Психомоторное развитие ребенка с задержкой психического развития

Психомоторное развитие ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Читайте также:  Презентация влияние семейных отношений на развитие ребенка

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Читайте также:  Аннотация к книге ребенок с отклонением в развитии

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Психомоторика
— сложное слово ( от греческого душа +
латинского motor — двигающийся, двигательный,
приводящий в движение). Психомоторика
— способность человека отражать
объективную информацию о своей
двигательной деятельности, точно
контролировать и эффективно управлять
своими движениями Психомоторика —
основной вид объективизации психики в
сенсорномоторных, идеомоторных и
эмоционально-моторных реакциях и актах
[15].

Психомоторика
детей младше дошкольного возраста с
задержкой психического развития изучена
в меньшей степени, что обусловлено
относительно небольшим периодом их
изучения и обучения. До настоящего
времени продолжается накопление сведений
об особенностях развития отдельных
компонентов психомоторики с тем, чтобы
получить целостную картину развития
таких детей. В последние годы предприняты
исследования, направленные на изучение
детей раннего возраста с задержкой
психомоторного развития, которые
составляют основной контингент школьников
с задержкой психического развития .
Более глубоко, хотя еще неполно, изучены
особенности развития детей школьного
возраста с задержкой психического
развития. Так, имеются достаточно
подробные сведения об особенностях
познавательной сферы: сенсорного
развития, мышлении, речи, а также основных
видов деятельности: предметной , игровой
, изобразительной и конструктивной .

Особенности
двигательной и эмоционально-волевой
сферы изучены мало .

Установлено, что
у всех детей с задержкой психического
развития имеет место, прежде всего,
более или менее выраженное отставание
от возрастных показателей в развитии
двигательной, познавательной и
эмоционально-волевой сфер, что отражается
на сроках и качестве овладения всеми
видами деятельности [4].

Успешный опыт
воспитания детей с задержкой психического
развития показывает, что специально
созданные условия способствуют
активизации их психомоторного развития
и сглаживанию этих недостатков. Вместе
с тем, несмотря на несомненные достижения
отечественной специальной педагогики
в решении теоретических и прикладных
проблем воспитания детей с задержкой
психического развития в образовательных
учреждениях, до настоящего времени не
представлена целостная система работы,
обеспечивающая их психомоторное
развитие.

1.4 Возможности лечебной физической культуры в коррекции психомоторики детей с задержкой психического развития.

Сегодня успешное
функционирование общеобразовательной
школы и любого образовательного
учреждения становится немыслимым без
квалифицированной коррекциионно —
развивающей работы, основанной на
результатах комплексной диагностики
и новых научно обоснованных организационных
методических формах деятельности.

Система
коррекционно — развивающего обучения
— форма дифференциации образования,
позволяющая решать задачи современной
активной помощи детям с трудностями в
учении и в адаптации к школе. Эта форма
дифференциации возможна при обычной
традиционной организации
учебно-воспитательного процесса, но
более эффективна при создании специальных
классов коррекционно- развивающего
обучения. Последние позволяют обеспечить
оптимальные педагогические условия
для детей с трудностями в обучении и
проблемами в соматическом и
нервно-психическом здоровье. Именно
этих классах возможно последовательное
взаимодействие диагностико-консультативного,
коррекционно-развивающего,
учебно-профилактического и
социально-трудового направлений
деятельности.

Читайте также:  История развития ребенка 1 класса

Примерная
программа коррекции детей с ЗПР:

1. В
основу заложено комплексное использование
средств оздоровительной аэробики,
которое позволяет обеспечить при
рост
показателей основных двигательных
качеств, повысить интерес к занятиям
и увеличить двигательную активность
умственно отсталых школьников, а также
корректировать вторичные отклонения
в физическом развитии.
2. Рационально
распределено время на определенные
виды и средства оздоровительной аэробики,
что даст возможность увеличить общую
и моторную плотность занятий.
Упражнениям базовой аэробики отводится
37,5% общего времени занятий, упражнения
йога фит занимают 25,5%, упражнения фитбол
аэробики — 23,3 %, упражнения релаксации-4,5%
и музыкальные игры — 9,2%.

