Психология ребенка с дисгармоническим развитием

Психология ребенка с дисгармоническим развитием thumbnail

Дисгармоническое психическое развитие — этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию. Основной задачей психокоррекции детей с дисгармонигным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией развития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезорганизации его поведения.

В связи с этим задача психокоррекции — раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования ребенка или подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установки, субъективноличностные отношения, эмоциональные состояния и др. У подростков с нарушением поведения, вследствие дисгармонии психического развития, такими системообразующими факторами чаще всего являются субъективноличностное отношение к психотравмирующим воздействиям и эмоциональное состояние. Все это способствует формированию разнообразных патохарактерологических реакций: оппозиции, протеста, агрессии, бродяжничества и др. После проведения психологической диагностики психолог в доступной для подростка форме рассказывает об особенностях его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Желательно такую беседу подкреплять иллюстрациями, графиками, схемами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо пробудить у подростка интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения.

Вторая задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией развития — это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации. Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые способствуют нарушению поведения. Например, для гипертимного подростка это ситуации, требующие сдерживания проявлений его энергии, для истероидного подростка — недостаток внимания к нему как к личности, для сенситивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недоброжелательное отношение окружающих к нему, а для подростка с шизоидной акцентуацией вынужденное общение с окружающими. Перед психологом стоит задача научить подростка объективно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. С этой целью целесообразно проводить групповые занятия с подростками на уровне реального поведения. Подросткам предлагается трудная для них ситуация в форме ролевой игры. Психолог выполняет роль родителя или приятеля и предлагает подростку разрешить эту ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. Все члены группы выступают в главной роли и разрешают ситуацию. После этого результаты игры обобщаются. На доске выписываются все предложенные варианты поведения, а затем обсуждается, какие варианты наиболее приемлемы для каждого подростка. Сами ситуации психолог подбирает из реальной жизни подростка.

Третья задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией в развитии — обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные переживания, поведенческие особенности. Например, у девочки 7 лет наблюдался выраженный эгоцентризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекционной работы психолог совместно с родителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки возникали патохарактерологические реакции, и на основе этого были разработаны сценарии игровой психокоррекции.

В игре участвовали психолог, кот Мурзик (игрушка) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли подруги кота, его матери, бабушки, воспитательницы и др. После каждого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мурзика, обращал внимание на негативные и позитивные стороны его поступков. После занятия девочке предлагалось домашние задание — придумать ситуации, где Мурзик ведет себя правильно, проявляет героизм и т. д. После двух месяцев игровой коррекции родители обратили внимание на улучшение поведения ребенка. Для подростков рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. Опыт нашей работы показал целесообразность проведения таких занятий не только в группе подростков, но и в совместных с родителями группах. Для коррекции поведения важно развивать саморегуляцию. С этой целью используется система психорегулирующих тренировок, разработанная нами для детей и подростков. Основной целью этих занятий является: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся небольшой (до 5 человек) группой через день поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Читайте также:  Основы теории и методики физического воспитания и развития ребенка

Первый этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербальномузыкальная психокоррекция для снятия психического напряжения. Затем предлагаются зрительномузыкальные образы, помогающие убрать тревожность и создать позитивные установки на последующие занятия.

Второй этап — обучающий. На этом этапе дети осваивают релаксирующие упражнения. Используются упражнения на вызывание тепла, регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.

Третий этап — восстанавливающий. На фоне релаксации подростки выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы и проч. Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и подростков в экстремальных ситуациях, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических ПРТ у детей и подростков нормализуются тормозные процессы, что дает им возможность управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Рационально использовать ПРТ с подростками, у которых эмоциональные проблемы возникают в основном в сфере межличностных конфликтов. Особые трудности в процессе психокоррекции детей с нарушениями поведения вызывают неправильные, искаженные родительские установки на проблемы ребенка.

К сожалению, большинство родителей ориентируются на отдельные симптомы поведения. Например, мать жалуется на то, что сын «без спросу берет чужое, ворует», и просит психолога помочь ребенку избавиться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потребительское отношение к психологической помощи, и они всю ответственность за результат полностью возлагают на психолога. Изменение подобной позиции родителей, а также их установки в отношении психокоррекционного процесса и собственной роли в нем является принципиальным положением при построении психокоррекционной программы. Перед психологом стоит задача переориентации внимания родителей с симптома на личность ребенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями, с их обязательным знакомством с результатами психодиагностических данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация которых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.

Важным принципом семейной психокоррекции нарушения поведения является онтогенетическая ориентация психокоррекционного подхода, впервые предложенная В. В. Лебединским с соавторами. Данное направление психокоррекции включает в себя гармонизацию личностной структуры подростка за счет воздействия на его эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и коммуникативно-поведенческую сферы. Перед психологом стоит задача организовать ситуационно-личностное и ситуационно-деловое общение подростка с родителями. Используются такие психотехнические игры, как «чтение мыслей», «живая скульптура», которые проводились в семейной группе (родитель—подросток). Психолог предварительно договаривался с подростком, и тот изображал определенные чувства: «разочарование», «удивление», «досаду», «радость» и др. Родитель должен был угадать, какое чувство изображает ребенок. Затем, наоборот, родитель становился актером, а подросток — экспертом его таланта.

