Психомоторное развитие как критерий неврологического здоровья недоношенного ребенка
Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ
Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.
В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.
Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес
Возраст (Мес) недоношенные дети | Показатель | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1S0O | 1501-1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
1 | Фиксирует взпят | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | 1-1,5 |
Первая ушбка | 2-4 | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
Попытка удержать голову, лежа на животе | 3-4 | 2,5-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
2 | С тежение и прислу шивание | 4-5 | 3,5-4 | 5-3 | 2-2,5 |
Быстро отвечает у тыбкой | 4-6 | 3,5-4,5 | 3-4 | 2-3 | |
3 | Сосредоточение зрительное и стуховое | 5-6 | 5-5,5 | 4-4,5 | 3-4 |
Комплекс «оживление» | 5,5-6 | 5,5-6 | 4-4,5 | 3-4 | |
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении | 6-6,5 | 5 | 4 | 3-4 | |
Есть упор ног | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Начало гутения | 4-5 | 4^1,5 | 3-4 | 3 3,5 | |
4 | Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5-5,5 | 4,5 |
I ромко смеется | 6 | 5-5,5 | S | 4,5 | |
Захватывает подвешенную игрушку | 6 | 6 | 6 | 4,5 | |
Гуэение | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
5 | Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких | 6^ 7 | 6 | 6 | 5,5 |
Четко берет игрушку из рук взрос того | 6,5-7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке | 7,5 | 7 | 65 | 6 | |
Подолгу гутиг | 7,5 | 7 | 6 | 5,5 | |
6 | Свободно берет игрушку из разных положений | 7,5-8 | 75 8 | 7 | 6-7 |
Переворачивается с живота на спину, подпотзает | 8-8,5 | 7,5-8 | 6,5-7 | 6-6,5 | |
Начало тенета | 8 | 7,5 | 7 | 6-7 | |
Fct с южки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 |
Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)
Возраст (мес) недоношенные дети | Показатели | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1500 | 1501 1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
7 | Хорошо потзаег | 10-11 | 10 | 9 | 8,5 |
Подолгу лепечет | 9,5 10 | 8,5-9 | 8-8,5 | 8 | |
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте | 9 | 9 | 8 | 75 | |
8 | Долго занимается игрушками | 10 | 11 | 9 | 85 |
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает | 10-12 | 11 12 | 9-10 | 9 | |
Громко повторно переносит слоги | 10-12 | 12 | 10 | 9,5-10 | |
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания» | 10-11 | 11,5 | 9-10 | 8-9 | |
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый | 9,5 10 | 9,5 | 9 | 8 | |
9 | Действует с предметами по разному катает вынимает | 11,5 | 11 | 10,5 | 8-9,5 |
Ходит, слегка придерживаясь | 12,5-13 | 11-12 | 10-11 | 9-10 | |
Повторяет различные слоги за взрослыми | 12-12,5 | 12 | И | 10 | |
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах | 12 | 11,5 | 10-11 | 9 10 | |
Появзяется навык опрятности | 9,5-10 | 9,5 | 9 | 9 | |
10 | Открывает, вкладывает итрушку | 125 | 12 | 11,5 | 11 |
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее | 13-14 | 12-13 | 11-12 | 10-11 | |
По просьбе «дай» подает знакомые предметы | 13-14 | 12-13 | 11,5-12 | 10-11 | |
11 | Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием | 13,5 | 12 5 | 12 | И |
Сачосюяте ]ьно стоит | 12-13 | 11,5-12 | И 11,5 | 11,5 | |
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис | 14-14,5 | 13 | 11-12 | 11-12 | |
12 | Самостоятетьно хотит | 14-15 | 13-14 | 12-13 | 12-13 |
Запас слов окою 10 | 15 16 | 14-15 | 12 13 | 12-13 | |
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее | 13 14 | 12-13 | 12-13 | 12-13 |
Источник
Неврологическое обследование детей включает в себя оценку периода беременности, родов, послеродовых заболеваний, болезней родственников и клинический осмотр. После рождения ребенка его ЦНС продолжает развиваться, достигая зрелости приблизительно к 7-летнему возрасту. Поэтому неврологическое обследование детей имеет свои особенности. В первую очередь оценка основывается на наблюдении. Дальнейшую информацию, касающуюся тонуса, мышечной силы, глубоких сухожильных рефлексов и поверхностной чувствительности дает объективное обследование.
Затем может быть выполнено исследование стволовых и спинальных рефлексов. По мере достижения детьми подросткового возраста неврологическое обследование все более приближается к таковому у взрослых.