3.Выбор
средств оздоровительной аэробики
обоснован данными констатирующего
исследования, которое показало низкий
уровень развития гибкости и координационных
способностей.

4.Подобраны
средства оздоровительной аэробики,
являющиеся эмоционально привлекательными,
обладающие не только
развивающей,
но и коррекционной направленностью,
простые в исполнении, легко запоминающиеся.

5.Включение
музыкальных игр в конце основной
части занятий, а в заключительной части
упражнений релаксации, выполняемых под
музыку отображающую звуки моря и природы.

6.Поэтапная
дозировка физической нагрузки. Программа
состоит из двух блоков: тестирующего и
оздоровительно-развивающего.

Тестирующий
блок предполагает оценку уровня
физического развития, физической
подготовленности и психомоторики
умственно отсталых школьников 12-13 лет
с легкой степенью дебильности, состоит
из набора тестирующих упражнений,
проводимых в начале и конце года.

Оздоровительно-развивающий
блок направлен на улучшение показателей
физического развития, физической
подготовленности и психомоторных
качеств и включает в себя виды и средства
оздоровительной аэробики. Он состоит
из теоретической и практической частей.

Реакция
на стандартную нагрузку у умственно
отсталых школьников неодинакова, поэтому
на занятиях необходимо строго индивидуально
контролировать степень утомления по
ряду признаков.

В
начале, в середине и в конце занятий
замерять показания частоты сердечных
сокращений у исследуемой категории
детей.

По
окончании педагогического эксперимента
изменения показателей длины тела (1,9%)
и массы тела (4,6%) незначительны и вызваны,
по-нашему мнению, естественными
физиологическими процессами. В показателях
пробы Штанге (6,64%) наметились улучшения,
но статистических достоверных изменений
не произошло. В показателях ЭГК (17,87%)
наблюдали статистически достоверный
прирост в экспериментальной группе по
сравнению с контрольной, что говорит
об эффективности применения на занятиях
дыхательных упражнений йога фит.

Достоверные
различия наблюдали в показателях,
характеризующих скоростно-силовые
качества (36,09% — подъем туловища за 30 с,
13 % — в прыжке в длину с места) и общую
выносливость (25,45 %); в показателях,
характеризующих уровень гибкости и
быстроты (2,7%), произошли значительные
улучшения, но достоверных различий нет.

Применение
экспериментальной методики оказало
благоприятное воздействие на уровень
развития психомоторики. За время
эксперимента произошли достоверные
изменения в показателях, характеризующих
динамическую координацию (28,6% — прыжок
с поворотом; 27,1 % -упор присев, упор лежа;
38,75 % — сед из положения стоя без помощи
рук), статическую координацию (38,92% -проба
Ромберга), одновременность движений
22,82%, двигательная память улучшилась на
32,95%, а чувство ритма на 43,18%. Несомненно,
таких результатов мы достигли благодаря
правильному подбору средств оздоровительной
аэробики и их комплексному применению.

Использование
на занятиях музыкальных игр позволило
увеличить плотность занятий в
экспериментальной группе по сравнению
с контрольной. Больше времени было
потрачено на двигательную деятельность
и меньше — на вспомогательные действия
и отдых.

Таким
образом, в результате сравнительного
анализа полученных данных можно сделать
вывод, что умственно отсталые школьники
экспериментальной группы на момент
окончания эксперимента имеют более
высокий уровень показателей физической
подготовленности и показателей
психомоторики, чем их сверстники из
контрольной группы.

Обобщая
вышесказанное, следует отметить, что
полученные в ходе педагогического
эксперимента результаты подтвердили
эффективность разработанной нами
методики организации и проведения
занятий по оздоровительной аэробике
для умственно отсталых школьников 12-13
лет .

Следовательно,
методика организации и проведения
занятий по оздоровительной аэробике
для рассматриваемого контингента может
быть использована в процессе физического
воспитания в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII
вида.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник