Психология развития ребенка м эксмо 2003

В учебном пособии рассматривается наука психология развития, объектом изучения которой является акт развития как таковой. Он представлен в двух аспектах: как определенное состояние жизни и как культуросозидательное действие. В книге показана возможность экспериментального изучения акта развития. Рассмотрение проблем психологии развития ведется в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Главы/Параграфы

РАЗДЕЛ I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Глава 1. БЫТИЕ РАЗВИТИЯ

Допущение развития как особой «области жизни». Историческая ситуация современного детства — исходное условие теоретизирования. Общий план дальнейшей работы.

1. Все психологические теории развития, в том числе концепции Л. С. Выготского и его последователей, исходили из того, что развитие есть. При этом необходимо предполагалось, во-первых, что в реальной жизни присутствуют и «работают» те специальные конструкции, с помощью которых теоретики понимают и описывают развитие человека (например, понятие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, основных психологических новообразованиях), во-вторых, что существует какая-то «область» феноменов человеческой жизни, которая называется человеческим (детским) развитием и отличается от других «областей» (например, функционирования). Но главное — в повороте, инверсии этих суждений: есть особая «область жизни», которая называется развитием. Такова исходная интуиция любой психологической теории развития, и теории Л. С. Выготского в том числе.

Задачей данного учебного пособия является объективация и проблематизация именно этой интуиции.

Итак, развитие есть, оно существует, выступает неким особым бытием, и дело заключается в том, чтобы это бытие выделить и представить. И это именно задача, поскольку вся история психологии, и в частности история школы Л. С. Выготского, свидетельствует о том, что данная область жизни не видна непосредственно, не бросается в глаза. А следовательно, нужны специальные средства, особые «очки», разрешающая способность и устройство которых позволят увидеть эту жизнь в ее чистоте, без каких-либо «примесей» и инородных элементов. Эти средства я и называю категориями онтологии развития, т.е. категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия.

2. Построение средств ви́дения и вычленения акта развития как особой жизненной реальности не только является теоретически необходимым действием, но в определенных исторических условиях становится практически необходимым. Таковой является ситуация исторического кризиса детства [3].

В истории детства есть периоды, для которых характерна утрата форм участия детей и взрослых в жизни друг друга. При этом «замутняются» основные содержательные характеристики возрастов — такие, как ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Именно поэтому теряется ощущение естественно и закономерно текущего процесса детского развития и становится неуместным своеобразное допущение объективного и закономерного процесса развития системы отношений детей и взрослых. Психологическое содержание возрастов (по Д. Б. Эльконину — различные образцы смыслов и задач деятельности или ее операционно-технического состава) перестает быть точкой отсчета — подобием «идеально твердого тела», относительно которого исследователем строятся теоретические конструкты и экспериментальные ситуации, а также осуществляются практические разработки (например, суждение о том, что в дошкольном возрасте эффективное обучение возможно только в форме игры, поскольку игра в этом возрасте является ведущим типом деятельности, становится далеко не очевидным).

В период исторического кризиса детства предметом осмысления и действия должны стать именно точки отсчета развития — его исторически складывающиеся содержания и формы.

Опоры развития следует теоретически и практически воссоздать, так как они перестали налично и объективно существовать.

Строение этих форм и опор задает онтология развития — знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства. Это знание возникает в кризисной ситуации и призвано связать две истории и два времени — время жизни человека и время жизни рода — и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых можно описать «точки взаимоперехода» жизни рода и человека.

3. В дальнейшем нам предстоит определить три основные категории онтологии развития: «идеальная форма», «событийность» и «посредничество», или соответственно образ совершенного поведения, способ его «встречи» с наличным поведением, поиск и построение этого способа. Именно с помощью этих трех опор я собираюсь наиболее общо и схематично описать акт развития, полагая при этом, что «идеальная форма», «событийность», «посредничество» и есть то, содержание чего меняется в истории, и что именно их воссоздание является положительным заданием исторического кризиса детства.

Рекомендуемая литература

  1. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и творчество Д. Б. Эльконина // Вопр. психол. — 1988. — № 3.
  2. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
  3. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. — 1992. — № 3—4.

