Психосоциальное развитие ребенка в период раннего возраста

Психосоциальное развитие ребенка в период раннего возраста thumbnail

Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.

Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

Стадии теории психосоциального развития[править | править код]

Младенчество[править | править код]

От рождения до года — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преёмственности и узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от неё. Главный ритуал — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).

Надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.

Раннее детство[править | править код]

Вторая стадия продолжается от одного до трёх лет и соответствует анальной фазе в теории Зигмунда Фрейда. Биологическое созревание создаёт основу для появления самостоятельных действий ребёнка в целом ряде областей (передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребёнка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребёнка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей.

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешённого и запрещённого, красивого и безобразного. Идентичность ребёнка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».[1]

При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие.

Возраст игры, дошкольный возраст[править | править код]

Третий период — «возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст[править | править код]

Четвёртый период соответствует возрасту от 6 до 12 лет и хронологически сходен с латентным периодом в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребёнка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребёнок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребёнка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребёнку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.

Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и «силы желания», инициативности и целеустремлённости, ребёнок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести — это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования.

Если ребёнка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребёнка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», то появляется опасность выработки у него чувства неполноценности и некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены.

Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?

Юность[править | править код]

Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чём будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нём и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Читайте также:  Развитие ребенка по методу шичиды

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.

Молодость[править | править код]

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности, будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе — к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях — все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии — избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Зрелость[править | править код]

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

«Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребёнком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощённость.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление, как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадёжности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Старость[править | править код]

Восьмая стадия, старость, начинающаяся после 60-65 лет — это конфликт цельности и безнадёжности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь ещё раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определённых целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадёжности и страх смерти.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы. Мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота).

Характерные черты стадий психосоциального развития Э.Эриксона[править | править код]

Приобретаемые черты вследствие разрешения конфликтов называются добродетелями («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка шаблоны

Стадии Возраст Благоприятный выход из кризиса Добродетели Выход из кризиса в минусе Существенные патологии: базовые антипатии Радиус значимых взаимоотношений Вопросы
I. Младенчестводо 1Базисное довериеНадежда и энергияБазисное недовериеЗамкнутостьЛичность материНадежен ли мир?
II. Раннее детство1—3АвтономияВоляСтыд, сомненияПринуждениеРодителиЯ — о’kей?
III. Дошкольный возраст3—6Инициативность, предприимчивостьНамерениеЧувство виныТорможениеСемьяКак много я могу сделать?
IV. Школьный возраст6—12ТрудолюбиеКомпетентностьНеполноценностьИнерцияСоседи, школаСпособен ли я?
V. Юность12—20ИдентичностьВерностьРолевой беспорядокОтрицаниеГруппа сверстников и другие модели лидерстваКто я есть?
VI. Ранняя зрелость, молодость20—25ИнтимностьЛюбовьИзоляцияИсключительностьПартнёры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничествоМогу ли я иметь интимные отношения?
VII. Зрелость26—64Генеративность (производительность)ЗаботаСтагнация (застой)Неприятие окружающей средыРазделение труда и ведения домашнего хозяйстваЧто значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?
VIII. Старостьпосле 65Целостность, интеграцияМудростьОтчаяние, безвыходностьПренебрежениеЧеловечество, «свой круг»Имела ли моя жизнь смысл?

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Возрастная периодизация
  • Психосексуальное развитие
  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Ранний возраст вносит важный вклад в формирование стремления ребенка заботиться. В это время ребенок уже может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, но не обязательно принимает его на себя. Например, если в гости придут люди с повышенным уровнем тревоги, ребенок не изменит своего состояния, а просто уйдет играть в другую комнату. Кроме того, у него улучшается способность к различению выражения эмоций других людей. Ребенок уже ориентируется на мимику и интонацию собеседника. Конечно, наиболее хорошо он узнает известный ему самому плач. Бывает, ребенок начинает плакать, что называется, «за компанию».

