Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе

Психомоторное развитие ребенка в онтогенезе thumbnail

Особенно быстрыми темпами психомоторное развитие происходит в раннем возрасте и именно в этом возрасте очень важно вовремя заметить задержки и отклонения в его ходе. Исходя из этого, приводим некоторые усредненные показатели психомоторного развития ребенка раннего возраста. В раннем возрасте развитие идет по трем линиям: движения глаз, движения рук и опорно-двигательного аппарата. Для ранних этапов развития характерно постепенное возникновение и закрепление межаиализаторпых связей: зрительно-двигательных, слухо-двигательных, познотонических, мимико-соматического комплекса оживления, которые выступают в качестве основы функционирования психомоторной организации в целом. Конвергенция (сведение линии взора) глаз происходит к 3 мсс. С возрастом увеличивается время фиксации, сосредоточения взора на неподвижном предмете: от 1,5 мин в возрасте 4 нед. до 9 мин в 3 мес. Следящие движения из стороны в сторону появляются примерно в 3 нед., постепенно следящие движения приспосабливаются к скорости и к углу наклона к оси зрения: сначала по горизонтали, затем по вертикали, и позже — по кругу. Больший интерес проявляется у ребенка к разнообразным объектам (прямая и зигзаг, цветная доска или фон и т.д.).

Движения рук вначале носят непроизвольный хаотический характер. К 5 мес. появляется произвольное захватывание предметов, а к 8 мес. появляется возможность перекладывания предметов из одной руки в другую, одновременное удерживание предметов двумя руками. Появляются собственно предметные действия, ребенок начинает отделять свои действия от предмета, ему нравится, например, выбрасывать предметы из кроватки и наблюдать за их движением, он начинает улавливать связь между собственными движениями и движением предмета, понимает, что источником движения предмета является он сам. Именно начало предметных действий психологи связывают с появлением первого этапа самосознания. Появляется оппозиция большого и указательного пальцев, ребенок этого возраста касается указательным пальцем деталей игрушки, пытается схватить чашку при питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной посторонний предмет. А годовалый ребенок уже обладает развитой способностью к манипулированию: дети умеют отодвигать задвижки, перетаскивать игрушки, открывать ящики. Они способны поднимать и захватывать мелкие предметы благодаря появлению, так называемого, «пинцетного зажима» — удерживанию предметов большим и указательным пальцами. В локомоторном развитии ребенок проходит путь от поднятия головки в 2—4 мес. до начала ходьбы. В 4—6 мес. ребенок осваивает позу сидя, сначала с поддержкой, затем садится самостоятельно. В 7—8 мес. пытается вставать и передвигаться, держась ручками за опору. В этот период ребенок начинает тем или иным способом осваивать пространство: дети начинают ползать, передвигаться на четвереньках или быстро передвигаться в сидячем положении. Средний возраст начала ходьбы — 11 — 13 мес. Но имеется большая вариативность, которая определяется состоянием здоровья ребенка, уходом и питанием, которое обеспечивают ему взрослые, конституциональными, темпераменталь- ными и другими индивидуальными особенностями. При неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но и тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на четвереньках и др.), а часто являются признаками нарушения нормального хода психического развития.

В последующем периоде раннего детства происходит интенсивное освоение ходьбы. Ходьба расширяет возможности ребенка в активном действовании. Рассматривание предметов на различном удалении способствует совершенствованию зрительного восприятия и глазомера. В связи с освоением ходьбы и приобретением большей автономии ребенок открывает для себя окружающий мир. Совершенствование движений стимулирует появление инициативных действий: ребенок начинает играть, строить, рисовать, развивается творческая деятельность. В возрасте 18—21 мес. малыш учится взбираться и спускаться по лестнице, держась за перила, приставным шагом. В 24—30 мес. уже может недолго стоять и балансировать на одной ноге без посторонней помощи, стоять на цыпочках, чередовать ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде. Осваивает некоторые бытовые действия: в 18 мес. держит ложку, поднося ее ко рту, может самостоятельно есть, способен снять с себя одежду (одеваться начинают несколько позже). Переворачивает страницы книги (по 2—3 сразу), а чуть позже уже захватывает страницы по одной. Около 2 лет дети начинают выводить каракули на бумаге, держа пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой. Научается открывать дверь, поворачивая ручку, нанизывает три и более бусинки. Развитие опорно-двигательного аппарата идет по пути становления прыжка (примерно в 3-летнем возрасте), бега, бросания предметов на дальние расстояния.

В дошкольном периоде происходит постепенное снижение двигательной активности (максимальные значения в возрасте 2 лет). Наряду с этим происходит совершенствование моторики опорно-двигательного аппарата и тонких движений рук: увеличивается сила и выносливость, улучшается координация движений. Так 5-летний ребенок может ходить по гимнастическому бревну, скакать, стоять на одной ноге. К этому возрасту, дети могут застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Рисуют карандашами и красками, умеют пользоваться посудой и другими предметами домашнего обихода. Ребенок уже может распределять внимание при одновременном выполнении двух видов знакомой им деятельности. Очень важной является развитие тонкой моторики для готовности к школьному обучению. Тесты школьной готовности, как правило, включают задания, требующие от ребенка умелого владения карандашом, способности определять и изменять по словесной инструкции пространственное направление при проведении линий (например, графический диктант).

В младшем школьном возрасте ребенок обладает хорошо сформированными навыками локомоций: ходьбы, бега, прыжка, приобретается физическая ловкость и выносливость, повышаются показатели силы рук. Увеличивается скорость простой сенсомоториой реакции (наименьшие показатели скорости реакций наблюдаются в раннем детстве; начиная с 3,5 лет она увеличивается). Улучшается способность сохранять равновесие. Появляется и совершенствуется способность к освоению сложных психомоторных навыков и спортивных движений и действий. Начиная с 9—10 лет появляются и становятся все более очевидными половые различия в психомоторном развитии. У девочек примерно на 1—2 года раньше совершается ростовой сдвиг (резкое увеличение скорости роста), этим обусловлено и некоторое опережение ими мальчиков в психомоторном развитии. Младший школьный возраст можно рассматривать в качестве сенситивного периода для развития большинства двигательных качеств. В этом возрасте наиболее интенсивно совершенствуются быстрота, ловкость, гибкость, общая выносливость. Начиная с 10—11 лет, созревает способность дифференцировки мышечного напряжения кисти рук: удерживание мышечного усилия, равного 1/4 максимальной силы. Младший школьный возраст можно рассматривать как благоприятный для начала занятий различными видами спорта, освоения танцевальных движений. Учитывая сензитивность психомоторного развития в этом возрасте очень важно вовлекать ребенка в различные виды двигательной активности, соблюдать двигательный режим.

Подростковый возраст является кризисным периодом для психомоторного развития. В этот период усиливается гетерохронность и неравномерность двигательных качеств, ослабляются их взаимосвязи, перестраивается структура. В это же время ухудшается саморегуляция движений, может снижаться и двигательная обучаемость1. Вместе с тем в подростковом возрасте продолжает увеличиваться мышечная сила, скоростные качества. Это связано с продолжающимся увеличением массы мышечных волокон и совершенствованием систем регуляции. В пубертатный период все мышечные волокна резко ускоряют темпы роста, этот процесс сопровождается продолжающейся диффсренцировкой и увеличением доли, так называемых, «сильных» волокон. К 17—18 годам устанавливается характерное для взрослых соотношение мышечных волокон разного типа[1][2].

В юношеском периоде продолжается нарастание мышечной силы, скоростно-силовых качеств и выносливости. Подобно тому, как существует понятие физической зрелости, можно говорить и о психомоторной зрелости, которая характеризуется оптимальным для субъекта уровнем психомоторного развития по всем его линиям. Ее наступление, по-видимому, относится к периоду ранней взрослости[3]. Вместе с тем, психомоторное развитие продолжается и в последующих периодах взрослости. В период ранней взрослости отмечаются максимальные показатели скорости сен- сомоторной реакции на световые и звуковые стимулы, оптимум которой достигается к 20—30 годам и затем сохраняется на достигнутом уровне до 60—65-летнего возраста. Максимальных показателей сила мышц достигает в период 30—32 лет, после чего стабилизируется на довольно длительный период. Статический и динамический тремор, как показатели успешности координации движений, оптимальных значений у мужчин достигает к 25—35 годам, у женщин — к 25 годам. При этом время удержания волевого мышечного усилия продолжает нарастать на всем протяжении периода взрослости, что свидетельствует о совершенствовании механизмов произвольной регуляции[4].

В период поздней взрослости и старения психомоторное развитие обусловлено разнообразными факторами. Необходимо отметить, что после 70 лет уменьшается объем мышц и снижается количество «сильных» волокон, проявляются изменения в ЦНС, связанные с нарушением трофики мозговых тканей. В психомоторных показателях это проявляется в снижении после 60 лет скорости сенсомоторных реакций и уменьшении мышечной силы, снижении тонуса мышц. Возрастает статический и динамический тремор, что приводит к снижению точности движений, нарушениям координации движений рук. В показателях опорно-двигательного аппарата проявляются признаки снижения уровня его функционирования, которые становятся заметны уже после 40—45 лет (не случайно артисты балета именно в этом возрасте заканчивают профессиональную деятельность). В периоде поздней взрослости и старения появляются изменения походки, снижение устойчивости тела, что приводит часто к падениям и травмам.

В целом, психомоторное развитие в детские периоды характеризуется постепенным продвижением от нестабильных, недифференцированных, напряженных, изолированных движений к все более дифференцированным, интегрированным, плавным, точным, стабильным. Движения и действия все в меньшей мере становятся зависимыми от внешних факторов, действующих в момент их выполнения, и все в большей мере обеспечиваются внутренней регуляцией. Вместе с тем, психомоторное развитие ребенка в очень значительной степени зависит от условий среды. В сравнительном исследовании развития двигательной сферы детей 6—15 лет была выявлена тенденция, заключающаяся в снижении мышечной силы и увеличении показателей точности и скорости движений рук у современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками 1920-х гг.1 Объяснение этим фактам, скорее всего, следует искать в ограничениях двигательной активности и увеличении интеллектуальных нагрузок современных детей и подростков.

Психомоторное развитие взрослого человека характеризуется чрезвычайной вариативностью, которая существенно выше, чем в ранние периоды развития. Это связано с тем, что показатели функционирования начинают во многом определяться теми видами трудовой и спортивной деятельности, в которые включен человек[5][6]. Установлено, что для каждого вида профессиональной деятельности характерны специфические особенности психомоторной организации, проявляющиеся в соотношении силовых, точностных, скоростных компонентов движений рук и локомоций. При этом между силовыми и координационными компонентами отношения, как правило, реципрокные. Следовательно, высокие показатели силы могут выступать в качестве препятствия для проявления тонкой двигательной координации. На психомоторное развитие оказывают влияние и продолжающееся обучение. Например, графические движения рук, их точность и скорость оказываются наиболее сохранными в периоды поздней взрослости у лиц, имеющих высшее образование, и тех, кто продолжал обучение1.

Важным проявлением психомоторики являются двигательные асимметрии. Появление асимметрий связано с латерализацией мозговых функций, особенностями и последовательностью созревания мозговых структур, с процессом овладения речью. Проявление и выраженность двигательной асимметрии обусловлены как генетическими факторами, так и особенностями требований, предъявляемых к ребенку в процесс развития, в частности требований преимущественного использования правой руки при выполнении различных действий. Двигательная асимметрия проявляется в преимущественном, наиболее частом использовании правой или левой руки. Обычно правая рука более успешна в точности, скорости движений, зрительно-моторной координации, имеет более высокие показатели мышечной силы. Левая рука способна к более длительному статическому усилию. Преимущественное использование одной из рук можно заметить у ребенка уже к концу первого года жизни, но наиболее активно асимметрия развивается к 6—7 годам, в этот же период появляются и асимметрии в реакции активации ЭЭГ. Примерно 70% первоклассников имеют правый профиль латерального доминирования, 24% — смешанный, 6% — левый[7][8]. Леворукие дети довольно часто испытывают трудности, связанные с овладением письмом па его начальном этапе. Очень важно не оказывать давление и не стремиться переучить такого ребенка. Излишнее давление может привести к затруднениям речевого развития и к невротическим проявлениям. Считается, что сформированная двигательная асимметрия мало изменяется во взрослые периоды развития. Вместе с тем, установлено существенное влияние профессиональной и спортивной деятельности на изменение степени выраженности асимметрии. Так, профессионалы, которые активно используют обе руки в профессиональной деятельности, характеризуются некоторым сглаживанием асимметрии. Преимущественное использование одной руки в профессиональной или спортивной деятельности может вести к увеличению двигательной асимметрии[9].

В процессе нормального старения отмечается последовательное снижение показателей асимметрии, что обусловлено изменениями мозговых структур. Однако в пожилом возрасте увеличивается индивидуальная вариативность проявлений асимметрии и может проявляться как ее увеличение, так и снижение. На основании этих данных Б. Г. Ананьевым было сформулировано предположение о двух типах старения: конвергентном и дивергентном. Конвергентный тип формируется на фоне сглаживания асимметрии и характеризуется более быстрыми темпами старения. Дивергентный тип сопровождается ростом асимметрии. Он формируется на фоне высоких показателей интеллектуальной деятельности, продолжающейся умственной и творческой активности и характеризуется замедлением процессов старения.

