Психология развития ребенка ассоциативная психология

Психология развития ребенка ассоциативная психология thumbnail
 
Главная arrowПсихология arrow Детская психология

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

След >

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные принципы построения ассоциативной теории;
  • • логику становления сознания с позиции ассоциативной теории;
  • • специфику понимания эмоционального развития ребенка с позиции ассоциативной теории;
  • • особенности осознания роли образа и слова в развитии ребенка с позиции ассоциативной теории;
  • • специфику понимания становления произвольности ребенка с позиции ассоциативной теории;

уметь

• анализировать различные феномены, описанные в рамках ассоциативной теории;

владеть

• навыками анализа практического применения ассоциативной теории с позиции современного научного знания.

Общая характеристика ассоциативной психологии

Первая научная теория, в которой достаточно подробно рассматривались вопросы развития психики ребенка, была представлена работами многих авторов, которых можно отнести к группе ассоциативных психологов. Несмотря на имевшиеся различия в понимании психических явлений, в работах исследователей было много общего (Г. Спенсер, У. Джеймс, Т. Рибо, Дж. Селли, Э. Б. Титченер и др.). Характерной чертой ассоциативной психологической концепции было дискретное понимание психики человека. Поскольку ассоциативная психология стала первой законченной психологической теорией, ее можно рассматривать как классическую модель. Анализ ассоциативной психологии позволяет выявить влияние идей античных авторов и мыслителей последующих времен. Как известно, еще Демокрит рассматривал душу человека как дискретное образование, состоящее из отдельных элементов – атомов. Ряд положений ассоциативной точки зрения на природу человека, например о том, что душа новорожденного – чистая доска, можно найти в Никомаховой этике Аристотеля. В философии Нового времени Р. Декарт обосновал наличие сознания человека, состоявшее, с его точки зрения, из отдельных элементов (идей), которые можно было упорядочить от простых к сложным. Существенным моментом ассоциативного взгляда на психику человека являлось утверждение о соответствии между свойствами объектов, находящихся вне человека, и отражаемых в его сознании качеств вещей. Тем самым закладывалось понимание реактивности психики и возможности перехода внешних воздействий во внутренние психические свойства.

Главные методологические положения ассоциативной психологии, заключавшиеся в том, что психика тождественна сознанию человека, состоит из отдельных элементов и является его внутренним достоянием, организованным по законам ассоциаций, приводили к идее качественной однородности разнообразных психических явлений и процессов. По мнению ассоциативных психологов, ассоциировались не только ощущения, как простейшие элементы, но и все другие психические образования (например, комплексы этих элементов, цепи комплексов и т.д.). Данный взгляд на психику позволял рассматривать сознание как механизм, построенный наподобие автомата, пассивно подчиняющегося установленным законам. Согласно взглядам ассоциативных психологов обязательным условием наличия психического процесса выступало чувственное основание, генетически возникавшее благодаря воздействию раздражителей на человека. Таким образом, любой психический процесс предполагал наличие чувственного опыта. Как следствие, из этого вытекала и проблема вторичности сознания по сравнению с первичностью материального воздействия. Принципиальным также являлось допущение возможности перехода внешних воздействий во внутренние переживания, что в целом указывало на репродуктивный характер всех психических процессов. Все эти позиции особым образом раскрывались, когда дело касалось объяснения развития психики ребенка.

 

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

След >

  • Механизмы образования ассоциативных связей

    Способность к формированию ассоциативных условно-рефлекторных реакций выявляется у живых организмов на уровне механизмов функционирования участков нейронных сетей. Процесс образования ассоциативных связей наглядно продемонстрирован в опытах на беспозвоночных животных, в частности на морском брюхоногом…
    (Психология и педагогика)

  • Ассоциативные формы

    Действующее законодательство допускает (а в некоторых случаях и предписывает) создание ассоциаций муниципальных образований. Так, в соответствии со ст. 66 Закона о местном самоуправлении 2003 г. в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов…
    (Муниципальное право)

  • ЗУ с ассоциативным доступом

    ЗУ этого типа реализует поиск информации по некоторому признаку, а не по ее расположению в памяти (адресу или месту в очереди). В наиболее полной версии все хранимые в памяти слова одновременно проверяются на соответствие признаку, например на совпадение определенных полей слов – тегов (англ….
    (Электроника)

  • Ассоциативная психология. Структурализм и функционализм

    Любой психолог в качестве автора является изобретателем некоторой теории. Сколько авторов, столько и теорий. Но они не существуют хаотично, сами по себе. Для ряда теорий оказывается общим некоторый характерный концепт, который, впрочем, по-разному модифицируется. Теории, обладающие общим концептом, объединяются…
    (История, философия и методология психологии и педагогики)

  • Дальнейшее развитие идей ассоциативной психологии

    У ассоциативной психологии было много других сторонников и разработчиков. Один из них известный английский философ и экономист Джон Стюард Милль (1806–1873). Основные свои работы он посвятил другой проблематике. При этом высказал ряд принципиально важных для ассоциативной теории положений. Дж. С. Милль…
    (Педагогическая психология)

  • Ассоциативная психология

    Многие поколения психологов пытались установить характер связи между идеями и сознанием. Ясно, что они каким-то образом взаимосвязаны друг с другом. Но каков способ их взаимосвязи? В поиске ответа на этот вопрос была развита ассоциативная психология. Англичанин Д. Хартли в середине XVIII в. развил представление…
    (ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ)

  • Философские и психологические идеи представителей английского Просвещения: ассоциативная психология

    Ассоциативная психология — направление, доминировавшее в английской философии и психологии с конца XVII до начала XX в. Теоретические основания ассоцианизма можно усматривать в концепциях Дж. Локка и И. Ньютона, первый из которых определил ощущение как начальную форму бытия психического и сформулировал…
    (ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ)

 

Источник

ассоциативное мышление

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

тест на ассоциативное мышление

Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Откуда берет начало теория об ассоциациях?