Гаяна, 1 год и 3 месяца

Вчера старшая сестра Таня устроила крупный рев, не хотела, чтобы родители ее забирали со двора от подруг. Ганя сначала обнимала Таню (утешала), а потом как заревет сама! Сегодня утром спрашиваю: «Как плакала Таня?» Отвечает: «А-А-А».

Овладев речью, ребенок начинает осваивать словесные сигналы эмоциональных состояний окружающих, например такие, как «мама устала» или «собачке больно, когда ее дергают за хвостик». В речи появляются слова «добрый» и «злой».

Олег, 2 года и 2 месяца

Ходили с сыном на елку. Потом рассказывает: «Там два волка. Один злой, на велосипеде и скалит зубы, другой – работает шофером».

Постепенно развивается понимание того, как взаимосвязаны ситуации и чувства, т.е. какое чувство человек может испытывать в какой ситуации.

Гаяна, 2 года и 6 месяцев

Дочь приходит на кухню со словами: «Я хочу к деди ехать». – «К какому деде?» – «К Ганиному деде. Плачет он, зовет “Ганя-я, Гання-я-я!”» – «Зачем ты хочешь ехать?» –

«В Армавир хочу. Плачет он. Зовет Ганю».

Как следствие, у ребенка начинает появляться понимание того, что другой человек может испытывать иное эмоциональное состояние, чем он сам. Понятно, что пока это очень редко приводит к изменению поведения. Но понимание того, что его действия приводят к изменению эмоционального состояния другого человека, уже присутствует.

Гаяна, 1 год и 11 месяцев

Дедушка понарошку заплакал. Ганя тащит из другой комнаты свое полотенце для ног: «Деда пачет (плачет), паток (платок), паток, вытереть».

Гаяна, 2 года и 7 месяцев

Читаем книжку, дочь смотрит на фотографию дедушки. Говорит: «Я любу вот етого деду Вову. Напишу пифо. Он засмеется». Лезет ко мне на колени. Говорит: «Скажи: мне приятно».

На основе чувствования эмоционального состояния другого и словесного выражения этого у ребенка развиваются ранние формы жалости, сострадания по отношению к другим, которые пока еще ситуативны, недолговременны, быстро проходят.

Гаяна, 2 года и 4 месяца

Ганя проводит лето у бабушки. Они днем читают мамино письмо. Вечером Ганя комментирует: «Олег (брат) делает беспорядок. Мама ругает. Мальчик плачет. Буду защищать».

Интересно, что вначале жалость проявляется не только к близким членам семьи, но и к животным, и к неодушевленным предметам. Ребенок может пожалеть, к примеру, кубик или мячик. В дальнейшем из года в год число случаев сострадания к неодушевленным объектам сокращается, к людям – увеличивается.

Олег, 2 года и 1 месяц

Сын очень любил, когда ему читали «Тараканище» Чуковского. Но на словах «По какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка…» начинал громко рыдать.

Интересно, что на втором-третьем году становится возможным игровое проявление жалости. Например, ребенок «понарошку» обижает взрослого: побуждает того, чтобы он делал вид, что плачет, а потом эмоционально утешает его.

Стоит отметить, что умение чувствовать состояние другого не всегда ведет к проявлению сострадания. Ребенок вполне может использовать свои новые способности себе на пользу.

Гаяна, 2 года и 5 месяцев

Ганя проснулась и голенькая из кроватки кричит: «Мама, я хочу к деду». Сын вступает: «И я хочу к деду». Ганя ревнует и протестует: «Не надо тебе к деду, ты его обижаешь».

В возрасте от одного до трех лет у ребенка продолжает развиваться стремление приласкаться ко взрослому. Появляется способность не только ласкаться для собственного удовольствия, но и для того, чтобы доставить радость другому.

Гаяна, 1 год и 11 месяцев

Ганя неожиданно подходит к бабушке, обнимает ее и сообщает: «Ганя бабу любит».

Итак, ранний возраст вносит важный вклад в появление у ребенка жалости к окружающим, стремления приласкать их, доставить радость. Каковы оптимальные условия для этого? Как и в младенчестве, решающей является позиция матери. Несмотря на то что в этом возрасте ребенок обычно вступает в контакт с разными взрослыми, появившаяся у него агрессия, как правило, больше направляется на мать – на того человека, который ему наиболее дорог. Ребенок как бы проверяет силу ее любви, возможность принять, полюбить его всякого. Иногда он провоцирует мать на ответную агрессию, на которую он остро и жалобно обижается, заливается плачем. Вот почему очень важно сохранение между матерью и ребенком нежных взаимоотношений, телесных контактов, ласковых прикосновений.

Олег, 2 года и 3 месяца

Вечером сын ложится спать. Обычно он спит с большим мишкой. Меня не отпускает, сует мне одну его лапу, другую держит сам и говорит: «Давай вместе подержимся».

Дедушка поцеловал его. Он просит: «Поцелуй и мишку».

Научиться жалеть может только тот ребенок, который получил достаточно жалости и сострадания от родителей. Интересно, что сами дети часто связывают доброту с проявлением жалости. Поэтому, когда ребенок ушибается и плачет, бежит к взрослым в надежде, что они ero пожалеют, даже если взрослые знают, что на самом деле ему не больно, надо прижать его к себе, пожалеть, поцеловать.

Читайте также:  Игра как средство развития ребенка младшего дошкольного возраста

Олег, 2 года и 1 месяц

Сын, когда упадет, обязательно подбежит и подставит ударенное место для поцелуя. А сегодня стал это проигрывать: «Мика (мишка) попал под машину. Поцелуй мику». Требует, чтобы я пожалела и поцеловала мишку в головку, в ножки, в попку и т.д.

Всеволод, 2 года и 3 месяца

Когда внук ударяется, он как-то очень по-деловому бежит ко мне и подставляет для поцелуя ударенное место. Затем со словом «всё!» быстро убегает.

Хорошо, если родители умеют не просто жалеть ребенка, а, присоединяясь к его состоянию, на его языке стараются добиться изменения настроения малыша.

Олег, 2 года и 11 месяцев

Сын проводит лето у дедушки с бабушкой. Как-то днем после обеда он сидит в кроватке и тихо плачет. Дедушка спрашивает: «Отчего плачешь?» – «Не знаю. Пей (пой) мне». Дедушка запел: «У Олега выкатились четыре слезинки. Дедушка начал петь, они испарились, полетели в небо, пристали к тучке, доплыли до Москвы, и из тучки полил сильный дождь. По улице все шли с зонтиками, и только две женщины – молодая и пожилая шли без зонтиков. Они были очень веселые. И слезинки упали на них. И женщины – это были мама Оля и баба Таня – стали плакать (тут и Олег громко заплакал). Но они скоро повеселели и поехали в “Детский мир” и купили Олегу подарок и послали бандероль». Олег перестал плакать и спросил: «А она уже пришла на почту?»

Помимо наполнения ребенка жалостью и состраданием полезно привлекать его внимание к чувствам других людей, животных, а также побуждать проявлять их в игровой ситуации.

Олег, 2 года и 4 месяца

Достала сыну кроватку и куклу. Два дня его любимой игрой было укладывание Васи спать. Как настоящая девочка, он аккуратно и заботливо укрывал Васю тряпочками, носил их стирать и сушить, когда Вася писался. И как он плакал, когда папа пугал Васю волком!

Гаяна, 2 года и 5 месяцев

Дочка играет с Дедом Морозом и куклой Катей. Мороз говорит Кате: «Куда ты бежишь?» – «Домой к маме». –

«А у меня нет мамы. Плачет Мороз без мамы». Тут она поднимает Мороза и утешает: «Не плачь».

Олег, 2 года и 11 месяцев

Сын болеет и хочет поставить игрушечному автобусу горчичник. Потом раздумал: «Не хочу, чтобы он плакал».

Взрослым всегда нужно помнить, что важнейшим примером поведения для детей служат они сами. Пока ребенок мал, он не может копировать модели поведения взрослых и проявлять их в своей жизни, но в детских играх это хорошо отражается.

Гаяна, 1 год и 9 месяцев

Дочка сидит на горшке, играет с куклой и с размаху дает кукле шлепка. Я спрашиваю: «Зачем же бить куклу? Тебя же не били?» Отвечает: «Били». – «Кто?» – «Папа».

