Рабочая программа по физическому развитию с ребенком с дцп

Рабочая программа по физическому развитию с ребенком с дцп thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 города Заозерного

«Согласовано»_____

Куратор инклюзивного обучения

Артамонова Н.П.

21 июня 2017 года

Утверждаю________________

Директор школы Крук И.В.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАНННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

2 год обучения

инструктор по лечебной физической культуре

Давыдова Екатерина Сергеевна

I. Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа по лечебной физической культуре при умственной отсталости разработана для детей младшего и среднего школьного возраста на основе Федерального закона утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

1.2. Название учебного предмета и УМК

Учебный предмет «Лечебная физическая культура»

В состав УМК входит:

— «Лечебная физическая культура» В.И. Дубровский М., 1998г.

— «Лечебная физическая культура» — учебное пособие. В.А. Епифанов М., 2006г.

— «Лечебная физкультура и массаж» Н.А. Белая М.,2001г.

— «Частные методики адаптивной физической культуры» Л.Ф. Шапкова М., 2011г

— «Лечебная физическая культура и массаж» П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селианов М., 2007г.

— «Физическая реабилитация» С.Н. Попов М, 2009г.

1.3. Цели изучения предмета с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса

Цель — улучшение общего состояния детей, обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, укрепления здоровья, адаптация в социуме.

II . Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. ЛФК представляет собой, прежде всего, терапию регуляторных механизмов, в которой используются наиболее оптимальные биологические способы мобилизации собственных компенсаторных и защитных свойств организма пациента для устранения патологических процессов. Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным. Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

4.1 Личностные результаты

1)Знать основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

4.2 Предметные результаты

1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений: освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств); освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений; совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и другое.

2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения и другое; повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

V. Содержание учебного предмета, коррекционного курса.

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к лечебной физической культуре, формирование потребности в систематических занятиях лечебной физической культурой. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

102

VII. Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности

Приложение №1

Календарно-тематическое планирование по лечебной физической культуре при ДЦП.

Инструктор: Давыдова Е. С.

2 год обучения

3

Занятие

Звуковая гимнастика с удлиненным выдохом.

4

Занятие

Дыхательные упражнения динамического характера с удлиненным выдохом.

5

Занятие

Дыхательные упражнения динамического характера в сочетании со звуковой гимнастикой и удлиненным выдохом.

6

Занятие

Грудное дыхание.

7

Занятие

Упражнения динамического характера с грудным дыханием.

8

Занятие

Брюшное дыхание.

9

Занятие

Упражнения динамического характера с брюшным дыханием.

10

Занятие

Полное дыхание.

11

Занятие

Закрепление практических занятий.

Упражнения на расслабление, аутогенная тренировка.

12

Занятие

Пассивные потряхивания конечностей по Фелпсу.

13

Занятие

Сочетание пассивной гимнастики и потряхиваний по Фелпсу.

14

Занятие

Покачивания на фитболе в различных И.П.

15

Занятие

Грудное дыхание при расслаблении.

16

Занятие

Брюшное дыхание при расслаблении.

17

Занятие

Полное дыхание при расслаблении.

18

Занятие

Расслабление под музыку.

19

Занятие

Расслабление под музыку.

20

Занятие

Аутогенная тренировка, используя образные сравнения.

21

Занятие

Аутогенная тренировка и дыхание.

22

Занятие

Аутогенная тренировка на фитболе.

23

Занятие

Пассивно – активная, активная гимнастика и потряхивания по Фелпсу.

24

Занятие

Махи встряхивания конечностей.

25

Занятие

Упражнения с отягощением с последующим расслаблением.

26

Занятие

Закрепление практических занятий.

Контрольное тестирование по К. А. Семеновой, неврологическая шкала для определения мышечной силы конечностей.

27

Занятие

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте

Определение мышечной силы по пяти бальной шкале. Работа с кистью.

Коррекция позо-тонических реакций.

Занятие

28

Занятие

Пассивная укладка.

29

Занятие

Пассивно – активные позы.

30

Занятие

Пассивная укладка.

31

Занятие

Пассивно – активные упражнения для снижения тонических рефлексов.

32

Занятие

Пассивная укладка.

33

Занятие

Повороты головы с одновременной работой верхних конечностей.

34

Занятие

Пассивная укладка.

35

Занятие

Повороты головы с одновременной работой нижних конечностей.

36

Занятие

Движения верхними конечностями, нижние конечности прямые.

37

Занятие

Закрепление практических занятий.

Профилактика контрактур.

Занятие

38

Занятие

Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой.

39

Занятие

Пассивно – активная гимнастика в каждом суставе с помощью инструктора.