Неврологическое обследование недоношенного младенца:
A. Неврологическая оценка новорожденных изменяется по мере созревания ЦНС. Важность правильного определения срока беременности к моменту родов (гестационного возраста) обусловлена несколькими причинами. Во-первых, необходимо оценить, соответствуют ли данные обследования норме. Во-вторых, это помогает определить наиболее вероятные патофизиологические процессы, вызвавшие нарушение, поскольку характер некоторых нарушений определяется гестационным возрастом.
Б. В США ежегодно рождается более 35 тысяч детей с весом менее 1 кг. Большинство из них выживают благодаря активной медицинской помощи.
B. Наиболее частыми неврологическими последствиями недоношенности являются припадки и внутрижелудочковое кровоизлияние (ВЖК). В 20-50% случаев ВЖК развивается гидроцефалия.
Г. Наблюдение заключается в ежедневном измерении окружности головы и исследовании родничка и швов, а также обычной транскраниальной сонографии.
1. Увеличение окружности головы у больного недоношенного младенцав течение первых 3 месяцев составляет в среднем 0,25 см в неделю.
2. У здоровых недоношенных младенцев можно ожидать увеличение окружности головы на 1,1 см в неделю в течение первых двух месяцев и 0,5 см в неделю в течение третьего и четвертого месяцев.
3. Разработаны специальные карты определения окружности головы у недоношенных детей.
Д. Наблюдение:
1. Недоношенных детей необходимо наблюдать приблизительно за час до кормления, чтобы оценить уровень их бодрствования.
а. Младенцы, рожденные на 28-й неделе беременности часто нуждаются во внешнем раздражителе, чтобы проснуться.
б. Недоношенные младенцы спят 80 — 85 % времени суток, тогда как рожденные в срок — 60 %.
2. У сильно недоношенных детей наблюдается некординированная генерализованному реакция на растяжение с частыми эпизодами клонических дрожательных движений.
3. У рождённых после 32-й недели беременности движения становятся более локализованными и координированными.
Е. Черепные нервы:
1. До 36-й недели младенец не поворачивается к источнику света. Только на очень сильное световое раздражение недоношенный младенец может реагировать смыканием век.
2. До 29-й недели зрачковый рефлекс на свет отсутствует. Достоверно о его появлении можно говорить только после 31 недели.
3. Окулоцефалические рефлексы не могут быть вызваны приблизительно до 36-й недели, когда у младенца появляется слежение за источником света. Отсутствие окулоцефалических рефлексов (наличие феномена «кукольных глаз») после 36-й недели беременнности считается патологией.
4. Недоношенный младенец способен к вокализации, однако ее трудно вызвать. Плач слабый и непродолжительный.
Ж. Двигательная сфера:
1. Анализ двигательных реакций особенно важен для различения недоношенных новорожденных и новорожденных с малым весом.
2. 28-недельный недоношенный младенец очень вялый. Если положить его животом на ладонь, он будет свисать без попыток к разгибанию головы, конечностей или спины.
3. Созревание моторики происходит в каудокраниальном направлении:
а. 34-недельный младенец удерживает ноги в положении «ног лягушки», тогда как в руках отмечается гипотония и разгибание.
б. К 38-й неделе должно отмечаться сгибание всех четырёх конечностей.
4. Реакции на манипуляции с конечностями, выпрямление и постуральные рефлексы.
а. Симптом «шарфа» исследуется путем перемещения руки вдоль груди по направлению к противоположному плечу. У недоношенного локоть дотягивается до плеча противоположной стороны, тогда как у доношенного младенца не удается пересечь локтем среднюю линию.
б. Аналогичным образом у недоношенного можно пяткой достать ухо.
в. В 28-ми недельный младенец совершенно вял. К 34-й неделе появляется некоторая реакция опоры, а к 38 неделе эта реакция уже хорошо развита.
г. До 30-ти недель голова совершенно не удерживается. К 38-й неделе отмечаются кратковременное разгибание головы вслед за туловищем, хотя в вертикальном положении голова не удерживается.
— Читать «Показатели неврологического развития новорожденного. Критерии»
Оглавление темы «Детская неврология»:
- Образование нервной трубки. Эмбриология
- Образование позвоночного столба. Эмбриология
- Эмбриология головного мозга. Этапы формирования
- Нарушения развития нервной системы. Эмбриопатии
- Пренатальная диагностика пороков развития нервной системы: признаки, обследование
- Неврологическое обследование недоношенного младенца. Рекомендации
- Показатели неврологического развития новорожденного. Критерии
- Оценка неврологического развития грудного ребенка. Рекомендации
- Оценка неврологического развития ребенка. Рекомендации
- Признаки хромосомных неврологических аномалий у детей. Дисморфологии
Источник
Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).
Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.
Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.
·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.
·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.
·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.
·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.
·Начинает произносить слова в 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.
·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.
·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.
·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.
·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.
·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.
·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.
·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.
Также хотим обратить ваше внимание на то, что:
1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.
2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.
3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.
4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.
Источник
Недоношенные дети, в силу своей незрелости, в большей степени подвержены неврологическим расстройствам.
Основные причины приводящие к неврологическим расстройствам у недоношенных детей:
- Респираторный дистресс синдром (РДС) — «незрелые» легкие;
- Церебральная патология (проблемы связанные с головным мозгом);
- Инфекции и их осложнения (внутриутробные инфекции, сепсис, язвенный-некротизирующий энтероколит).
Анатомо-физиологические особенности недоношенных
- Незрелость коры головного мозга и относительная незрелость подкорковых образований перивентрикулярной области и ствола головного мозга;
- Более низкий обмен веществ (метаболизм) мозга;
- Наличие герминативного матрикса, который в большей степени подвержен изменениям после рождения.
- Низкий тонус вен и затрудненный венозный отток от структур головного мозга;
- Не совершенствование регуляции, в том числе и ауторегулярции мозгового кровотока.
- Большая часть (около 75%) перинатальных осложнений возникает в первые 48-72 часа после рождения ребенка.
Факторы риска
- Низкая оценка по шкале Апгар — 0-1 балл;
- Тяжелый РДС (респираторный дистресс синдром новорожденного);
- Апноэ (остановка дыхания);
- Потребность ребенка в жестких параметрах ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
- Гипокарбия;
- Врожденный порок сердца;
- Наличие гемодинамически значимого функционирующего артериального протока (ГЗФАП);
- Гиповолемия;
- Системная гипотензия;
- Генерализованная внутриутробная инфекция;
- Сепсис;
- Крайняя незрелость — масса тела менее 1500 грамм.
Патофизиологические механизмы возникновения неврологических расстройств
Дефицит кислорода приводит к ацидозу, возникает дефицит АТФ (специальный фермент). В ответ на это происходит выброс возбуждающих аминокислот, что приводит к изменению проницаемости клеточных мембран. Это в свою очередь приводит к цитотоксическому отеку и гибели клеток головного мозга.
Также повреждения могут развиться в результате кровоизлияния из поврежденных сосудов головного мозга.
Морфологические особенности перинатальных поражений головного мозга
- Перивентрикулярная ишемия;
- Перивентрикулярная лейкомаляция;
- Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК).
Особенности неврологических синдромов у недоношенных детей
- Длительный синдром угнетения ЦНС (центральной нервной системы);
- Преобладание общемозговых расстройств над очаговыми;
- Преобладание вегетативных реакций;
- Наличие атипичных судорог;
- Гиперсекреторная (сообщающаяся) гидроцефалия в остром периоде тяжелых ВЖК;
- Преобладание нормтензивной гидроцефалии в восстановительном периоде гипоксически-ишемическеской энцефалопатии;
- Длительная мышечная гипотония (период мнимого благополучия 2-4 месяца) с трансформацией в особые формы гипертонуса (ДЦП).
Диагностика
- Нейросонография (НСГ);
- Доплерография;
- Компьютерная томография, МРТ;
- Ликвородиагностика.
Лечение в остром периоде (первые 7 дней жизни)
Фармакологическое окно — первые 24-48 часов.
В этот период лекарственные препараты наиболее эффективны, далее эффективность значительно снижается.
Охранительный режим — правило 3-х Т (Тепло, Темно, Тихо).
Лабораторный мониторинг — регулярная проверка газов крови, гемоглобина, гематокрита, глюкозы;
Обеспечение адекватной вентиляции легких;
Поддержания системной и мозговой гемодинамики;
Профилактика ВЖК (внутрижелудочковых кровоизлияний);
Профилактика и лечение судорог;
Профилактика и лечение отека головного мозга.
Медикаментозное лечение
В зависимости от симптомов и показаний для лечения неврологических расстройств применяют следующие препараты:
Магнезия 25%; кальция глюконат 10%; фенобарбитал, реланиум, сукцинат 1,5%, реамберин (в первые 5 суток жизни).