Кроме того, нужно обращать внимание на ситуации, когда взрослый вынужден делать ребенку больно, т.е. по мнению ребенка, проявлять по отношению к нему жестокость. Надо, чтобы малыш понимал, что за какими-то действиями со стороны взрослых стоит не желание обидеть его, а забота о нем самом.

Олег, 2 года и 10 месяцев

Пришли в поликлинику. Говорю сыну, что тетя кольнет пальчик, чтобы взять кровь. Он надеется на лучшее и объясняет мне: «Мне не будут брать кровь из пальчика. Я же плачу».

В раннем возрасте ребенок уже может в каких-то ситуациях чувствовать стыд. Для этого он должен находиться в эмоциональном контакте с человеком, чье одобрение или неодобрение для него значимо. Как уже отмечалось, стыд – это неудобство перед другими, желание избежать осуждения или пренебрежения. Кроме того, у ребенка должны сложиться представления о должном и недолжном поведении, и тогда в случаях, когда по тем или иным причинам он совершает неправильные поступки, малыш может испытывать смущение, стыд. Понятно, что о правильности или неправильности поступка он судит по реакциям взрослых на аналогичные поступки, совершавшиеся до того.

Олег, 2 года и 5 месяцев

На прогулке стало тепло, я предложила сыну снять шапку. Он снять шапку не разрешил, а завопил: «Шапку надо снимать, когда домой приходишь!»

Поскольку в раннем возрасте одна из основных забот родителей – приучение детей к опрятности, то первые ситуации стыда, вероятнее всего, будут связаны, например, с пачканьем комбинезона на прогулке или нежеланием пользоваться горшком.

Гаяна, 2 года и 5 месяцев

Ганя сидит на кресле, отчищает следы от кефира. Спрашиваю: «Это кто накапал?» Она быстро отвечает: «Не говори, кто накапал, не хочу».

Однако не стоит вызывать у ребенка слишком сильное чувство стыда в подобных ситуациях: излишняя стыдливость не принесет ребенку пользы. Дело в том, что стыд гораздо более, чем другие эмоции, вызывает осознавание собственного тела. Получается, что, испытывая сильный стыд, ребенок начинает стесняться своего тела, считать, что окружающие видят его непривлекательным и малоценным. Но и это еще не самое тяжелое последствие стыда. Э. Эриксон рассматривает стыд в раннем возрасте как предпосылку формирования у ребенка абсолютной зависимости от мнения окружающих, ориентацию на внешнюю оценку своей личности, а не на самооценку. Из-за этого ребенку, когда он вырастет, будет трудно иметь свое мнение и делать свой выбор. Он будет всегда идти за кем-то – сначала за родителями, потом за сверстниками, за супругом…

Еще один «подводный камень» в формировании нормальной стыдливости – стремление взрослых использовать стыд для регулирования поведения в тех случаях, в которых у ребенка не сформированы нормы хорошего и плохого поведения. В такой ситуации попытки вызвать у него чувство стыда совершенно бесполезны. Более того, они обесценивают это чувство.

Гаяна, 2 года и 3 месяца

Дочь хочет меня пропить из комнаты: «Уходи!» Папа ей говорит: «Ой, как стыдно!» Дочка в ту же минуту хватает маленькую собачку: «Это собака говорит “уходи”». Папа повторяет той: «Стыдно». Она тут же начинает отчитывать собачку: «Как стыдно, собака!» – и ставит ее в угол.

Подобные ситуации могут привести к тому, что ребенок вырастет нечувствительным к осуждению окружающими, т.е. недостаточно стыдливым. Чтобы избежать осуждения, он будет прибегать к каким-либо формам защитного поведения – оправдывать себя, находить причины плохих поступков, перекладывать ответственность за их совершение на окружающих, например: «Они первые лезут».

Ранний возраст важный вклад в психосоциальное развитие ребенка. В игровой форме малыш учится жалеть другого человека, начинает испытывать стыд при нарушении социальных норм.

Источник