Психомоторное развитие ребенка в три месяца

Психомоторное развитие ребенка в три месяца thumbnail

Развитие ребенка 3 месяца

К трем месяцам мамочки начинают замечать, как сильно изменился их малыш: его поведение становится более осознанным, а при виде родных людей счастливая улыбка мгновенно озаряет его личико. Развитие ребенка в 3 месяца протекает настолько стремительно, что каждый день родителей ожидает очередной приятный сюрприз. Он может выражаться в новом освоенном движении, звуке или эмоции, которую кроха ранее даже не различал. Многие называют данный этап развития малыша «золотым», ведь сейчас с малышом становится интересно общаться, а сам он практически всегда настроен на контакт с мамой или папой и на более глубокое познание мира. Из нашей статьи вы узнаете, какими темпами идет развитие ребенка в 3 месяца и на что именно родители должны обратить пристальное внимание.

Физическое развитие трехмесячного ребенка

Физическое развитие ребенка в 3 месяцаПройдя самые сложные первые месяцы жизни малыша, родители могут наконец вздохнуть с облегчением и попрощаться с периодом новорожденности. Кроха входит совсем в новый этап, наполненный массой невероятных открытий, сделать которые ему помогает окрепший организм.

К трем месяцам ребенок значительно вырастает и при каждом посещении педиатра его тщательно взвешивают и измеряют. Данные показатели являются очень важными  для физического развития малыша. Ведь кроха уже никогда не будет расти так стремительно как сейчас. Только представьте – к 3 месяцу ваше чадо должно вырасти как минимум на одну четвертую от своего первоначального размера и увеличить свой вес приблизительно на одну десятую от первоначальных показателей. Также очень важными показателями в этот период являются объем головы и грудной клетки, результаты этих измерений свидетельствуют о нормальном развития крохи.

Не стоит забывать, что нормы для мальчиков и девочек имеют некоторые отличия. К тому же каждый малыш индивидуален и не стоит беспокоиться, если он немного отстает от сверстников по весу или росту. Возможно, через пару месяцев он их догонит. Но все же это стоит обсудить с педиатром. А для того, чтобы родителям было проще ориентироваться в понятиях нормы и отставания, мы приводим следующую таблицу:

Табл.1. Физические показатели мальчиков и девочек в 3 месяца (рост, вес, окружность головы и грудной клетки)

весростокружность головыокружность грудной клетки
средний показательот 5800 до 6400 грот 59,8 до 61,4 см39,5 — 40,5 см38,9 — 39,5 см
мальчикиот 5000 до 8000 грот 57,3 до 65,5 см38,1 — 42,9 см36,5 — 41,6 см
девочкиот 4500 до 7500 грот 55,6 до 64 см37,1 —  42 см37,3 — 41,4 см

Физическое развитие ребенка в 3 месяца характеризуется совершенствованием внутренних систем и органов крохи. Также растет и головной мозг, за первые месяцы он становится тяжелее приблизительно на двадцать-сорок граммов.

Радует родителей и тот факт, что ребенок становится гораздо активнее, чем раньше. Пропадает гипертонус мышц, и он уже может произвольно разжимать ладошки, хватать предметы и даже пытается попробовать их «на зубок». К трем месяцам кроха активно изучает себя и воспринимает многочисленные игрушки в ладошке как продолжение руки. Он до всего пытается дотянуться и уверенно упирается ножками в любые твердые поверхности, пытаясь оттолкнуться. В дальнейшем этот навык поможет ему начать ползать.

Психомоторное развитие трехмесячного младенца

Хватательный рефлекс у ребенка 3 месяцаК трем месяцам кроха начинает активно пользоваться своими коммуникативными органами. Родители замечают это по его заинтересованным взглядам, попыткам распознать эмоции на лице матери, а также поворотам головы на любой незнакомый звук. Данные признаки показывают, что развитие ребенка в 3 месяца соответствует установленным нормам. Но то, что мы перечислили, можно назвать всего лишь вершиной айсберга, ведь процессы, происходящие с малышом, на самом деле гораздо более сложные и глубокие. Поэтому мы рассмотрим их максимально подробно:

  1. Рефлексы малыша в 3 месяца

Все новорожденные руководствуют только рефлексами, которые заложены в них природой. А вот к трем месяцам они постепенно начинают отходить на второй план, ведь малыш впервые начинает познавать окружающий мир осознанно. Практически полностью к этому возрасту исчезают следующие три рефлекса:

  • хоботковый (при легком прикосновении к верхней губе кроха вытягивает губки);
  • поисковый (при поглаживании уголков губ малыш начинает искать раздражитель и приоткрывает рот);
  • рефлекс Бабкина (надавливание на ладошку вызывает приоткрывание рта и наклон головки вперед).