Оглавление

Предисловие

Раздел I. ОНТОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Глава 1. Бытие развития

Глава 2. Идеальная и реальная формы

Глава 3. Событие

Глава 4. Посредничество

Раздел II. ЕДИНИЦА РАЗВИТИЯ

Глава 5. Предметное действие

Глава 6. Продуктивное действие как единица развития

Глава 7. Знаковое опосредствование и творческий акт

Глава 8. Условия возможности действия

Заключение

Предисловие

Светлой памяти

Даниила Борисовича Эльконина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Считаю необходимым сделать несколько предуведомлений читателю, приступающему к работе с этой книгой, чтобы заранее снять некоторые вполне обоснованные ожидания, которым, однако, не суждено будет осуществиться. Проще говоря, перечислю то, чего читатель в этой книге не найдет.

1. В этой книге речь пойдет именно о психологии развития, а не о детской, возрастной или педагогической психологии, и поэтому в ней нет систематического развертывания их оснований. Перечисленные области психологической науки имеют разные объекты изучения, разные языки описания и поэтому предполагают разные способы размышления. Объектом психологии развития является акт развития per се, т. е., говоря предельно абстрактно, переход как таковой.

Понятно, что данное утверждение содержит допущение о наличии некой особой реальности перехода, особой «жизненной ткани», которая составляет акт развития. Именно эту «жизненную ткань» нам с читателем предстоит рассмотреть как область особых феноменов, требующих для своего ухватывания особого метода мышления.

Если уж появляется новое слово или имя, то, на мой взгляд, более продуктивно начать размышлять о той новой реальности, которая в нем рождается, и пытаться помочь этому рождению, нежели эмпирически обобщать уже известное и установившееся, лишь расширяя круг объектов. Последнее, кстати, уже сделано в американской психологии развития [подробнее об этом см.: Бурменская, Обухова, Подольский, 1986].

2. На титульном листе учебного пособия есть подзаголовок, указывающий на то, что оно выполнено в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Добавлю, что объектом анализа и критики являются лишь труды самого Л.С. Выготского, его ближайших сотрудников и учеников — тех, кого можно назвать вторым поколением «выготчан», и лишь в редких случаях рассматриваются работы следующих поколений.

Подобное сужение рабочего поля преследует цель предельной концентрации внимания именно на основах и началах психологии развития, ибо я считаю, что именно Л. С. Выготский был тем первым и единственным психологом, которому удалось выделить собственный объект этой науки и выстроить соответствующий ему метод. Анализу, критике, дальнейшему пониманию и конкретизации этих объекта и метода посвящена книга.

3. Принятый мною метод изложения не соответствует «учебническим» стандартам. Этот метод можно назвать проблематизирующим. Проблема, которая проходит через всю книгу и лишь в напряжении которой все сказанное в ней имеет смысл, — это проблема полагания субъекта развития.

Выбор такой нетрадиционной манеры написания учебного пособия совершен сознательно, ибо я считаю своевременным и современным лишь того специалиста-психолога, который может задать «границу работы» своих методик, профессиональных сведений и техник. Подобная граница возможна только как выделение той проблемы, относительно которой весь этот арсенал и существует. Вне проблематизации невозможно самоопределение, т. е. определение своих собственных возможностей и их границ. А вне самоопределения психолог и вовсе предстает как некий «химик душевной жизни».

4. Не совсем каноническое принятие в качестве материала достаточно узкой и глубокой области осмысления, выбор проблематизации в качестве метода ее представления, а также использование для этого некоторых собственных работ дают основание назвать это учебное пособие авторским и адресовать его в основном тем, кто не просто знакомится с психологией, а намеревается профессионально заниматься ею.

Заключение

Завершая книгу, целесообразно подвести итоги, воссоздать основные узлы нашего движения.