При выполнении упражнения «живая скульптура» подросток и родитель изображали животных, предметы и др. Такие игры вызывали положительные эмоции у участников группы, способствовали свободному выражению, спонтанному поведению. Используют ролевые игры, содержание которых составляляют ранние детские воспоминания о счастливо и несчастливо пережитых ситуациях. Подростку предлагают обыграть их в присутствии родителей или изобразить в рисунке. В процессе таких занятий проходило осознание, рационализация и творческая переработка психокоррекционной информации. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между подростками и их родителями успешно достигается не только в семейных, но и в детскородительских группах, состоящих из нескольких семей.

Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия. Опыт многочисленных психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

Читайте также:  I уровень доречевого развития у ребенка

Лебединский В.В. с соавторами предложил уровневый подход к проблеме эмоциональной регуляции поведения. Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Авторы выделяют четыре основных уровня.

Первый — уровень полевой реактивности — исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. В подростковом возрасте и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов. Различные психорегулирующие тренировки с использованием сенсорных стимулов (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) имеют огромное значение в психокоррекции поведения.

Второй — уровень стереотипов — играет важнейшее значение в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособленческих реакций — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне качественно оцениваются сигналы как из окружающей, так и из внутренней среды организма, аффективно оцениваются ощущения всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и др. Тип поведения, характерный для этого уровня аффективной адаптации,— стереотипные реакции. Этот уровень, так же как и первый, способствует стабилизации аффективной жизни человека. Разнообразные психотехнические приемы, широко используемые психологами, такие как ритмические повторы, ритуальные действия, прыжки, раскачивания, имеют важное значение в психокоррекции поведения ребенка и подростка, особенно на первых этапах занятий. Они имеют как расслабляющее, так и мобилизующее значение в коррекции поведения детей и подростков.

Третий — уровень аффективной организации поведенияуровень экспансии — это следующая ступень эмоционального контакта человека со средой. Его механизмы ребенок начинает постепенно осваивать на втором полугодии жизни, что способствует формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Они отличаются большой силой и полярностью. В процессе психокоррекции уровень аффективной экспансии стимулируется под влиянием переживаний, возникающих в процессе захватывающей игры, риска, соперничества, преодоления трудных и опасных ситуаций, разыгрывания устрашающих сюжетов, содержащих реальную перспективу их успешного разрешения.

Четвертый — уровень эмоционального контроля (высший уровень системы базальной эмоциональной регуляции) — формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. Адаптивное аффективное поведение на этом уровне поднимается на следующую ступень сложности. На этом уровне закладывается аффективная основа произвольной организации поведения человека. Поведенческий акт субъекта уже становится поступком, действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека. В случае неудачи адаптации реакцией субъекта на этом уровне уже не будет ни уход, ни беспорядочное, суматошное движение, ни направленная агрессия, как это возможно на предыдущих уровнях,— он обратится за помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориентировки в себе, что является важной предпосылкой развития самооценки.

Аффективное переживание на данном уровне связано с сопереживанием другому человеку. Коррекция эмоционально-смысловой организации поведения требует обязательного включения таких психотехнических приемов, как сотрудничество, партнерство, рефлексия, что способствует формированию гуманизма, сопереживания, самоконтроля. Выделенные уровни аффективной организации составляют единую сложно координированную структуру. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. А чрезмерное усиление механизмов какого-то уровня может стать причиной эмоциональной дефицитарности.

дисгармоничность эмоциональный психика поведение

Список литературы

1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

2. Фирсов М.В. , Шакиров Б.Ю «Психология социальной работы. Содержания и методы психосоциальной практики»

3. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.

4. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. К Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996.

5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997.

6. Безух С., Лебедева С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. 112 с. обл. Речь 2006 (артикул 5258)

7. Е. В. Федосенко «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги.»

Источник

Дисгармоничное
развитие –
врождённая
или рано приобретённая диспропорция
психики в её эмоцион.-волевой сфере.Аффективные
переживания, возникающие в результате
конфликта разнонаправленных мотивационных
тенденций, при определенных условиях
становятся источником формирования
дисгармонической личности.

Читайте также:  Реферат физическое развитие ребенка до года

Включает
четыре варианта нарушений: 1)психопатии
(стойкий дисгармонический склад психики,
психопатические личностные свойства
не имеют тенденцию к прогрессированию.),
2)патологическое формирование личности,
3)невропатии(Особый вид аномалии
эмоционально-волевой сферы, обусловленный
неустойчивостью регуляции вегетативных
функций.), 4)отклонение от темпа полового
созревания. 

Современные
клиницисты и специальные психологи
выделяют две основные группы причин,
которые приводят к нарушениям психического
и физического развития:

  • эндогенные

  • экзогенные

К
эндогенным причинам относятся:

  • различные
    наследственные заболевания ;

  • заболевания,
    связанные с изменениями в численности
    или структуре хромосом, — хромосомные
    аберрации .