Церебропротекторы назначают не ранее 4-х суток жизни. Это такие препараты как:
Пирацетам, пантогам, глицин, кортексин, церебролизин, актовегин и другие.
Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести состояния, наличия или отсутствия осложнений и сопутствующей патологии.
Источник
Оценка неврологического статуса недоношенных младенцев имеет особенности, связанные с их постконцептуальным возрастом (ПКВ).
Реакция недоношенного младенца на осмотр зависит от срока гестации. Недоношенные младенцы со сроком гестации 28 недель и меньше постоянно пребывают в состоянии сна, но в ответ на прикосновения, перемену положения реагируют пробуждением, двигательной активностью, открыванием глаз, гримасой плача в течение нескольких минут. В 32 недели характерны спонтанные пробуждения, появляется отчетливая смена сна и бодрствования. В последующем периоды бодрствования удлиняются. К 37-й неделе гестации во время бодрствования может быть громкий крик.
При осмотре недоношенных младенцев возможны тонические позы: декортикационная, децеребрационная. Можно наблюдать доброкачественные миоклонии, повышенные старт-реакции в виде вздрагивания, спонтанных рефлексов, контралатеральных рефлексов. Спонтанная двигательная активность глубоко недоношенных младенцев может представлять собой сочетание медленных движений с повторными крупноамплитудными быстрыми движениями конечностей, а также альтернирующие флексорные движения в верхних конечностях и экс- тензорные — в нижних. В возрасте свыше 35 недель спонтанная двигательная активность становится менее выраженной.
При осмотре головы недоношенного младенца обращают внимание на ее форму, состояние швов и родничков. Возможны следующие формы головы: брахи- или долихоцефалическая. У недоношенных младенцев захождение по венечному, ламбдовидному швам сохраняется более длительное время, чем у доношенных младенцев — до нескольких недель; сагиттальный шов нередко открыт, его ширина — не более 0,5 см. Размеры большого и малого родничков индивидуальны.
Реакция на зрительный раздражитель зависит от возраста. В 28 недель младенец реагирует на освещение глаз смыканием век, зажмуриванием; в 30 недель — фиксирует взор; с 32-й недели — поворачивает глаза, разгибает и поворачивает голову в сторону светового раздражителя (рефлекс Пейпера).
Реакция на звуковой раздражитель (звон колокольчика) в 27—28 недель проявляется кохлеопальпебральным рефлексом, вздрагиванием, движениями в конечностях. С 35-й недели формируется ориентировочно-двигательная реакция.
Состояние ЧН анализируют с учетом срока гестации. В возрасте меньше 32-х недель реакция зрачков на свет часто вялая, определяется непостоянно. У младенцев до 34-й недели возможны горизонтальный нистагмоид и сходящееся альтернирующее косоглазие.
Асимметрия лица, часто наблюдаемая у недоношенных младенцев, не обязательно связана с поражением седьмой пары ЧН. Часто она формируется вследствие длительного нахождения ребенка на стороне асси- метричной щеки, локального отека мягких тканей.
Клиническая оценка гестационного возраста по морфологической и нейромышечной зрелости, предложена Д. Боллард и К. Новак в 1979 г. Оценивают морфологическую зрелость кожи, ушных раковин, гениталий. Кожа может быть от желатинозной и красной просвечивающей до зрелой, бороздчатой; грудные железы от едва видимых до хорошо развитых ореол. Подошвенные борозды могут полностью отсутствовать или покрывать всю подошву. Недоразвитые ушные раковины плоские, мягкие, более зрелые — плотные, пальпируется толстый хрящ. Состояние гениталий оценивают и у мальчиков, и у девочек. У глубоко недоношенных мальчиков — пустая мошонка, отсутствие на ней складок; у более зрелых — яички опущены в мошонку, на ней определяются глубокие складки. У недоношенных девочек — выступание клитора и малых половых губ; у доношенных — клитор и малые половые губы полностью прикрыты большими.
Неврологические критерии оценки недоношенного младенца складываются из оценки позы, «квадратного окна» запястья, отдачи рук (при разгибании прямых рук в ПС у недоношенных младенцев руки могут оставаться разогнутыми, у зрелых — сразу возвращаются в исходное согнутое положение); оценки подколенного утла (у глубоко недоношенных — 180 °, у зрелых — менее 90 °), оценки симптома косого движения (шарфа) (у незрелых при сгибании и приведении плеча локоть выходит за пределы туловища с противоположной стороны, у зрелых — локоть не достигает срединной линии); притягивания пятки к уху (у незрелых ступню прямой ноги можно привести к одноименному уху, у зрелых — нельзя).