В некоторых случаях наблюдается наличие рефлекса Моро. Он выражается в том, что кроха резко вскидывает ручки и широко раскидывает их при любых попытках уложить его на спину или зафиксировать в вертикальном положении. Специалисты утверждают, что данное поведение является инстинктивной защитой от падения, генетически заложенной еще в утробе матери.

Стоит упомянуть и о рефлексах, которые будут сохраняться у малыша еще долгое время. К примеру, сосательный. В три месяца он становится еще более выраженным, чем раньше. Кроха пытается сосать практически все, что попадает ему в рот, начиная с пеленки и заканчивая маминым пальцем. При этом младенец уже четко понимает, чем пустышка, к примеру, отличается от маминой груди, ассоциирующейся с едой. Обычно малыши с большим удовольствием сосут пустышку, когда они в хорошем настроении и сыты, но при малейших признаках голода тут же выплевывают ее.

Рефлекс ползания тоже является одним из важных компонентов гармоничного развития ребенка в 3 месяца. В этом возрасте кроха, выложенный на живот в окружении игрушек, делает отчаянные попытки дотянуться до них, и движимый этим желанием, а также рефлексами, делает первые движения вперед.

  1. Зрение

У ребенка в 3 месяца развитие зрения происходит очень быстро. Кроха уже способен осознанно фокусировать свой взгляд на интересующихся его предметах до тридцати секунд. Чаще всего любопытство малыша вызывают лица родителей и яркие игрушки, расположенные на расстоянии полуметра от него.

В данный период ребенок может держать в поле зрения и движущиеся предметы. Если медленно двигать перед лицом малыша погремушку, то он будет не только следить за ней глазами, но и поворачивать вслед за игрушкой голову.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 2 лет форум

Большой интерес у крохи вызывают свои ручки и ножки. Он может долго и внимательно разглядывать их, сжимая и разжимая пальчики, поднимая и опуская конечности. И, конечно же, самой большой радостью для родителей является тот факт, что младенец начинает узнавать их. Если вы склонитесь над кроваткой, кроха замрет на время, сосредоточенно рассматривая вас, а потом широко улыбнется, будто приветствуя родного человека.

  1. Слух

Слух трехмесячного ребенкаПараллельно со зрительными навыками развиваются и слуховые. К 3 месяцам малыш уже различает массу звуков. Кроме голосов родителей он знает, как звучит звонок телефона, шуршат занавески или стучат в коридоре каблуки соседей. При этом ребенок начинает определять источник звука. Если включить приятную музыку на расстоянии полутора метров от крохи, то он начнет вертеть головой в поисках источника мелодии.

Малыш отлично различает интонации и в человеческом голосе. Он всегда точно знает, когда мама раздражена или весела. Ему начинает нравиться, когда на поет или проигрывает различные мелодии. Попробуйте днем во время бодрствования включить крохе ритмичную музыку, а вечером перед сном – легкую и мелодичную. Вы сразу обратите внимание на то, как он прислушивается к незнакомым звукам и реагирует на них.

  1. Развитие речи (гуление)

Самым большим достижением малыша в три месяца можно считать лепетание или гуление. Обычно оно возникает, когда кроха находится в приподнятом настроении, и сопровождается бурными эмоциями. Изначально ребенок будто выкрикивает отдельные звуки. Среди них можно различить такие как «а», «у», «э» и другие. Со временем он начинает складывать их в слоги, перемешивающиеся с бульканьем, визжанием, воркованием и смехом.

Для того, чтобы развивать этот навык, маме необходимо как можно чаще беседовать с крохой. Рассказывайте вашему чаду обо всем, что происходит вокруг, называйте разные части тела и предметы, шутите и делитесь своим настроением. В процессе общения обязательно делайте паузы и смотрите крохе в глаза. Очень скоро ребенок начнет отвечать вам радостным гулением.

  1. Моторика

К трем месяцам малыш начинает все активно хватать и трогать. Ему доставляет огромное удовольствие брать в ручку разные по фактуре предметы. Несмотря на то, что кроха еще не может осознанно отличать шероховатые поверхности от гладких, например, но дотрагиваться до них ему нравится.

Трехмесячный младенец может держать в руках различные предметы и даже играть с ними, тряся и поднося поближе к лицу, чтобы рассмотреть или услышать, как звучит погремушка. Также малыш умеет дотягиваться до интересующих его игрушек и постепенно учится переворачиваться.