Комплексные исследования психомоторной сферы и ее взаимосвязей с индивидными, субъектными и личностными свойствами человека, предпринятые в школе Б. Г. Ананьева1, выявили большое количество взаимосвязей психомоторных показателей с показателями конституции человека, его темпераментом, интеллектуальным развитием, эмоциональными и волевыми свойствами личности. Это указывает на важнейшую роль психомоторной организации в структуре свойств человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В соответствии с этой ролью воздействие на двигательную систему может и вполне успешно используется в программах психологической коррекции при нарушениях разных сторон психического развития. Например, упражнения, направленные на развитие тонкой моторики в детском возрасте, способствуют речевому и интеллектуальному развитию ребенка. Массаж и специальные виды двигательных упражнений используются в процессе реабилитации у людей, получивших травмы или перенесших серьезные заболевания, связанные с поражением различных областей нервной системы.

Источник

Многие авторы указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием. В.М. Бехтерев [7] писал, что движения руки всегда тесным образом связано с речью и способствует ее развитию. Жинкин Н.И. [14] отмечал большую роль в развитии кинестетических ощущений в развитии речи. И. П. Павлов [32] говорил о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, что дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь тесным образом связана с мышлением. Павлов также говорил, что речь — это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от ре¬чевых органов в кору головного мозга. Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней.

Некоторые авторы [42], [37], [37] отмечают, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания и развития кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета является стимулом для движения рук по направлению к нему. При формировании акта хватания, моментально устанавливается связь между зрительным восприятием и движением. Абрамович Р.Я. [44] отмечала, что в период с 4 до 7 месяцев, ребенок, увидев предмет на досягаемом расстоянии, сразу же протягивает к нему руки и пытается его достать.

Развитие все более тонких движений пальцев рук, выработка условно- рефлекторных движений отражают не только совершенствование функций руки, но усложнение аналитике — синтетической деятельности мозга.

Исследованиями М.М. Кольцовой [20] и сотрудниками НИИ физиологии детства и подростков было установлено:

— проекция кисти занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга, которая расположена рядом с моторной зоной.

— созревание центральной нервной системы стимулируется движением пальцев рук, одним из проявлений которого является ускорение развития речи ребенка.

Таким образом, в случае нарушения движений пальцев рук у детей , оказывается влияние на контроль и регуляцию движений в двигательном анализаторе и прежде всего на формирование речевой деятельности.

Первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, так же как и последующее психофизическое развитие, определяются своевременным, поэтапным становлением двигательной и речевой функциональной системы, каждая из которых имеет свои закономерности развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, которые вначале носят непроизвольный характер, а затем обретает большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

В своих работах Н.А.Бернштейн [5] отмечает, что онтогенез моторики включает в себя две разновременные фазы. Первая фаза представляет собой анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которая заканчивается к 2-2,5 годам. Второй фазой является функциональное дозревание и налаживание работы координационных уровней.

Психомоторное развитие должно проходить в определенной последовательности [17], [10], [19],[4], [2], [39]:

0-1,5 месяца ребенок , лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Данная способность является врожденной.

В 1,5- 2 месяца ребенок в состоянии приподнимать головку, когда лежит на спине, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, подносить руки ко рту, осматривает движения своих рук. И в это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову в сторону говорящего, сосредотачивает внимание на лице взрослого.

В 2 — 3 месяца жизни ребенок выполняет только активные, непроизвольные (так называемые массивные) движения. Появляются специфические голосовые реакции- гуление. В этом возрасте дети повторяют мимические движения и подражают голосовым реакциям.

В 3—4,5 месяца включаются в работу различные двигательные системы. Ребенок, лежа на животе, может высоко поднять головку, опираясь на предплечья, может играет со своими руками, вытянутыми вперед, осматривать их. Все эти действия свидетельствуют том, что развивается ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства значительно расширяется.

В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики — появления произвольных движений [41], [35]. Примерно в этом дети самостоятельно могут дотягиваться до предметов, однако эти попытки неуклюжи. Большинство детей используют свои пальцы для удержания предметов, сильно сжимая их, как в тисках и тянут игрушку, находящуюся в руке, в рот.

В возрасте 4,5-5 месяцев продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Если есть опора — сидит и держит головку прямо. Это говорит о том, что появилась тенденция к принятию вертикального положения. В то же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку, это и является началом предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга. Но особенно важно то, что в этом возрасте рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа, он может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее и сует в рот. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, машет ими, хватает ,стучит и бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

Способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок появляется в 5-5,5 месяцев. Это является началом освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки. . На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками.