40

Занятие

Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой.

41

Занятие

Пассивно – активная гимнастика в каждом суставе с помощью здоровых конечностей.

42

Занятие

Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой.

43

Занятие

Активная гимнастика для каждого сустава.

44

Занятие

Пассивная гимнастика с каждым суставом с максимальной амплитудой.

45

Занятие

Активная гимнастика с отягощением: гантели, утяжелители.

46

Занятие

Активная гимнастика у гимнастической стенки.

47

Занятие

Закрепление практических занятий.

Формирование опороспособности.

48

Занятие

Пассивная гимнастка стоп.

49

Занятие

Пассивно-активная гимнастика стоп.

50

Занятие

Упражнения на стуле с опорой конечностей.

51

Занятие

Пассивно-активная гимнастика стоп.

52

Занятие

«Ходьба», сидя на стуле.

53

Занятие

Пассивно-активная гимнастика стоп.

54

Занятие

Закрепление практических занятий.

Развитие равновесия.

55

Занятие

Повороты головы, наклоны туловища сидя на стуле.

56

Занятие

Повороты головы, наклоны туловища с закрытыми глазами на стуле.

57

Занятие

Удерживать равновесие, лежа на фитболе.

58

Занятие

Удерживать равновесие, сидя на фитболе при подталкивании с разных сторон.

59

Занятие

Наклоны, повороты головы; наклоны, повороты туловища, сидя на фитболе.

60

Занятие

Комплекс упражнений на фитболе в различных И.П.

61

Занятие

Комплекс ОРУ сидя на фитболе у гимнастической стенки.

62

Занятие

Повторение пройденного материала.

63

Занятие

Определение мышечной силы по пяти бальной шкале. Работа с кистью.

Формирование правильной осанки.

64

Занятие

Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса.

65

Занятие

ОРУ, сидя перед зеркалом с контролем осанки.

66

Занятие

Контроль осанки, сидя с мешочком на голове, стоя у гимнастической стенки с мешочком на голове.

67

Занятие

ОРУ с гимнастической палкой и контролем осанки в зеркале.

68

Занятие

Простые ОРУ, сидя перед зеркалом с мешочком на голове.

69

Занятие

Специальные упражнения в И.П. лежа с гимнастической палкой и контролем осанки в зеркале.

70

Занятие

Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса в И.П. лежа.

71

Занятие

Полувисы у гимнастической стенки с помощью инструктора.

72

Занятие

Упражнения на фитболе для мышц спины и пресса.

73

Занятие

Закрепление практических занятий.

Развитие координации движений.

74

Занятие

Разносторонние движения рук и ног, с поворотами головы в разные стороны.

75

Занятие

Упражнения с гимнастической палкой.

76

Занятие

Упражнения с мячом: подкидывание ловля руками.

77

Занятие

Упражнения с мячом: отбивание поочередно каждой ногой, нога на мяче (вращения) и пр.

78

Занятие

Упражнения с мячом и гимнастической палкой: закатывание мяча в ворота.

79

Игра

Игра на скорость реакции, с частой сменой движений конечностей.

80

Занятие

Упражнения у гимнастической стенки с частой сменой конечностей, с разной направленностью движений.

81

Занятие

Координационные упражнения для верхних конечностей.

82

Занятие

Координационные упражнения для нижних конечностей.

83

Занятие

Сложные координационные упражнения для верхних конечностей.

84

Занятие

Сложные координационные упражнения для нижних конечностей.

85

Занятие

Сложные координационные упражнения для верхних и нижних конечностей.

86

Занятие

Координационные упражнения с отягощением.

87

Занятие

Закрепление практических занятий.

Развитие мелкой моторики.

88

Занятие

Пальчиковая гимнастика для верхних конечностей.

89

Занятие

Самомассаж кистей.

90

Занятие

Упражнения с малым мячом.

91

Занятие

Самомассаж кистей с помощью предметов.

92

Занятие

Упражнения с отягощением и сопротивлением.

93

Занятие

Работа с мелкими предметами.

94

Занятие

Перенос крупных предметов: мячи, конусы и пр.

95

Занятие

Перенос мелких предметов: карандаши, пуговицы и пр.

96

Занятие

Ладонный захват. Поднятие, перенос, установка предметов.

97

Занятие

Щипковый захват. Поднятие, перенос, установка предметов.

98

Занятие

Щипковый захват карандаша, различные манипуляции с ним.

99

Занятие

Собирание конструктора, разворачивание конфет и пр. манипуляции со щипковым захватом.

100

Занятие

Упражнения со щипковым захватом при супинации и пронации кисти.