Вновь приобретенный навык существенно расширяет кругозор крохи и дает ему множество новых возможностей. Изначально малышу удается лишь поворачиваться на бочок, это движение многие детишки осваивают к трем месяцам довольно хорошо. Уже через две недели ребенок сможет сделать полный оборот и быстро научится делать это по желанию.

  1. Эмоции

Эмоции ребенка в 3 месяцаНевозможно представить процесс развития ребенка в 3 месяца без эмоций. Данная сфера обычно развивается стремительно и очень радует родителей.

Кроха к трем месяцам становится более сосредоточенным, он широкой улыбкой реагирует на ласковую речь и часто отвечает на нее гулением. Младенец постепенно учится отличать одушевленные предметы от неодушевленных, при этом он очень внимательно следит за мимикой и жестами окружающих его людей. Иногда создается впечатление, что малыш анализирует поведение взрослых и запоминает его.

Интересно, что если рядом с трехмесячным малышом появится другой ребенок, то все внимание сосредотачивается именно на нем. Ваш кроха будет изучать его и бурно реагировать на разные действия.

Известно, что дети в три месяца отлично «считывают» эмоциональное состояние родителей. Если в семье происходят ссоры и мама огорчена, ребенок будет плаксив, перестанет спать и есть. А вот, когда дома царит мир и покой, кроха чувствует себя хорошо и не проявляет признаков беспокойства.

Свои эмоции малыш в большинстве случаев выражает плачем. Однако он уже не такой бессмысленный как после рождения, ведь теперь ваше чадо подает им определенные сигналы. К примеру, резкий и громкий плач означает, что у малыша что-то болит. А если кроха подает голос сначала тихо и постепенно набирает обороты, то скорее всего он голоден. Когда ребенок хочет спать, то тихонько всхлипывает или пищит.

Многие мамы отмечают, что к трехмесячному возрасту понимать кроху становится гораздо легче и проще.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца – основные навыки

Ребенок 3 месяца что должен уметьПодводя итоги всему вышесказанному, мы выделили основные умения трехмесячного малыша в список, чтобы родителям было легче в них ориентироваться:

  • кроха уверенно держит головку, лежа на животике;
  • опирается ножками на твердую поверхность, если его поставить, поддерживая подмышками;
  • поворачивается на бок или полностью переворачивается;
  • лежа на животе, приподнимается на предплечьях;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • гулит;
  • бурно выражает свои эмоции звуками и движениями;
  • активно сосет все, что ему удается схватить.

Если ваш малыш не делает чего-то из того, что мы перечислили, то не стоит паниковать, но врачу сообщить об этом просто необходимо.

Что должно насторожить родителей (проблемы в психомоторном развитии)

Не всегда малыш развивается как все остальные дети. Порой – это не повод для волнения, но иногда вовремя замеченные проблемы в психомоторном развитии могут помочь поставить крохе правильный диагноз.

Обязательно обратитесь к невропатологу, если ваш ребенок к трем месяцам:

  • не имеет большинства навыков, перечисленных в предыдущем разделе;
  • сохраняет хоботковый, поисковый и рефлекс Бабкина;
  • не контролирует движения ручек и ножек.

Специалист внимательно осмотрит кроху и при необходимости назначит дополнительные тесты и анализы.

Как развивать трехмесячного малыша – игры и гимнастика

Как развивать ребенка в 3 месяца

Чтобы помочь ребенку в три месяца развиваться быстрее, мамочки должны делать своим детишкам массаж и гимнастику. Это укрепляет мышцы крохи и улучшает кровообращение. Неонатологи советуют проводить следующие манипуляции для развития малыша:

  • поглаживания конечностей, груди и спинки;
  • разведения ручек и ножек в стороны;
  • перевороты малыша со спинки на животик и обратно;
  • подъемы за ручки до сидячего положения;
  • массаж ступней;
  • покачивания на фитболе.
Читайте также:  Как дефект отражается на развитии ребенка

Трехмесячные малыши очень любят игры с мамой. Вы можете строить гримасы, петь песенки, танцевать, знакомить кроху с отражением в зеркале, вкладывать ему в ручку различные предметы для развития тактильных ощущений и стимулировать обонятельные рецепторы. Все эти веселые действия идут на пользу малышу, а на время, когда он остается в кроватке один, подберите яркие игрушки, издающие звуки либо имеющие световое сопровождение.

И помните, каждый день вашего ребенка бесценен и в ваших силах сделать так, чтобы это время проходило для него с пользой.

Источник

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Читайте также:  Какое развитие должен получить ребенок

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник