Психомоторное развитие ребенка трех лет

Психомоторное развитие ребенка трех лет thumbnail

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:  

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

65215_46-954x636

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

diagnostika-razvitia-detei-doshkolnogo-vosvrasta

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

psihologicheskoe-razvitie-mini

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Источник

Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Врачебная информация для родителей, всё рационально, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

☼ Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия   или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervos. В канале всегда актуальная информация, лучшие статьи, новости и книжные обзоры, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Живое общение, присоединяйтесь!  *Чат родителей и специалистов группы «Дети и нервы» или наберите в поиске мессенджера Телеграм — @nervokid. Обсудить идеи, поделиться информацией о воспитании, обучении, коррекции и профилактики расстройств поведения, получить консультации лучших специалистов

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 ГОДА


ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО — ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
(приблизительные ориентиры)

А

Н

30 месяцев

А

Н

36 месяцев

А

Н

42 месяца

1. ОРИЕНТАЦИЯ

Строит башню из 8 кубиков

Строит башню из 9 кубиков (с
3-й попытки из 10)

Строит мост из кубиков по
модели

К построенному из кубиков
поезду добавляет трубу

Строит мост из кубиков по
модели

Узнает 6 геометрических
фигур

Срисовывает  вертикальные   и горизонтальные линии

Кладет 10 пилюль в бутылочку
за 30 секунд

Повторяет три цифры

Чертит две и более линии,
которые пересекаются

Рисует и отвечает, что
нарисовал

Из двух блоков по просьбе
дает более тяжелые

Помещает одну цветную
фигурку на карточку

Узнает человека в
незавершенной фигурке

По просьбе помещает 3
фигурки в доску с формами

Копирует окружность

После поворота доски на 180°
фигуры вкладывает, но может допускать ошибки

После   демонстрации   рисует крест

Повторяет две цифры

Помещает три фигуры на
карточку

Узнает 4 геометрические
фигуры

Быстро адаптируется к
повороту доски и без ошибок размещает фигуры

Повторяет 3 цифры

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Ходит на
«цыпочках»

Поднимаясь по лестнице, ноги
переставляет по одной

На одной ноге стоит 2 сек.

Прыгает, отрывая обе ноги от
пола

Прыгая с одной  ступени 
на другую, отрывает обе ноги

Пытается стоять на одной
ноге

Без помощи ездит на
трехколесном велосипеде

Стоит на одной ноге,
кратковременно сохраняя баланс

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Строит башню из 8 кубиков

Строит башню из 9 кубиков (с
3 попыток — из 10 кубиков)

Чертит ромб

При рисовании держит
пальцами карандаш.

Кладет 10 пилюль в бутылочку
за 30 сек.

4. РЕЧЬ

Говорит полное имя

Определяет действие
изображенное на картинке

Называет все карты с
картинками

Узнает 7 картинок в книжке

Использует  названия предметов во множественном числе

Перечисляет три картинки

Называет 5 картинок

Называет 8 картинок

Отвечает на два ситуационных
вопроса

Демонстрирует умение
использовать тестовые объекты

Правильно называет свой пол

По просьбе помещает мяч на
стул под стул и кладет перед стулом

Отвечает на один
ситуационный вопрос

По просьбе помещает мяч под
и на стул

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Говоря о себе, использует
чаще местоимение, чем свое имя

Ест сам, немного проливая

Сам одевается, умывается,
вытирает руки и лицо

В игре целенаправленно
двигает предмет (машинку и т.д.)

Хорошо наливает из
кувшинчика

Отдает предпочтение
коллективной игре

Помогает убирать свои
игрушки

Надевает ботинки

Может переносить бьющиеся
предметы

Застегивает доступные
пуговицы

Понимает шутки

Знает несколько
стихотворений

А

Н

42 месяца

А

Н

48 месяцев

А

Н

54 месяца

1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса кубиков: строит мост
из кубиков по модели

Масса кубиков: имитирует
ворота (54 мес.)

Масса кубиков: делает ворота
с модели

Геометрические формы: узнает
6 геометрических фигур

Рисование: человек из 2-х
частей (60 мес.)

Рисование: копирует квадрат

Цифры: повторяет три цифры

Рисование: копирует крест.

Геометрические формы:
указывает 9

Взвешенные блоки: из двух
блоков по просьбе дает более тяжелые

Рисование: добавляет 3 части
к неоконченному человечку

Счет: 4 предмета и отвечает
на вопрос «Сколько?»

Геометрические формы:  указывает 8

Эстетическое сравнение:
правильно

Недостающие части: 1
исправляет

Недостающие части:
исправляет 2

Счет: 3 предмета правильно
указывает

Цифры: повторяет 4 (1 из Зх
попыток)

Взвешенные блоки: выбирает
более тяжелый в разных вариантах

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Стояние: на одной ноге стоит
2 сек.