  1. Общим и абстрактным представлением акта развития является идущее от Л. С. Выготского представление о нем как о соотнесении реальной и идеальной форм.
  2. Идеальная форма — это не идеализированный (воображаемый, мыслимый) объект, а совершенный субъект — субъект совершенного действия.
  3. Совершенное действие нельзя представить себе как нечто бесплотное и лишь в этом смысле идеальное. В его составе есть место совершенной реалии — той реалии, которая соответствует идее, является ее «этостью». Идеальная форма противопоставлена реалии и инерции наличного, стереотипного функционирования.
  4. Акт развития есть преодоление наличного функционирования в идеальной форме действия.
  5. Лишь относительно подобного преодоления есть смысл говорить о субъекте развития. Субъектность — это определенный режим жизни, а не характеристика наблюдаемого индивида.
  6. Способом существования идеальной формы является событие. Идеальная форма существует лишь в переходе форм жизни, задаваемом явлением совершенства. Акт развития есть событие идеальной формы.
  7. Структуру события (акта развития) составляют два одновременных перехода: «наличное — иное» и «реалия — идея». Существенна именно их одновременность, ибо ни один из этих переходов сам по себе не есть явление совершенства. Событие — это единство двух переходов: перехода от наличного к иному, являющегося одновременно и взаимопереходом идеи и реалии, и взаимоперехода реалии и идеи, являющегося одновременно переходом «наличное — иное», т. е. переходом к иным обстоятельствам жизни.
  8. Субъектность акта развития воплощена в посредничестве.
  9. Замыслом посредничества является построение ситуации события; проблемой — соотнесение способа жизни другого с существом идеальной жизни; задачей — обращение другого на себя (меня).
  10. Посредничество ритмично. Его полный цикл составляют две фазы — причастие и осуществление.
  11. Причастие — это приобщение к миру идеи как особой чувственно-образной реалии. Способом причащения является метаморфоза.
  12. Осуществление — приобщение реалии идеи наличному бытию. Способом осуществления является знаковое опосредствование.
  13. Опыт субъектности, строящийся в причастии, — это опыт инициативного действия, т.е. принятия на себя трудностей воплощения замысла. Опыт субъектности, строящийся в осуществлении, — это опыт реализации замысла в способе решения задачи.
  14. Развитое посредничество разворачивается и имеет место на границе двух пространств — пространства причастия, где идея и реалия тождественны, и пространства осуществления, где они различны. Посредничество — это инициация и реализация взаимоперехода причастия и осуществления.
  15. Единицей развития является значащее действие. Осуществление значащего действия есть акт развития. Осуществление значащего действия необходимо (потенциально или актуально) обращено к другому.
  16. Значащее действие предметно. Его предметом является пространство возможностей другого действия.
  17. Полнота задания пространства возможностей другого действия реализуется в созидании самодовлеющей предметности, которая строится в продуктивном действии.
  18. Продуктивным является действие, в котором сделано больше, чем делалось, поскольку создан предмет, меняющий обстоятельства своего же построения.
  19. Центральным моментом продуктивного действия является взаимопереход между совершением действия и действием самого этого совершения на иное, т. е. творческий акт.
  20. Лишь в том случае, когда совершение действия оборачивается действием этого совершения, само совершение действия обретает место в мире.
  21. Значение действия — это образ и идея места действия в мире, т. е. того, как именно построение чего-либо преобразует или порождает ту среду, в которой это нечто строится, и ту персону, которая это строит.
  22. Значение действия — замысел перехода от совершения действия к действию совершения — можно представить лишь в образно-символической форме.
  23. Образно-символическое представление действия является ориентировочной основой творческого акта, которая включает в себя два одновременных и противоположных аспекта: во-первых, условное снятие операций по построению продукта в символе порождения пространства; во-вторых, обратное отображение и проигрывание символа в операциях по реальному построению продукта.
  24. Слово, означающее творческий акт, фиксирует и удерживает не свойства и отношения вещей, а место действия в мире, т. е. постоянство отношения между развертыванием действия и действием самого этого развертывания.
  25. Отнесение такого слова к вещи превращает ее в живой объект — объект, существо которого задано взаимопереходом «внутреннее — внешнее», явлением и осуществлением внутреннего во внешнем.
  26. Подобное слово и метод мысли, содержащийся в его значении, являются словом и методом субъекта продуктивного действия.
  27. Условием возможности действия является чувство собственной активности, ощущение действования.
  28. Ощущение действования связано с претерпеванием человеком собственного действия. Всякое вовне направленное действование необходимо оборачивается его же претерпеванием.
  29. Само по себе претерпевание слепо. Явление предмета усилия и, следовательно, появление субъекта претерпевания (страдания) происходит во взаимопереходах от усилия к действию самого предмета его приложения и обратно к усилию.
  30. Образ усилия — психосоматическое начало идеальной формы, а ритм действования, в котором он возникает и удерживается, — всеобщий способ ее существования.

Полнотекст книги представлен на сайте электронной библиотеки МГППУ. Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Смотрите также:

Книги

  • Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
    М.: Сфера , 2001. – 464 с.
  • Дети и подростки: психология развития
    Спб.: Питер 6-е изд. тер, 2003. — 976 с.: ил. — {Серия «Мастера психологии»).
  • Основы психологической антропологии. Психология развития человека
    М.:Издательство : Школьная пресса, 200г., 416 стр.
  • Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.
    М.: МПСИ , 1999. — 672 с.
  • Психология развития
    Спб.: Питер , 2001. — 992 с.: ил. — Серия «Мастера психологии».
  • Психология развития как феномен культуры
    М.: Институт Практической Психологии , 1996. — 512с. / Под ред. М.Г. Ярошевского / Вступительная статья М.Г. Ярошевского.
  • Психология развития личности в онтогенезе
    М.: Педагогика М.: Педагогика, 1989 — 208с.
  • Психология развития ребенка
    М.: Эксмо , 2003 г., 512 стр.
  • Психология развития. 9-е изд.
    Спб.: Питер Спб.: Издательство «Питер», издание 9-е, 2005 год, 944 стр.
  • Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
    М.: Издательский центр «Академия» , 2002, 208 с
  • Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов
    Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997
  • Современная американская психология развития
    М.: Издательство МГУ , 1986. – 128 с.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Новости психологии

13.02.2020

«Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности

22.01.2020

Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление»

17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»

Медиатека

Все ролики

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Читайте также:  Тесты для определения развития ребенка математика
Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Психология развития и возрастная психология

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

Посмотреть оригинал

  • 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014.
  • 2. Ананьев Б.Б. Психология и проблемы человскознания. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005.
  • 3. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2011.
  • 4. Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001.
  • 5. БоулбиД. Привязанность : пер. с англ. М.: Гардарики, 2003.
  • 6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. : Сфера, 2002.
  • 7. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005.
  • 8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. : Педагогическое общество России, 2004.
  • 9. Бонина О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии. М.: Флинта, 2014.
  • 10. Бонина О.О. Психология развития: учебно-методические материалы. Тверь: ТвГУ, 2013.
  • 11. Бонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2015.
  • 12. Бонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М.: Флинта, 2014.
  • 13. Бонина О.О. Психология подросткового возраста. Тверь : ТвГУ, 2014.
  • 14. Бонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. М.: Спутник, 2014.
  • 15. Борбатов Д.С. Общепсихологический практикум. М.: Юрайт, 2013.
  • 16. Ефимкина Р.П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск : НГУ, 2004.
  • 17. Ильин ЕЛ. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.
  • 18. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Нальчик : КБГУ, 2005.
  • 19. Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  • 20. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  • 21. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.
  • 22. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на- Дону : Феникс, 2007.
  • 23. Косякова О.О. Психолого-педагогический практикум по детской психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  • 24. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. С. 154.
  • 25. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. М.: Академический проект, 2015.
  • 26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004.
  • 27. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.
  • 28. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития : учеб, пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999.
  • 29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2013.
  • 30. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003.
  • 31. Подласый И.П. Педагогика. М.: Юрайт, 2011. С. 52.
  • 32. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Рсана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
  • 33. Равт-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко ЕЛ. Психогенетика. М. : Аспект Пресс, 2000.
  • 34. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо- Пресс, 2001.
  • 35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.
  • 36. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. С. 126.
  • 37. Саватеева М.А. Система воспитания Никитиных. URL : https://www.ma- terinstvo.ru/art/7130/
  • 38. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. М.: Аспект Пресс, 2001.
  • 39. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006.
  • 40. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 39—51.
  • 41. Ткачева М.С., Хилько М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций. 2-е изд., пср. и доп. М.: Юрайт, 2013.
  • 42. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М. : Эксмо-Прссс, 1999. Т. 1,2.
  • 43. Фрейд 3. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011.
  • 44. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии. М.: МПСИ, 2000.
  • 45. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. М.: Владос, 2001.
  • 46. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М. : Юрайт, 2013.
  • 47. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М. : Изд-во МПСИ, 2004.
  • 48. Элъконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011.
  • 49. Эриксон Э.Г. Детство и общество : пер. с англ. СПб.: Летний сад, 2000.

 

Посмотреть оригинал

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Популярные страницы

Источник