Психология развития ребенка план занятий
Краткое описание документа:
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, — говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка.Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. За этот периодпсихика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий период, интенсивно развивается организм ребенка:росту сопутствует созреваниенервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
Источник
Коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ осуществляется мной
в следующих направлениях:
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы по результатам диагностики
психологической готовности к школьному обучению
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп по результатам диагностики познавательных
процессов
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей старших и
подготовительных групп
* с детьми младшего и среднего дошкольного возраста провожу психопрофилактическую
работу
По результатам проведенного мониторинга я определяю группу детей, нуждающихся в индивидуальной
корекционно-развивающей помощи. На каждого из них составляю индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка подг. группы
ИОМ.pdf
Adobe Acrobat Document
504.1 KB
На подгруппу детей создается рабочая программа по развитию, коррекции или профилактики выявленных проблем. Сколько
подгрупп, столько и программ. Один из вариантов предлагаю вам для ознакомления.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для работы с подгруппой детей
Раб программа подг. гр.pdf
Adobe Acrobat Document
488.2 KB
Коррекционно-развивающую работу я строю на основе
ряда методических пособий и программ:
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе
Sharokhina_starshaya_gruppa.PDF
Adobe Acrobat Document
557.2 KB
Раздаточный материал
razdat__material.PDF
Adobe Acrobat Document
1.1 MB
Куражева Н.Ю. и др.
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников Цветик семицветик (5-6 лет)
Куражева_dlya_detey_5-6_let_.PDF
Adobe Acrobat Document
909.3 KB
Рабочая тетрадь Куражева_5-6_let_.pdf
Adobe Acrobat Document
4.4 MB
Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет
_priklyucheniya_budushih_pervoklas.pdf
Adobe Acrobat Document
1.6 MB
Рабочая тетрадь Куражева_6-7_let.pdf
Adobe Acrobat Document
7.1 MB
Катаева Л.И.
Работа психолога с застенчивыми детьми
Катаева Работа с застенчивыми.pdf
Adobe Acrobat Document
3.5 MB
Арцишевская И.Л.
Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
Арцишевская Раота с гиперактивными.pdf
Adobe Acrobat Document
3.3 MB
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми
Лютова, Монина Тренинг.pdf
Adobe Acrobat Document
3.3 MB
Источник
В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.
В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.
Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.
Содержится в разделах:
- Психология дошкольников
- Конспекты занятий, НОД
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 2614.
Все разделы
| Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми
Новое
Конспект группового занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей ОВЗ «Наши верные помощники. Органы чувств»
Цель занятий – развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего дошкольного возраста, формирование собственно-пространственных представлений, снятие психомоторного напряжения, повышение сенсорной чувствительности, формирование навыков позитивного межличностного общения….
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебное путешествие»
«Волшебное путешествие» Цель: развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта ребенка старшего возраста; воспитание социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим. Задачи: учить детей осознанно выполнять правила; способствовать развитию…
Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми — Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (граттаж) с элементами социо-игровых технологий «Букет для мамы»
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (граттаж) с…»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию «Букет для мамы» в технике граттаж. Цель: формирование у детей 5-6 лет умения рисовать букет в вазе в технике граттаж. Задачи:…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная страна эмоций»
«Волшебная страна эмоций» Общеразвивающая группа детей 5-7 лет Цель: Ознакомление детей с различными эмоциями. Задачи: 1. Создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; 2. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя; 3. Закреплять…
Конспект познавательного занятия «Лесные жители» с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы
Цель: систематизировать представления детей о диких животных родного края. Задачи: — Расширять знания детей о диких животных родного края: заяц, белка, лиса, медведь, лось, волк. — Совершенствовать умение детей договариваться между собой работать сообща, помогать друг другу. -…
Конспект НОД «Задания от Кроша и Нюши» с использованием социо-игровых технологий для детей 5–6 лет с ОНР
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием социо-игровых технологий. «Задания от Кроша и Нюши» Цель : создать условия для развития сотрудничества и речевой коммуникации детей в микрогруппах. Задачи:…
Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми — Интегрированное занятие психолога и логопеда с детьми подготовительной группы «Как Зайчишка Тишка интерес искал»
Статья «Интегрированное занятие психолога и логопеда с детьми…»
Цель: автоматизация звука «Ш» в словах и предложениях; развитие базовых эмоций у детей дошкольного возраста. Задачи. Образовательные. Закреплять правильное произношение звука; учить различать и называть основные эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, жестов,…
Конспект занятия психолога «Лес сказок и чудес» для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии
Султанова Т.В. педагог-психолог гВладикавказ. Задачи: • Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга; • Сплочение детского коллектива; • Развитие коммуникативных навыков; • Снятие напряжения, достижение психо-физического покоя; • Развитие познавательных…
Конспект занятия психолога ДОУ «Лучший город на земле» для детей старшего дошкольного возраста
Султанова Т.В. педагог-психолог г.Владикавказ Цель: продолжать знакомить детей с городами мира , закрепить знания детей про родной край, город и домашний адрес, создавать условия для становления основ патриотического сознания детей, развивать инициативу и творческие способности…
Конспект НОД «Путешествие в страну эмоций»
Актуальность: Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным…
Источник
Разработано на основе программы Роньжиной А. С. «Занятий психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Цель занятий: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Месяц
№
Тема
Задачи
Материалы
Октябрь
1-4
Листопад
Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; развитие речи, воображения, творческих способностей.
Большой зонт; запись медленной спокойной музыки; два кленовых листа из цветной бумаги (для каждого ребенка); желтая, красная; лист с изображением осеннего пейзажа. Для повторных занятий можно использовать кисточку, паралоновый тампон, ватные палочки, листики или штампы с изображением листа.
Ноябрь
5-8
Прогулка в осенний лес
Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей; развитие общей моторики; развитие памяти, речи и воображения.
Картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья из цветной бумаги (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки или чашечки. Для повторных занятий заготовка изображения ежа без иголок, цветные грибочки и яблоки из бумаги (красные, желтые, зеленые)
Декабрь
9-11
Мячик
Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). Для повторных занятий потребуются круг из бумаги, кисточки, ватные палочки, штампы.
12
Новый год
Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Игрушечный Дед Мороз;
новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).
Январь
13-14
Мячики
Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). Для повторного занятия – пластилин.
Февраль
15-18
Зайка
Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. Для повторных занятий – голубой лист бумаги, лист бумаги с изображением деревьев, заготовка изображения морковки на листе бумаги для каждого ребенка.
Март
19-22
Мишка
Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Игрушечный медвежонок;
магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь красного цвета, заготовка контура банки из бумаги (для каждого ребенка, кисточка. Для повторных занятий – белая бумага, заготовка изображения хвостика малины, ватные палочки, заготовка бочонка из бумаги.
Апрель
23- 26
Веселый Петрушка
Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка — мальчик); закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.
Игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего
цвета. Для повторных занятий – прищепки и ленты красного и зеленого цвета, заготовки с изображением Петрушки, ватные палочки, мыльные пузыри.
Май
27-30
Божья коровка
Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); развитие внимания, речи и воображения.
Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); Большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Источник