Пути развития изобразительной деятельности ребенка

Пути развития изобразительной деятельности ребенка thumbnail

Роль изобразительной деятельности в развитии личности дошкольника

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передавать то, что они видят в окружающей жизни. Многие специалисты педагогического профиля, психологи используют потенциал изобразительной деятельности ребенка в развитии познавательных процессов, свойств и особенностей личности в целом. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия искусства, эмоциональной сензитивности, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для ребенка зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ребенок способен в рисунке, лепке, аппликации создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности. Рисуя, то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои впечатления и переживания, а не хранить их в себе. Занятия проводимые в саду дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной деятельности, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник – педагог П.П. Чистяков писал: « Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Они основываются на сенсорным опыте, не посредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности. Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве они передают впечатления, полученные из окружающей жизни или прочитанных им книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления у детей, являющиеся своеобразным материалам для работы мышления, воображения.Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующиеся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и их частей. На занятиях изобразительной деятельности у детей развивается речь, происходит усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, изодеятельность способствует обогащению словаря, развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.

Читайте также:  Развитие орудийных действий у ребенка

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали ещё многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель). Самым ценным в процессе изо деятельности является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов ребенка.

Источник

Эльвира Мешкова
Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников

Тема: «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество»включают в себя:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Цель художественно-эстетического развития ребенка-дошкольника заключается в развитии его способности образного освоения мира посредством чувственного восприятия, переживания, фантазии и самовыражения.

Достижение данной цели возможно при осуществлении деятельностногоподхода к художественно-эстетическому воспитанию при решении педагогом следующих задач:

1. Передача и накопления опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, способности к самореализации в формах художественной деятельности.

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества.

4. Сообщение знаний в области пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн); приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.

Осуществляя первую задачу формируем у дошкольников:

— умение одухотворять живую и неживую природу;

— способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, героями художественных произведений;

— умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное;

— способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое к ним отношение в пейзажах-настроениях.

Решая вторую задачу, способствуем самореализации личности ребенка,стимулируем стремление:

— быть оригинальным и самостоятельным в выборе сюжета;

— использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла;

— давать оценку продуктам деятельности;

— проявлять инициативу, самостоятельно выполнять свои творческие работы;

развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».

Осуществляя третью задачу, формируем в детях систему умений и навыков для творческого процесса в изобразительной деятельности (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, фломастерами); в конструктивной деятельности (работа с пластилином, глиной, бумагой, природными материалами); в декоративной деятельности (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения). Педагог формирует в детях способность использовать выразительные свойства художественных материалов для реализации замыслов, способствует формированию художественного вкуса, нацеливает деятельность ребенка на экспериментальный поиск.

Четвертая задача предполагает в занимательном общении использование эвристических методов.При этом важны:

— готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых проблем;

— способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства;

— умение вести поисковую работу, рассматривать книги по искусству, коллекционировать открытки, марки и т. д.

Читайте также:  Нормы психического развития ребенка до года по месяцам таблица

— готовность быть активным на занятии, спрашивать у педагога разъяснения непонятных слов, выражений.

Система работы с детьми по формированию и развитию творческих и художественных способностей

Специфика эстетического развития раннего возраста – высокая эмоциональная восприимчивость к музыке, художественному слову, краскам, образам театрального искусства. С детьми раннего возраста изобразительная деятельность не рассматривается как таковая, а осуществляется предметная деятельность, когда ребенок только начинает познавать изобразительные средства: карандаши, гуашевые краски, пластилин, бумагу. Образы не могут рождаться в сознании ребенка в силу его возрастных особенностей.

Чаще всего из всех форм изобразительной деятельности семья выбирает рисование, аппликацию и конструирование из бумаги.

Работая с детьми раннего дошкольного возраста, педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 1-3 лет.

Основные направления работы:

1. Обогащение впечатлениями при ознакомлении ребенка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

Богатство содержания рисунков зависят от опыта малыша.

2. Воспитание у малыша интереса к предметам изобразительного искусства (первые из них – иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

Учить ребенка угадывать в штрихах, линиях, цветовых пятнах похожее с предметами, персонажами сказок. Для этого предоставлять детям больше материалов для творчества: гуашевых красок, глины, пластилина.Показывать различные приемы взаимодействия с красками: рисование на раскатанном полу рулоне обоев, рисование ладошками, ногами, ватными тампончиками, мочалками, цветными мелками;с глиной: шлепать, хлопать по ней, катать, рвать, разминать ладошкой и пальчиками.

3. Воспитание у ребенка интереса к собственной изобразительной деятельности: желания рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.

Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Не навязывать процесс рисования, а увлечь этим процессом. Оказывать поддержку и поощрение (для ребенка очень важна оценка взрослого, комментарии к рисунку создадут возможность порадоваться вместе с ним.

4. Помощь ребенку в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке; знакомство со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и с элементарными приёмами их использования.

Необходимо познакомить ребенка с простейшими и доступными ему способами изображения:

изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки, штрихов карандашом, фломастером (дождь, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). (Е. А. Флёрина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен – те изобразительно-выразительные средства, которые доступны ребёнку. В лепке нужно научить малыша отщипывать комочки глины, раскатывать их между ладоней и расплющивать.

В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манка, познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки,возможностями своего воздействия на материал и на этой основе формировать у детей способности:

опытным путем в сотворчестве с воспитателем осваивать пластические материалы;

видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы;

синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;

создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр, шар, преобразовывать их в другие формы;

пользоваться стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).

В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов,и на этой основе учить детей:

видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером и понимать, что это образ реального предмета;

правильно держать карандаш, фломастер, ручку, и оставлять «следы» на бумаге;

знать назначение красок и кисти, правила пользования кистью;

видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске, рисовать и раскрашивать в пределах границ контура рисунка;

отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими живописными средствами;

рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая выразительные образы;

сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик чаще – кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»)

В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается)и на этой основе учить детей:

создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т. д.)

приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

знакомить с ножницами как художественным инструментом

В младшем дошкольном возрасте интерес к изобразительной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. Педагог знакомит дошкольников данного возраста с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.

Способы работы:

по образцу (машина такая, как у меня);

по образцу с преобразованием (яблоко украсить листочком);

по образцу с определённым условием (такой же дом, но с высокой башней)

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются такие виды деятельности как конструирование и изобразительная, в рисунках появляются детали. Педагог помогает ребенку в создании внеситуативной модели общения на основе изобразительной деятельности через освоение техник и моделирование предметной творческой среды. Закрепляются навыки работы карандашом и гуашью, добавляется знакомство с акварелью и тонкостями создания цветовой картины мира.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут психологического развития ребенка

Способы работы:

— отказ от простого копирования. Выполнение заданий по определенным условиям и по замыслу.

— дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию.

— отказ от пошагового показа действий. Проводится полный анализ предстоящей работы (алгоритм действий, возможен частичный показ малознакомых этапов (незнакомые операции показываются подробно, проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы). Затем дети выполняют задание самостоятельно.

В изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, используются способы различного наложения цветового пятна. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Достижением детей становится овладение композицией.

Способы работы

— акцент на продуктивную деятельность, активизация творчества, креативности;

— использование различных техник для достижения замысла

— показ педагогом только тех частей работы, где возможны затруднения.

Какие же условия необходимо создать для художественно-изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возрастов с целью развития способностей детей к восприятию искусства?Мы отметили необходимость следующих:

— обеспечение эмоционального благополучия, психологической комфортности ребенку (Создание доброжелательной обстановки);

— обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей;

— создание адекватной возрасту развивающей предметно-пространственной среды;

— методическое обеспечение реализуемой программы;

— компетентность педагога.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые должны создавать возможности для творческого самовыражения детей:

— поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;

— вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

Поддержку индивидуальности и инициативы детей необходимо осуществлять через:

— создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;

— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

— оказание недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Для развития детского творчествадля детей 3-4 лет необходимо:

— стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами;

— ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, побуждающие их к самостоятельной передаче образов предметов с учётом интересов девочек и мальчиков;

— создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо, самостоятельно выбирая способы изображения, бумагу и изобразительные и пластические материалы;

развивать желание оснащать свои игры (дом для куклы, коврик для украшения кукольного дома) и изготавливать подарки своим друзьям и близким;

развивать творческое воображение, фантазию;

— знакомить с основами цветоведения;

— расширять житейский, культурный и исследовательский кругозор

По развитию детского творчества для детей 4-5 лет :

— способствовать самостоятельному нахождению детьми простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализовывать их, добиваясь выразительной передачи образа;

— побуждать улавливать образ в штрихах, мазках, пластической форме, конструкции и уметь рассказывать о нём;

развивать желание ребенка самостоятельно и осознанно выбирать материалы и способы действия;

— давать представление о языке жестов, его символике, о возможностях пластической выразительности в создании ситуативных и сюжетных этюдов;

— подбирать стихи к картинам…

К 5-6 годам у большинства детей вероятность узнавания форм уже является одним из основных факторов распознавания объекта, и они в состоянии нарисовать знакомые предметы, постепенно начиная овладевать сложными навыками композиции рисунка, реалистического отображения пространства и использования рисунков для изложения историй или событий.

Ещё одна составляющая творческой деятельности – гибкость мышления и лёгкость генерирования идей. В процессе развития ребенка это становится чертами его личности. Поэтому необходимо создавать условия и возможности для творческого экспериментирования и развития образного воображения.

К 6-7 годам у ребёнка формируются познавательные способности, позволяющие ему видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного творчества, понимать их содержание, проникать в суть вещей, выражать и мотивировать оценку художественного произведения, узнавать основные жанры произведений композиторов, художников, детских писателей, использовать в своей творческой деятельности выразительные средства и т. д.

Педагогическая диагностика художественно-творческого развитиядетей осуществляется в двух направлениях:

1. Выявление уровней художественно-творческого развития дошкольников (то есть овладение ребенком способами деятельности, приемами работы с изобразительными средствами и материалами, языком искусств)

2. Выявление уровней развитости творческого воображения (умение ребенка создавать свой художественный образ, используя при этом освоенные способы, приемы изобразительной деятельности)

Критерии оценки детской работы

Детскую работу можно проанализировать по трем критериям, воспринимая ее целостно (в единстве содержания и формы):

— умелость (навык, мастерство исполнения, соответствие навыка освоения материала возрастным возможностям и др.);

— выразительность (глубина замысла, эмоциональность, эстетическое отношение, умение использовать язык искусства для достижения замысла, целостность и др.);

творчество (оригинальность, экспериментаторство, индивидуальная активность, воображение и фантазия, самостоятельность, инициативность).

Источник