101

Занятие

Определение мышечной силы по пяти бальной шкале. Работа с кистью

102

Занятие

Подведение итогов за год. Домашнее задание на лето.

Приложение №2

Система оценки достижения планируемых результатов ООП по уровням образования.

  1. Основные цели и задачи оценочных процедур:

  • Соответствие требования общества к уровню подготовки обучающихся.

  • Проверка соответствия достигнутых результатов требованиям эталонов.

  • Система оповещения общественности о состоянии образования

  1. Содержание оценки и объекты оценивания.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Способность к :

— освоению упражнений

— сотрудничеству

-саморегуляции

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая ориентация

Мотивация

Внутренняя позиция школьника

Самооценка

Знание моральных норм и суждений

3. Формы представления результатов.

4.Фиксация динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе усвоения программы Профилактика

контрактур

Формирование опороспособности

Развитие равновесия

Формирование правильной осанки

Развитие координации движений

Развитие мелкой моторики

Уровень усвоения

Ф И обучающегося

Средний

Низкий

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Принято»

на педагогическом совете школы

Протокол № 148-К

от 29.09. 2016 г.

“Согласовано”

  зам. директора по УВР

_________Шевлякова Е.В.

«29» 09 2016 г 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей физической культуры, ОБЖ,музыки.

протокол  №148-К

от «29» 09 2016 г.

_______________

Т.С.Караблина

(подпись руководителя МО

“Утверждаю”

Директор МБОУ СОШ №84

_______________ С.С.Горлов

«29» 09 2016 г.

средняя общеобразовательная школа №84

Рабочая программа

по адаптивной физической культуре

для детей с ДЦП 1-4класс

                                 на 2016/2017 уч. год

Программа разработана учителем физической культуры высшей категории НебывайлоГ.Н

Количество часов в неделю 2 , всего в год 70

                                                                       Пояснительная записка

Читайте также:  Оценка уровня физического развития ребенка

                                к рабочей программе по адаптивной физической культуре

Основным средством ЛФК является естественное биологическое свойство человека- движение. Для оказания тренирующего и лечебного действия движение должно быть организованным и целенаправленным в виде дозированного комплекса физических упражнений. В занятиях необходимы системность, правильный подбор физических упражнений в соответствии с задачами лечения больного, определённые последовательность и расстановка физических упражнений в однократном занятии. ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

· Обучение ребенка бытовым умениям;

· Познание больным элементарной трудовой деятельности;

· Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;

2. Отсутствие длительных перерывов;

3. Постепенное увеличение физической нагрузки;

4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;

5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

· Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;

· Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;

· Активизирование ослабленных мышц;

· Борьба с искривлением позвоночного столба;

· Улучшение метаболизма и других процессов обмена;

· Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

1. Для расслабления;

2. Для улучшения динамики;

3. Для стимуляции действий;

4. Упражнения в положении лежа, сидя;

5. Занятия игрового типа и др.

Продолжительность занятий составляет от 20-35 мин основной части, 15-20 заключительной упражнения на расслабление и игровые. Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Комплексы упражнений которые будут использованы в программе:

Занятия для развития движений в суставах

1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;

2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;

3. Ребёнок ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;

4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;

5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;

6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

1. Ребенок садится на стул с мягкой поверхностью. Его спинку необходимо прижать к спинке стула, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, оказываете  ему помощь;

2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;

3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:

1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.

2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.

3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.

4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу. Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

1. Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;

2. Укрепление спинного мозга, спинных нервов;

3. Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется учителем. Инструктор удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Читайте также:  Методика для диагностики эмоционального развития ребенка

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Учитель удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;

2. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. 

Литература:

1. Программа по физической культуре для детей с ДЦП 1-4 классы.- Ротапринтный участок Ученого методического совета при МП СССР,1986.

2.Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.

N

Дата

Тема урока

План

Факт

1

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

2

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

3

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

4

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

5

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

6

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

7

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

8

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

9

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

10

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

11

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

12

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

13

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

14

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

15

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

16

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

17

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

18

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

19

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

20

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

21

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

22

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

23

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

24

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

25

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

26

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

27

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

28

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

29

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

30

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

31

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

32

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

33

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

34

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

35

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

36

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

37

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

38

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

39

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

40

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Занятия для расслабления.

41

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

42

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

43

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

44

1. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

2. Игра с мячом.

45

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

46

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

47

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

48

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

49

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

50

1. Занятия для развития движений в суставах.

2. Упражнения, необходимых для развития и укрепления мышц живота.

51

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

52

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. Занятия для корректировки дыхания

3. И гра с мячом.

53

1.Занятия, необходимые для растяжки.

2. За