Деду Морозу). Новогодние чудеса. (слушание песни «В лесу родилась ёлочка»). Игра «Узнай меня». Новогоднее поздравление (реплика-поздравление при вручении подарка).

Зимняя прогулка. (6 часов) Зимняя одежда (предметы зимней одежды и обуви, разучивание чистоговорки). Зимние забавы (рассказ с опорой на картинки). Мы катаемся с горы (Н. Некрасов «Детство»). Мы лепим снеговика (разучивание стишка, составление рассказа).

Я за порогом дома. (7 часов) Где я живу(запоминание своего адреса). Моя дорога в школу (рисунок – схема маршрута в школу). За покупками в магазин (составление диалога покупатель – продавец). Мы в гостях на день рождении (знакомство со старшими, со сверстниками). Встречаем и провожаем гостей (реплики приветствия и прощания). Накрываем на стол (правила поведения за столом). Игра «Кукла накрывает на стол». Поздравляем маму (разучивание стихотворения к 8 марта).

 Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
  3. Развитие мыслительной деятельности;
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия

 определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

б) познавательные универсальные учебные действия:

находить ответы на вопросы ;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

умение высказывать  своё отношение к получаемой информации ;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме

в) коммуникативные универсальные учебные действия

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять задания словесной инструкции,

2. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

3. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

4. соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

5. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

6. Называть свою улицу

7. Участвовать в ролевых играх

8. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и свойства изученных предметов и их частей;
  2. обобщающие названия изученных групп предметов.

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие — 2-е изд., доп.  / М.Ю. Гаврикова. – М.: Глобус, 2007. — 48 с.
  2. Каткова, Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию./ Е.Г. Каткова. – М.: Интелект – Центр, 2005. — 38 с.
  3. Николаекова, Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. / Е.И. Николаекова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 24 с.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. – 132 с.

Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часа)

Лексическая

тема, №

Тема урока,

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно-

диагностические

материалы

Дата

1.Снова в

школу.

1. Добро

пожаловать!

Снова в школу

Поздравление с началом

учебного года.

Приветствие и прощание

в школе и дома.

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Ответные реплики в

типовом диалоге.

2. У нас новые

ученики

Выполнение

инструкций по

заданию учителя

(организационные

инструкции).

Знакомство с новыми

учениками .

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Правила поведения при

знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в

Изображении доброжелательного

выражения лица).  Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»Прослушивание песни

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»Прослушивание песни

«Улыбка» В. Шаинского.

Игра «Наши имена»

3.Наша школа

Выполнение

инструкций по

заданию учителя

(организационные

инструкции).

Экскурсия по школе:

посещение медицинского

кабинета,

столовой..библиотеки.

Знакомство с персоналом.

Употребление слов

здравствуйте, доброе

утро, до свидания.

Правила поведения при

знакомстве.

Игра «Подари улыбку»

(тренировочные упражнения в

Изображении доброжелательного

выражения лица Беседа по итогам

экскурсии.

2.Мы

собрались

поиграть

4.Вспоминаем

каникулы

Конструирование

реплик по теме:

Летом я….

Введение детей в ситуацию

умение слушать других.

Развитие умения

участвовать в вопросно-

ответном диалоге.

Умение составлять

рассказы ,истории о том

.что интересного

произошло летом в

твоей жизни.

Игра «Дополни предложение» по

условно-графическим

схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей

мимики, силы голоса, жестов.

5. Какая игра

самая

интересная?

Чтение учителем

Считалочка

Обсуждение содержания

серии картин.

Познакомить

школьников с

основными правилами

поведения во время игр.

Уточнение обязанностей дежурных

Разучивание считалочки.

Разучивание правил игры в «Жмурки.»

3.Играем в сказку

6. Знакомство

со сказкой

«Три

поросенка»

Выбор из

нескольких, близких по содержанию

картинок, той,

которая соответ-ствует услышан-ной сказке.

Познакомить учащихся со

сказкой «Три поросенка»

Формирование навыков

взаимопомощи на

примере героев сказки.

Выкладывание

изображений

персонажей сказки на

парте после ответа на

вопрос учителя «Кто из

чего построил домик?»

7.

Инсценировка

сказки «Три

поросенка»

Прослушивание

аудиозаписи сказки

«Три поросенка»

Инсценирование сказки и

использование элементов

костюмов

Развивать

интонационные и

жестово-мимические

умения в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая

интересная сказка» с

привлечением личного

опыта учащихся. Работа с сюжетной картинкой к сказке.

8. «Песенка

Трех поросят»

Прослушивание

песенки

Познакомить учащихся с песенкой

Продолжать

формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Разучивание песенки.