Критерии оценки мышечного тонуса представлены на рис. П.1 Приложения 1. Клинические критерии оценки пробы с вентральной поддержкой с учетом концептуального возраста представлены на рис. П.2 Приложения 1.
Очень важным компонентом клинического обследования недоношенного младенца является исследование рефлекторной активности. По времени появления и угасания рефлексов можно судить о степени зрелости и динамике развития ЦНС, наличии очаговой патологии. В гл. 1 и табл. П.5 и П.6 Приложения 1 приведена эволюция рефлекторной активности здорового доношенного младенца. Однако рефлекторная активность появляется у плода задолго до рождения. Поэтому при осмотре недоношенных младенцев важно сравнивать имеющуюся у них рефлекторную активность с той, которая соответствует их концептуальному возрасту. В таблице 4.2 приведены сроки появления рефлекторной активности плода и недоношенного младенца. На рисунке 4.1 показан асимметричный шейнотонический рефлекс у глубоко недоношенного младенца.
Таблица 4.2
Эволюция рефлексов плода и недоношенного младенца1
Рефлекс | Время появления рефлекса |
Примитивные рефлексы | |
Сосание | 32—34 неделя |
Поисковый | 33—35 неделя |
Хоботковый | 28—30 неделя |
Верхний хватательный | 28—32 неделя |
Шейно-тонический | 28—35 неделя |
Моро | 28—32 неделя |
Шаговый | 35—36 неделя |
Таланта | 28—36 неделя |
Бабинского | 26—36 неделя |
1Volpe J.J. Brain injury in the premature infant. Neuropathology, clinical aspects, pathogenesis, and prevention. // Clin Perinatol. 1997. Vol. 24. P. 567—587.
Окончание табл. 4.2
Рефлекс | Время появления рефлекса |
Сухожильный рефлексы | |
Коленный | 28—30 неделя |
Сгибательно-локтевой | 30—32 неделя |
Контралатеральный эффект | 32—34 неделя |
Рис. 4.7. Асимметричный шейнотонический рефлекс у глубоко недоношенного младенца
Для раннего выявления задержки и отклонений в психомоторном развитии младенцев, первый год жизни условно делят на пять возрастных периодов, или этапов:
- — первый период охватывает время от рождения до достижения возраста 1 месяца;
- — второй период длится от 1 до 3 месяцев;
- — третий период — от 3 до 6 месяцев;
- — четвертый период — от 6 до 9 месяцев;
- — пятый период — от 9 до 12 месяцев.
В конце каждого периода младенца осматривает врач и пишет этапный эпикриз, в котором отражает соответствие физического, двигательного, психомоторного развития младенца своему возрасту. Сравнение нескольких этапных эпикризов одного младенца позволяет видеть, соответствует или не соответствует младенец своему возрасту, определять тенденции развития.
Возможны следующие варианты психомоторного развития ребенка:
- — адекватное развитие;
- — темповая задержка развития — на один эпикризный срок по сравнению с ПКВ;
- — в первые месяцы — морфо-функциональная незрелость ЦНС;
- — появление темповой задержки развития после благополучного периода;
- — стойкая и грубая задержка развития.
Для более тонкой оценки темпов развития младенца удобно применять шкалу, предложенную Л. Т. Журба и Е. М. Мастюковой. Использование этой шкалы позволяет охарактеризовать уровень психомоторного развития младенца при помощи балльных оценок. Среди групп оцениваемых показателей: динамически развивающиеся функции, уровень стигматизации, состояние черепных нервов, наличие патологических движений. Каждый показатель оценивается в баллах от 0 (функция не выполняется) до 3 (функция выполняется в полном объеме в соответствии с возрастом).
В соответствии с рекомендациями Н. F. R. Prechtl, определение состояния нервной системы является существенной составляющей неврологического осмотра. Три типа этих состояний выделены А. Б. Пальчиком: поведенческие; динамические, транзиторные, адаптационные; и состояния, отражающие степень дисфункции нервной системы.
В данном пособии мы остановимся на состояниях, отражающих степень дисфункции нервной системы. Прежде чем приступить к описанию клинической картины перинатальной патологии ЦНС новорожденных младенцев перечислим основные клинические синдромы, которые могут наблюдаться в неонатальном и грудничковом периоде при различных повреждениях нервной системы.
Источник