ассоциативная теория мышления

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке.

Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание — различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Классы, виды ассоциаций

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

  • причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;
  • подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
  • близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
  • контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
  • обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
  • дополнению: каша — масло;
  • подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;
  • целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
  • соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Польза от развития ассоциативного мышления

ассоциативная психология мышление

Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.

Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

  1. У ребенка развивается воображение.
  2. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
  3. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.

Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

Что такое образное мышление у ребенка?

мышление ассоциативно образное

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка — это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк — это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

ассоциативное мышление у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное «сотрудничество» между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше — действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово «прививка», у него возникают ассоциации «боль» — «терпение» — «ограничения» — «тревога» — «боль», а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

как развить ассоциативное мышление

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие «цветы»), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Источник

Ассоциативная теория развитияstyle_proJune 2nd, 2013

Первая научная теория, в которой достаточно подробно рассматривались вопросы развития психики ребенка, была представлена работами различных авторов, которых можно отнести к группе ассоциативных психологов. Несмотря на имевшиеся различия в понимании психических явлений, в работах исследователей было много общего.
Характерная черта ассоциативной психологической концепции — взгляд на психику человека как на дискретное образование. Такой подход позволяет рассматривать ассоциативную психологию как классическую модель. В ней можно проследить влияние идей античных авторов и мыслителей последующих времен.
Как известно, еще Демокрит рассматривал душу человека как дискретное образование, состоящие из отдельных элементов — атомов. Ряд положений ассоциативной точки зрения на природу человека, например о том, что душа новорожденного — чистая доска, можно найти в Никомаховой этике Аристотеля. В Новое время Р.Декарт (1596—1650) обосновал наличие сознания человека; с его точки зрения, она состоит из отдельных элементов (идей), которые можно упорядочить от простых к более сложным.
Существенным моментом ассоциативного взгляда на психику человека являлось утверждение о соответствии между свойствами объектов, находящихся вне человека и отражаемых в его сознании качеств вещей. Тем самым, с одной стороны, закладывалось понимание реактивности психики, а с другой — зарождалась мысль о возможности перехода внешних воздействий во внутренние психические свойства.

Главные методологические положения ассоциативной психологии, заключавшиеся в том, что психика тождественна сознанию человека, состоит из отдельных элементов и является его внутренним достоянием, организованным по законам ассоциаций, приводили к идее качественной однородности разнообразных психических явлений и процессов. По мнению ассоциативных психологов, ассоциировались не только ошушсния, как простейшие элементы, но и все другие психические образования (такие, как комплексы элементов, цепи комплексов). Данный взгляд на психику позволял рассматривать сознание в качестве механизма, построенного наподобие автомата, пассивно подчиняющегося установленным законам.
Согласно взглядам ассоциативных психологов, обязательным условием наличия психического процесса выступало чувственное основание, генетически возникавшее благодаря воздействию раздражителей на человека. Таким образом, любой психический процесс предполагал наличие чувственного опыта. Как следствие из этого вытекала и проблема вторичности сознания по сравнению с первичностью материального воздействия. Принципиальным также являлось допущение возможности перехода внешних* воздействий во внутренние переживания, что в целом указывало на репродуктивный характер всех психических процессов.
Все эти позиции особым образом раскрывались, когда дело касалось объяснения развития психики ребенка.
Согласно ассоциативной точке зрения психика человека исчерпывается его сознанием. Как отмечалось, традиция рассматривать человека как существо разумное, сознательное была заложена Р.Декартом. Высшей формой проявления сознания полагалась способность к рассуждению. Поэтому ассоциативные психологи ставили перед собой задачу — объяснить, как возникает эта способность в ходе детского развития. С точки зрения представителей ассоциативной психологии, когда ребенок рождается, он не может высказывать никаких суждений и, более того, он ничего не знает о мире. У новорожденного имеются только органы чувств, которые поставляют ему различные ощущения. Поскольку ребенок ничего не знает, он не знает и самих этих ощущений. Внутренняя картина жизни ребенка представляет собой набор, а точнее, хаос обрушивающихся на нею ощущений, которые ничего не говорят самому ребенку. Ощущения могут быть разного качества: осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые, зрительные. Перед психологами стояла задача понять, как из хаоса всевозможных ощущений рождается способность к рассуждению.
Объяснения предлагались следующие. Ассоциативные психологи ввели главный объяснительный принцип, который они назвали «законом ассоциации» (откуда и пошло название этой теории). Они говорили, что любые впечатления обладают свойством соединяться друг с другом. Впечатления соединяются вместе, если они одновременно воздействуют на ребенка. Например, если ребенок получает зрительное впечатление и в это же время он получает обонятельное впечатление, то такие впечатления соединяются, и между ними возникает связь или ассоциация.

Источник

Читайте также:  Этапы развития опорно двигательной системы ребенка