Ступени: спускается вниз 1
нога на ступени.

Скачки: на 1 ноге

Прыжки: только на 1 ноге (60
мес.)

Жестикуляция: не как у
новорожденного

Прыжки: широкие прыжки с
места или с разбегом.

Мяч: кидает в руки

Стояние: и на 1 ноге 4-8 сек

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Рисование: чертит ромб

Пилюли: кладет 10 пилюль в
бутылочку за 25 сек.

Рисование: чертит крест
(квадрат)

4. РЕЧЬ

Называет все карты с
картинками

Цветная картинка: называет 1

Определяет: 4 в отношении
использования

Перечисляет три картинки

Перемещения: выполняет 4
команды по перемещению мяча относительно стула

Ситуационные вопросы: 1
исправляет

Отвечает на два ситуационных
вопроса

По просьбе помещает мяч на
стул под стул и кладет перед стулом

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Сам одевается, умывается,
вытирает руки и лицо

Одевание: умывается,
вытирает руки и лицо, чистит зубы.

Общение: уделяет внимание
своей внешности.

Отдает предпочтение
коллективной игре

Одевание: одевается
раздевается под наблюдением (60 мес.)

Общение: рассказывает
неправдоподобные истории

Одевание: зашнуровывает
ботинки.

Общение: хозяйничает и
критикует (60 мес.)

Одевание: различает перед и
спинку у одежды.

Игра: театрально хвастается
(60 мес.)

Игра: включается в игру с
другими детьми.

Игра: строит здание из
блоков.

Развитие ответственности:
посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)

Развитие ответственности:
пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)

Н

54 месяца

А

Н

60 месяцев

А

Н

72 месяца

1. АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса кубиков: делает ворота
с модели

Масса кубиков: строит 2
ступени

Масса кубиков: строит 3
ступени

Рисование: копирует квадрат

Рисование: безошибочно,
человек с телом и т.д.

Рисование: человек с шеей
руками, одеждой.

Геометрические формы:  указывает 9

Рисование: копирует
треугольник.

Рисование: ноги человека в
2х измерениях.

Счет: 4 предмета и отвечает
на вопрос «Сколько?»

Рисование: копирует
прямоугольник с диагоналями (66 мес).

Рисование: копирует ромб.

Эстетическое сравнение:
правильно

Рисование: добавляет 7
частей к неоконченному человечку.

Рисование: добавляет 9
частей к неоконченному человечку.

Недостающие части:
исправляет 2

Счет: 10 объектов правильно
показывает

Взвешенные блоки: без ошибок
в тесте с 5 блоками.

Цифры: повторяет 4 (1 из Зх
попыток)

Счет: 12 объектов правильно
показывает (66 мес.)

Недостающие части:
исправляет все

Взвешенные блоки: только
одна ошибка в тесте с 5 блоками (72 мес)

Цифры: 4 правильно (2 из 2х
попыток)

Пальцы: правильно перечисляет
на каждой руке (72 мес)

Пальцы: правильно
перечисляет на каждой руке и на обоих вместе.

Складывание и вычитание: до
пяти.

2. ГРУБАЯ МОТОРИКА

Скачки: на 1 ноге

Прыжки: использует ноги
попеременно.

Прыжки: с высоты 30 см приземляется на
корточки

Жестикуляция: не как у
новорожденного

Стояние: на 1 ноге более чем
8 сек.

Мяч: дает. Бросая.

Стояние: на каждой ноге
попеременно, глаза закрыты.

3. ТОНКАЯ МОТОРИКА

Рисование: чертит крест
(квадрат)

Пилюли: кладет 10 пилюль в
бутылочку за 20 сек.

Рисование: рисует ромб.

4. РЕЧЬ

Определяет: 4 в отношении
использования

Монеты: называет номинал
монеток

Здесь можно применять тесты
Бинета

Ситуационные вопросы: 1
исправляет

Цветные формы: называет все
четыре.

Картинки: перечисление с
описательным комментарием

Ситуационные вопросы: 2
правильно

Поручения: в успешном случае
— 3

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Общение: уделяет внимание
своей внешности.

Одевание: одевается и
раздевается без помощи

Одевание: зашнуровывает
ботинки

Общение: рассказывает
неправдоподобные истории

Общение: спрашивает значения
слов.

Общение: различает время до
полудня и после полудня.

Общение: хозяйничает и
критикует (60 мес.)

Игра: одевается в одежду
взрослых

Общение: знает где правая,
где левая сторона (3 из Зх).

Игра: театрально хвастается
(60 мес.)

Игра: пишет несколько букв
(60 мес.)

Общение: считает до 30

Развитие ответственности:
посылается по поручениям вне дома (без пересечения дороги)

Развитие ответственности:
пытается выйти за указанные рамки (60 мес.)

Источник