Игра «Имена просят». Работа с сюжетной картинкой к сказке.

4. Расскажи мне о школе!

9. Это наш кабинет, гардероб, столовая.

Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Расширить представление о школе.

Учить участвовать в диалоге. Составлять рассказ с опорой на картинку, вопрос.

Игра «Дополни  предложение»

Правила поведения в столовой.

10. Школьная

библиотека.

Чтение

стихотворения

учителем.

Обсуждение сюжетной

картинки и стихотворения.

Познакомить с правилами, воспитывать

интерес к книгам, к

посещению библиотеки.

Составление рассказа о лете с опорой на  вопросительно –

символический план

11. Посещение

школьной

библиотеки.

Ролевая игра «В

библиотеке»

Обогащать лексический

запас учащихся.

Памятка «Секреты

вежливого общения»

Игра «Отгадай мою  игрушку»

5. Я дома

12. В

воскресенье все  дома

Слушание

стихотворения    Е.

Благининой

«Посидим в тишине»

Понимание        прямых

родственных   отношений:

мама,   папа,   дедушка,

бабушка, братья, сестры.

Знание имени, отчества и

фамилии своих родителей,

имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Формировать

уважительное

отношение к старшим

Выявление      знаний

учащихся о членах своей

семьи,  о  понимании

отношений: старше —

младше,        умения

составлять предложения

по          сюжетным

картинкам.

13. Расскажи о

себе

Знание своего имени,

отчества, фамилии, адреса.

Рассказ о себе по образцу

14. Я звоню

себе домой

Слушание и

воспроизведение

чистоговорки

Моделирование телефонных

разговоров с мамой.

Познакомить с

правилами общения по

телефону

Чтение номеров

телефонов, запись и

заучивание домашнего

номера телефона

15. Я звоню в

экстренные

службы

Конструирование диалога с

диспетчером «Скорой

помощи»

Познакомить с

правилами общения по

телефону

Составление рассказа с

опорой на картинки

6. Готовим

новогодний

праздник

16. Готовимся к празднику

Разучивание

новогоднего

стихотворения по

выбору учителя.

Составление письма Деду

Морозу с опорой на

условно-графические схемы  предложений

Учить отвечать на вопросы в беседе и инициировать

общение

Рассказ по кругу:

составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные

картинки.

17. Новогодние

чудеса

Слушание песенки

«В лесу родилась

елочка»

Моделирование ситуации

знакомства на карнавале

Развивать у школьников

жестово-мимическую и

интонационную

выразительность

Игра «Узнай меня»

18. Новогодние

поздравления

Выбор на рисунке

ситуации,

соответствующей реплике,

произнесенной

учителем

Моделирование возможных

диалогов между героями

картинки при преподнесении подарков.

Учить первоклассников

строить реплики-

поздравления, сопровождающие

вручение подарков

Проигрывание диалогов

между учащимися при

преподнесении подарков.

7. Играем в

сказку.

19. Знакомство

со сказкой

«Красная шапочка»

Разучивание

чистоговорки

Познакомить учащихся с

русской народной сказкой

«Три медведя»

Продолжать формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Выкладывание картинок

в правильной сюжетной

последовательности

20.

Инсценировка

сказки «Красная шапочка»

Коллективное

рассказывание

сказки.

Инсценирование сказки с

использованием элементов

костюмов

Развивать

интонационные и

жестово-мимические

умения в процессе инсценировки

сказки

Беседа «Самая

интересная сказка» с

привлечением личного

опыта учащихся

21. «Песенка

Красной шапочки»

Прослушивание

песенки

Познакомить учащихся с песенкой

Продолжать

формировать

представления детей о

правилах поведения при

знакомстве.

Разучивание песенки.

Работа с сюжетной картинкой к сказке.

8.  Зимняя

прогулка

22. Зимняя

одежда

Заучивание

чистоговорки «В

шапке да шубке

хорошо Мишутке»

Рассматривание картинок и

называние предметов

зимней одежды и обуви

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, подать тот или

иной предмет одежды

Проигрывание ситуации

«Кукла одевается на

прогулку»

23. Зимние

забавы

Выбор предложения,

наиболее

подходящего к

картинке из двух,

произнесенных

учителем (У Миши

санки. – У Маши

санки.)

Моделирование возможных

диалогов между героями

картинки

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи с

ситуацией

Составление рассказа с

опорой на картинный

план

24. Мы

катаемся с горы

Н. Некрасов

«Детство» (отрывок)

Закреплять умение

составлять рассказы из

личного опыта

Закреплять умение

строить высказывание-

просьбу, в связи спросьбу, в связи с