Примерно в возрасте 5-6 месяцев дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его. В этот период начинается развитие лепета, который состоит из губно-губных и заднеязычных звуков.

В 5,5-6,5 месяцев ребенок, лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, подбородок немного опущен. Данная поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность удерживать туловище в положении сидя. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет. Это можно рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно- двигательной системы, которая обеспечивает возможность управления произвольными движениями в пространстве. Когда ребенок тянется за предметом, он еще не перемещает свою руку прямо и гладко по направлению к предмету, как делают старшие дети и взрослые. Вместо этого рука ребенка немного продвигается, останавливается, затем двигается снова в другом направлении, и этот процесс повторяется до тех пор, пока рука не наткнется на предмет. Было установлено, что до шести месяцев основной познавательной реакцией является движение глаз, после шести месяцев основное место среди познавательных реакций занимают двигательные реакции руки.[24]

6,5-7,5 месяцев — период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; некоторое время сидит без поддержки, но быстро теряет равновесие. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка, ребенок перекладывает ее из одной руки в другую. В этом возрасте ребенок резво размахивает руками.

В возрасте 7-8 месяцев у детей начинает развиваться соотношение звукового образа и слова с предметом, ребенок поворачивает голову и глаза, в ответ на вопрос : «Где мама?», « Где папа?».

В возрасте 7,5-8,5 месяцев, предмет для ребенка делается объектом спонтанного внимания: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. В это же время усложняются двигательные координации ребенка: он поднимает предмет двумя руками.

В 8,5-9,5 в действиях ребенка появляется произвольность движений и владение телом. Ребенок может перевернуться со спины на живот, с живота на спину, ползать на животе. Появляются первые непредметные действия- хлопки в ладоши. Это одно из первых появление жестовой коммуникации, которой ребенок будет активно пользоваться. В этом возрасте ребенок берет мелкие предметы , а большие — всей ладонью; показывает нос, глаза и так далее; начинается превалирование функций одной руки.

В 9,5-11 месяцев ребенок активно осваивает этап ползания: встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, и опять самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис.

В 11 месяцев наступает следующий этап двигательного развития. Ребенок встает, при наличии опоры, может менять положение тела, присаживаться, держась за опору. Так же в 11-12 месяцев идет активное развитие кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание, бросает во время игры, предметы которые находятся рядом, и радуются тому, что взрослые обращаются на это внимания. На 11-м месяце появляется элементарное планирование действий, ребенок начинает манипулировать двумя предметами. В 12 месяцев тонкая моторика становится более совершенной, ребенок может с помощью большого и указательного пальцев брать предметы и рассматривать их, засовывает мелкие предметы в щели и розетки, пытается во время еды пользоваться ложкой, пить из чашки.

В 1—1,5 года. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Ребенок пытается манипулировать предметами, внимательно смотри на них, разнимает кольцо и палочку, разъединяет кольца. Отмечаются развитие координации движений, ребенок самостоятельно встает с пола, самостоятельно ходит, руки свободны и расслаблены. Появляется интерес к рисованию, рисуя каракули. Становится доступной конструктивная деятельность, ребенок ставит на кубик еще 1—2 кубика. Может развернуть завернутый предмет.

В 1,5-2 года ребенок поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или за перила. К 2 годам дети осваивают ходьбу спиной вперед, ударяют ногой по мячу. В период раннего детства продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация, дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, начинают бегать, появляются навыки самообслуживания. В своих действиях дети начинают подражать взрослым -«читают» книгу, «укладывают спать» кукол, игрушечных животных.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, которая включает в себя два-три слова, которые выражают требования. Отмечается, что к концу второго года жизни (при понимании речи) реб?нок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.[49]

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

В 2—3 года увеличивается количество движений, которые требуют достаточно сложных координационных функций. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Самостоятельно спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Могут построить башенку из 4 кубиков. Сами переливают жидкость из одного сосуда в другой.

Вырабатываются первые двигательные автоматизмы появляются в три года. Ребенок может стоять на одной ноге 2—3 секунды. Встает на цыпочки и поднимается по лестнице сам приставным шагом. Пытаются подпрыгнуть, однако него от пола не отрываются. В этом возрасте ребенок крутит педали трехколесного велосипеда. Сам раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. В этом возрасте у ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения.

В четыре года дети могут нарисовать простые формы и фигуры, учатся рисовать красками и выстраивают конструкции из кубиков. Навык самообслуживания уже достаточно сформированы, дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться, едят без помощи. К этому времени, дети могут поймать мяч, это свидетельствует о развитии зрительно-моторной координации.

Источник