Экзогенные
причины вызывают отклонения в развитии,
которые могут влиять в различные периоды
онтогенеза:

• в
пренатальный период матери; недостаток
питания матери во время беременности,
особенно недостаток белков, микроэлементов;
витаминов; резус-конфликт; травмы;
влияние лучевой энергии и т.п.);

• в
натальный период ;

• в
постнатальный период причинами могут
быть остаточные явления после различных
инфекционных и других заболеваний;
различные травмы ; интоксикации ;
несоблюдение санитарно-гигиенических
норм и т. п.

Причинами
отклонений в развитии могут быть
неблагоприятные условия социальной
среды, которые оказывают травмирующее
влияние на психическое развитие ребенка,
особенности его поведения.

Таким
образом, люди с дисгармонической
организацией личности — это не просто
индивиды с направленностью <на себя>.
Это люди с двойной направленностью,
находящиеся в конфликте с собой, люди
с расщепленной личностью, у которых
сознательная психическая жизнь и жизнь
неосознанных аффектов находится в
[постоянном противоречии)

40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности.

Психопатии-нарушения
поведения у детей которые часто имеют
врождённый характер.

Психопатии
возникают на основе взаимодействия
врожденной или рано приобретенной
биологической неполноценности нервной
системы и влияния внешней среды. Однако
влияния внешних факторов для образования
психопатии недостаточно. От нормального
характера, на который наложило отпечаток
неправильное воспитание или педагогическая
запущенность, психопатия отличается
лежащей в ее основе неполноценностью
нервной системы. Отклонения в поведении
еще не дают основания причислять человека
к психопатическим личностям. Психопатиям
не свойственна прогредиентность с
развитием слабоумия и дефекта личности.
Следует также отличать психопатии от
психопатоподобных состояний после
черепно-мозговой травмы, инфекционных
заболеваний, интоксикационных поражений
ЦНС, эндокринопатий и др. Основным
дифференциально-диагностическим
критерием должно служить то, что до
появления психопатоподобных изменений
при тех или иных заболеваниях развитие
личности было нормальным. В отличие от
неврозов при психопатии патологические
черты характера определяют весь
психический облик. Формы:

Конституциональная.
Дети
с данным видом психопа­тии обладают
наследственной предрасположенностью
к ней. Уровень умственного развития при
этом первично не страдает. Формируются
разные формы психопатий: возбудимые,
неустойчивые и т. д. При данной этиологии
психопатии внешние факторы активируют,
«запускают» имеющееся предрасположение.

Приобретенная.
Возникает
под влиянием неблагопри­ятных факторов
психологического и социального
харак­тера, таких, как неправильное
воспитание, жестокость родителей,
сильные эмоциональные потрясения. Под
влиянием эмоционального напряжения,
возникающего при конфликтных, кризисных
ситуациях, превышающе­го по своей
интенсивности и длительности
индивидуаль­ные адаптивные возможности
ребенка, что проявляется в
эмоционально-поведенческих расстройствах,
трудно­стях социализации, социального
взаимодействия и обу­чения.

Органическая.
Развивается
как следствие воздействия на организм
ребенка в возрасте до трех лет различных
не­благоприятных факторов: тяжелые
токсикозы беремен­ности, родовые
травмы и т. п.

Виды:
психопатий:

1)Возбудимая.
Характерна
высокая возбудимость, со­четающаяся
с выраженной экстравертированностью,
подо­зрительностью, гневливостью,
упрямством и педантичностью.
Поведение детей характеризуется
жестокостью, мсти­тельностью, крайней
требовательностью к окружающим, вступают
в споры по-любому поводу.

2)Неустойчивая.
Детям
свойственны повышенная эмоциональная
неустойчивость, нестойкие интересы и
привязанности, слабость воли. Обладают
повышенной внушаемостью, склонностью
к фантазированию,впечатлительностью.

3)Аффективная.
Детям
присуще различное настроение, они всегда
мрачные унылые. Также они малообщительные,
сдержаны и склонны ко лжи.

4)Психастеническая.
Дети
постоянно испытывают разнообразные
страхи, тревоги, сомнения относительно
принятия решения в связи с возложенной
на них ответственнос­тью. Склонны к
созданию различных ритуалов в поведе­нии,
боятся любых изменений.

5)Шизоидная.
Детям
свойственны патологическая замкнутость,
скрытость, оторванность от реальности.
слабость эмоциональных привязанностей
вплоть до черствости.

6)Истерическая.
Такие дети предпочитают быть на виду
,хотят быть в центре внимания. Чаще всего
таким видом психопатий обладают девочки.

7)Параиноидная.
Образование сверхценных идей, которые
формируются у них к 30-25 годам Основные
черты характера: упрямство, прямолинейность,
злопамятность, обидчивость, также
самоуверенность в себе.

8)Астеническая.
Детям свойственная повышенная робость,
стеснительность, нерешительность,
впечатлительность. Такие дети не выносят
вида крови.

9)Мозаичная.
Представляет
собой сочетание несколь­ких форм
психопатий.

Психопатическая
личность

– индивид со стойкой и клинически
значимой социальной дезапатацией
поведения или антисоциальным расстройством
личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник