Психология развития способностей ребенка психология

Психология развития способностей ребенка психология thumbnail

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…>Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те жеуспехи разных учеников могут быть показателями различныхспособностей, и при одних и тех жеили равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>

В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей.

Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.

Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.

Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Глава 8 Развитие творческих способностей

Развитие способностей
Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в контексте фгос дошкольного

Развитие способностей и психических процессов

Я развиваю свои способности
Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей

80. Развитие и формирование способностей
В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут

Глава 6
Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии
Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Глава 3
Развитие способностей к общению

РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует

РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее

РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Истинно говорю вам,
если будете иметь веру в сердце своем
и не усомнитесь; –
не только сможете сделать
все то, что сделано мною…
но и все, что попросите искренне
в сердце своем в молитве и с верою –
получите…»
Иисус Христос (от Матфея,

РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические

9.3. Развитие способностей по преодолению стресса
Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и

1.4. Что вам даст развитие творческих способностей?
Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах

Получение знаний и развитие способностей
Наконец, последняя популярная группа устремлений людей — развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков.Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству

Глава 7. Развитие талантов и способностей
КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.

Источник

Альбина Валерьевна Туманина
Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных. И что только тот, кто одарен может считаться призванным к творчеству. Такая точка зрения не находит подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. П. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Ибука Н. пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения и большей частью формируются в определенный период жизни.

Л. С. Выготский говорит, что если понимаешь, творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко перейти к мысли, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени. Оно является нормативным и постепенным спутником детского развития. Каждый здоровый ребенок может подняться высоко, на самые вершины творческой деятельности.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Вопрос об истоках творчества – вечный вопрос. Ученые подходят к нему неоднозначно. Приведем примеры научных объяснений начала возникновения творчества.

П. Торренс считает, что творчество проявляется только после 5 лет. А по данным Андрюса М., «пик творчества» приходится на 3,5 – 4,5 года.

Ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было проявлении творчества, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, и он лишь слепо копирует увиденное у взрослых.

Другая группа психологов (Дьяченко О. М., Веракса Н. Е и др.) опровергают эту точку зрения, подчеркивая, что возможности изменения в человеке огромны, совсем не обязательно им теряться с возрастом, «главное – не отчаиваться, а помочь развитию ребенка в любом возрасте«.

Ж. Пиаже и И. Ивич находят зачатки воображения у детей в возрасте 15-18 месяцев. Отечественные психологи стоят на позиции ранних этапов развития творчества. Первые проявления творчества мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Эти первые проявления относятся к 2,5 – 3 годам жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами.

Читайте также:  Как выбрать школу раннего развития для ребенка

В 2-3 года дети испытывают потребность в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям, умениям и навыкам. Наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка. Ребенок постоянно стремиться к деятельности, задает вопросы, находит различное применение предметам в деятельности методом проб и ошибок.

Отечественные психологи Г. Г. Кравцов, Н. А. Ветлугина, Г. И. Иванова, Е. Г. Макарова полагают, что самый творческий возраст 3-4 года. У детейпроявляется тяга к продуктивным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструирование. Их привлекает возможность самореализации, выражения чувств, восторга от восприятия окружающего мира. В 5 лет наблюдается проявление остроты и подвижности в восприятии мира. У детей отличительная легкость переключения, переход от изумления при восприятии чего-то к спокойно – деловому отношению. В деятельности есть направленность на результат. Проявляются яркость образных впечатлений, богатство воображения, которые находят отражение в творческих видах деятельности, в творческих играх. К старшему дошкольному возрасту ребенок про-должает жить в мире своих фантазий, но формы, которые принимает этот мир, становятся другими. Теперь дети – организаторы мира своих фантазий. «Все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени», — говорит Н. А. Ветлугина.

Повышенная эмоциональная отзывчивость; сила и глубина художе-ственных впечатлений, обусловленные их первичностью и новизной, синкретичность восприятия позволяют ребенку создавать искренние, яркие, красочные образы. К тому же дошкольник не может и не хочет оставаться пассивным наблюдателем. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно (А. В. Запорожец). Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (Е. А. Флерина). Но на протяжении дошкольного детства развитие эстетического отношения проходит путь от наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют занять внешнюю позицию, глядя на воспринимаемые или создаваемые образы как бы со стороны.

Развитие художественно-творческих способностей происходит в контексте внутреннего самоосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, обосновывая свое мнение о герое или его поступке. Но мотивы художественного творчества развиваются неизолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет ребенок, условиями, в которых он развивается, и, наконец, системой воспитания, в которой он формируется как личность и как творец.

Б. М. Неменский, художник, создатель новой системы преподавания изобразительного искусства в школе, в своей книге «Мудрость красоты» обращает внимание на «левополушарное» смещение в педагогике.

Американский психолог Дж. Гилфорд и доктор химических наук Ю. Чирков также сходятся в мнении о том, что левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие выполняет интеллектуальные, логические, рациональные функции, обрабатывает информацию линейно, последовательно, аналитически; правое полушарие выполняет образную, интуитивную функцию, обрабатывает информацию глобально, синхронно, релятивно.

Программы обучения как школьные так и для дошкольников, загружают только левое полушарие, оставляя нетронутой вторую половину мозга, что заведомо тормозит развитие творческих способностей.

Поэтому детей необходимо учить наблюдать, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Следует развивать у них не только конвергентное мышление, но и дивергентное – интуитивное, творческое,создавая для ребенка:

– благоприятную обстановку,

– обогащая окружающую среду ребенка новыми предметами,

– поощрение за высказывание оригинальных идей,

– возможности для практики,

– личный пример творчества,

– различные способы, методы и приемы в обучении, воспитании, развитии ребенка.

По мнению Е. С. Беловой, творческие способности ребенка в изобразительной деятельности могут проявиться в том,что он:

– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

– в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

– когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

– стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды;

– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у детей седьмого года жизни могут активно проявляться художественно-творческие способности. Необходимо с помощью различных методов, приемов создавать условия для их развития.

Источник

Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются эти знания в разные виды деятельности.

Спросите у ребёнка: «Зачем ты учишься?». Первоклассник может ответить Вам: «Потому что так хотят папа и мама», или «Потому что мне нравится», но дети постарше разъяснят, что учатся для того, чтобы приобрести знания. А вот знания-то и могут быть разными: можно выучить формулу и не уметь её применять, можно знать правило, но путаться в его использовании, можно вызубрить определение понятия, но не отличать объекты, к нему относящиеся.

Читайте также:  Условия для нормального развития ребенка лурия

Вы, наверняка, знаете, дорогие читатели, что почти у каждой способности есть свой наиболее благоприятный возраст. Способности, например, связанные с усвоением иностранного языка, лучше всего формируются до семи лет, то есть устная речь легко может усваиваться ребёнком в детском саду. Для этого же возраста характерно развитие общих способностей в игровой деятельности. Игра в этом возрасте очень серьёзное занятие – именно в ней малыш развивается и готовится к учебной деятельности.

В дошкольном возрасте можно успешно формировать способности и в начальной математике, но не с механического запоминания счёта («Посчитай, дружочек, свои пальчики, прибавляя по одному»), а с понятий числа, меры, величины, уровня, трансформации контуров геометрических фигур. Ни для кого в наше время не секрет, что высоким уровнем способностей обладают в основном дети, которым уделялось много внимания и проводилось обучение по специальным методикам до поступления в школу. Важное значение для развития способностей имеют условия, в которых они формируются, а также знание, для какого возраста существует преобладающая деятельность.

Воспитатели детского сада зачастую наделяют детей такими характеристиками, как «сообразительный», «рассудительный», «тугодум», отражающими, как правило, не их способности, а общее развитие психологических функций, речи, активности, проявляющееся до пяти лет. Преподаватели, занимающиеся целенаправленным развитием способностей школьников, быстро убеждаются, что почти все дети, не имеющие медицинской патологии, обладают разнообразными потенциальными способностями и надо только развивать их в различном творчестве, интересном детям.

Для успешного развития способностей детей имеет значение, кто с ними занимается, знание взрослыми воспитателями способов решения теоретических и практических задач. Эти способы обобщаются, становясь звеньями способностей. В школьной практике различают два понятия: обученность и обучаемость. Обученность – это определённый уровень знаний о различных событиях. Обучаемость же представляет свойство личности ребёнка, которое характеризуется, как умелость. Формируется умелость в процессе обучения на базе природных предпосылок, образуется в результате обобщения различных умений и характеризуется такими свойствами, как острота восприятия, память, подвижность деятельности и так далее.

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что вследствие невнимания учителей к формированию обучаемости может возникнуть парадоксальное явление, когда при дальнейшем нарастании знаний, навыков, умений может происходить относительное замедление роста способностей детей и их умственных сил, особенно в части обобщения и применения знаний на практике. Очень важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, учить их самостоятельно решать различные вопросы. И делать это нужно не только в школе, но и дома.

Общепризнанно, что способности формируются в деятельности, именно в ней ребёнок познаёт себя, собственные возможности, приспосабливает свои силы к её требованиям, формирует в себе недостающие свойства. Поэтому деятельность можно рассматривать, как источник, фактор формирования и развития способностей. Ребёнок путём проб открывает новые варианты, вырабатывает характерную для него умелость, в которой суммируются исторический и личный опыт.

Не обольщайтесь насчёт особой одарённости и обучения по специальным программам. Если у ребёнка не будет увлечённости и творческого подхода к выполнению заданий, если учитель не умеет применять развивающие методы обучения и не только из-за уровня педагогической подготовки, но и из-за личностных особенностей, то завышенная самооценка может обогнать действительное развитие и возникнет конфликт между уровнем притязаний и реальными успехами. Любое временное снижение интеллектуальных функций может восприниматься, как утрата одарённости и вызывать тревожность.

Способности человека делят на общие и специальные, и разница между ними состоит в том, что специальные связаны с конкретными специфическими областями. Общие способности помогают человеку в любой области. Вот эти способности и надо развивать всеобъемлюще и основательно. К ним относятся способности организационного, поискового характера, способность к логическому мышлению и так далее.

Если вместо рассуждений используется только память, то дети не усваивают понятие числа, не различают свойств объёма и уровня. При подготовке детей к изучению языка и письма родители стараются научить детей как можно скорее различать буквы и писать отдельные слова, не научив их звуковому анализу слов, а ведь он является основой и чтения, и грамотного письма. Важно не забывать, что неправильное начало в обучении может мешать развитию способностей.

Можно указать некоторые условия для успешного формирования способностей у детей.

Первое – знание возможностей ребёнка в различных предметах обучения, определение уровня развития его общих и специальных способностей, соотношения обученности и обучаемости,

Второе – сочетание обучения с развитием практических способностей: технических, педагогических, организаторских и других,

Третье – воспитание активных черт: самостоятельности, инициативности, организованности, настойчивости, трудолюбия, критичности.

Не забывайте, дорогие читатели, что способности могут развиваться неравномерно, и нередко временный застой сменяется ускоренным развитием. Берегите себя и своих детей, помогайте развивать их одарённость.

Источник