Консультация значение ручного труда для всестороннего развития ребенка

Значение ручного труда для всестороннего развития детей.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалась веками.

   Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

  Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

  В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

 Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги — увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Всё это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

   Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.

   Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали её в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы. Оля говорит: «Я сейчас угощу свою куклу конфетами»

  Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определённые предметы. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.

  В старшей группе путём сминания бумаги создавали определённые формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.

  В подготовительной группе применяем фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней ёлки.

  Но бумагу можно не только мять, её можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Эти поделки я делала с детьми в старшей и подготовительной группах. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было придела.

  Изготовление поделок сгибанием бумаги – самый распространенный способ. Он пришёл к нам из Японии и называется «оригами» (ори – сгибание, гамии – бумага), но я не заостряю внимание на этих словах, мы называем просто бумажная пластика.

   Эту работу начала со средней группы. Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.

Читайте также:  Основные характеристики игры как средства воспитания и развития ребенка

  В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, приклеив окна и колёса. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, мы сделали дома, грузовики.

  Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Учу детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх – получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. Дети любуются разноцветьем, а Лиза восхищённо говорит: «Как у бабушки на даче!». В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. Лера видит собачку, а Антон – поросёнка.

   Когда мы отогнули нижнюю полоску до середины, дети сразу сказали, что это лодочка. Так у нас поплыли лодочки по морям, по волнам. Конечно, не у всех детей в средней группе, получается, чётко совместить углы, стороны, но эта работа продолжается в старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняются.. Сгибание в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка, и желание самому научится создавать подобные изображения.

  Работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

   Если результат успешен, ребёнок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берётся за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе старюсь подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различные задание, чтобы у ребёнка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

     В своей работе использую бросовый материал. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так же использую в работе с детьми природный материал. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагаю вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

  Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития, нравственного воспитания. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

  Из всего мною рассказанного следует, что художественный ручной труд является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та,которую он создал своими руками».

                                                                                  Джон Локк    

Источник

Значение ручного труда.

Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.

Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.

Читайте также:  Роль игрушки в личностном развитии ребенка

Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.

В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.

Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:

  1. развивать творческие способности детей.
  2. формировать коммуникативные качества.
  3. создавать условия для самореализации.
  4. развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.

При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.

Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:

  1. выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
  1. формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
  1. развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.

На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.

Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.

  1. работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
  1. зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других — это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
  1. так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.

Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.

Читайте также:  Кляйн развитие одного ребенка в

Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил — то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.

Перспективный план продуктивной деятельности на год.

Старшая группа.

Сентябрь

  1. Аппликация «Овощи на тарелке»

Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

  1. Аппликация «Цыпленок»

Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

  1. Конструирование из природного материала «Птицы»

Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.

Октябрь

1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»

Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.

  1. Аппликация «Нарцисс»

Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. ‘Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.

  1. Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.

Ноябрь

  1. Ручной труд из бумаги «Корзиночка»

Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.

  1. Поделки из природного материала «Домашние птицы»

Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.

  1. Аппликация «Петушок, золотой гребешок»

Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.

Декабрь

  1. Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»

Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).

  1. Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
  1. Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»

Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.

Январь

  1. Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»

Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.

  1. Конструирование из строительного материла «По замыслу»

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать ‘необходимый материал, ориентироваться на плоскости.

  1. Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)

Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.

Февраль

  1. Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»

Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.

  1. Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
  2. Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»

Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).

Март

  1. Поделки из бумаги и картона «Качалка»

Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.

  1. Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»

Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.

  1. Аппликация «Белая лилия»

Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

Апрель

  1. Конструирование из строительного материала «Самолет»

Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси…).

2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»

Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.

  1. Аппликация «Кошечки, собачки»

Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.

Май

1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»

Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.

  1. Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)

Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.

  1. Аппликация «Мимоза»  

Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

Источник