Психология особенности развития одаренного ребенка

Психология особенности развития одаренного ребенка thumbnail

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).

Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.

1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.

Источник

В дошкольном возрасте особенности одаренных детей проявляются посредством выраженного интереса к привлекающей их деятельности. Жажда познания, характеризующая талантливого ребенка, сопровождается любознательностью и независимостью суждений, стремлением непосредственно поучаствовать в поиске решений занятной задачи или поупражняться в деле.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Умственная одаренность

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Психологические особенности одаренных детей

Исследователи изучают как психологические особенности, так и характерное поведение одаренных детей. Многочисленные наблюдения подтверждают, что отличительные особенности таких деток проявляются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, у внимательных взрослых есть шанс заметить неординарность ребенка.

Познавательная сфера одаренных дошкольников отличается высоким уровнем развития внимания и памяти. Такие дети чрезвычайно наблюдательны. Они замечают малейшие детали, благодаря чему постоянно получают новую информацию, которую тут же запускают в обработку.

Одаренный ребенок нуждается в том, чтобы включить новые сведения в свою систему знаний об окружающем мире, присвоить в свой опыт.

Такая потребность порождает множество вопросов и размышлений, поиск причинно-следственных связей и логических выводов. Умственно одаренные дети гораздо раньше своих сверстников демонстрируют логическое мышление.

Познавательная активность одаренного ребенка выливается в потребность расширить возможности для проявления себя в новых познавательных ситуациях. Его умственная активность направлена не просто на знакомство с окружающим миром, а на понимание этого мира.

Характеристика ребенка с особыми способностями

Одаренные дети отличаются высокой интеллектуальной эффективностью, которая включает жажду познания, интерес, стремление составить собственное мнение. Богатый словарный запас и высокая осведомленность способствуют тому, что такие дошкольники легко формулируют вопросы и свои предположения, находят аналогии и уточняют, почему в данном случае происходит именно так, а не иначе.

Особенности одаренных детей

Любознательность – неотъемлемая черта талантливого ребенка. Ему никогда не достаточно того, что он услышал или увидел. За первичной порцией полученной новой информации обязательно последуют вопросы, призванные уточнить и углубить представление дошкольника по данной теме.

Для умственно одаренных детей характерно определенное соотношение способностей, относящихся к образному и логическому мышлению, познавательной активности и воображению.

Психологи-практики отмечают, что в то время как обычно у дошкольников преобладает образное мышление и воображение, одаренный ребенок отличается особо высоким уровнем логического мышления и познавательной активности при хорошо развитом наглядно-образном мышлении и творческом воображении.

Чрезвычайно способные детки легко замечают различные несоответствия, любят рассматривать картинки-небылицы, придумывают необычные слова и потешаются над курьезностью словотворчества или изображений.

Из личностных черт умственно одаренных детей  можно выделить следующие:

  • Смелость в формулировании гипотез
  • Непризнание социальных ограничений в высказывании своего мнения
  • Сомнение или даже оспаривание чужого мнения

Одаренные дети не желают просто так согласиться с мнением взрослого, если оно не подкреплено аргументами. Все свои познавательные рассуждения они адресуют авторитетным взрослым, от которых хотят услышать пояснения или доводы, опровергающие детские предположения.

Отличительные особенности одаренных детей в общении

Наблюдения за одаренными детьми в группе показывают, что вундеркинды доброжелательно относятся к сверстникам, но могут демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. У них нередко проявляется привычка поправлять других детей, первыми высказывать свое мнение, не дав возможности сверстникам и минуты на размышления.

Ребенку с высоким интеллектом интересно с теми сверстниками, которые тоже хорошо осведомлены в определенных темах. В этом случае между дошкольниками завязывается общение, при котором можно видеть элементы соревновательности («А ты знаешь, когда жили такие динозавры?», «Знаешь, как нужно строить башню, чтобы она была устойчивой?»). Также подобное общение обогащает развитых детей новыми знаниями и открытиями.

Что касается межличностных отношений, то одаренные дети стремятся к тесным постоянным контактам с теми детьми, которые вызывают у них симпатию. Дошкольники заявляют, что они дружат, если им интересно общение друг с другом.

Наряду с дружеской расположенностью многие одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и реактивностью. Эти особенности доставляют проблемы, поскольку ведут к высокой обидчивости и ранимости.

В социальном отношении талантливые дети характеризуются обостренным чувством справедливости. Особенно остро реагируют, если ощущают несправедливость по отношению к себе. В таких ситуациях некоторые из них нетерпеливо и обиженно спорят, другие замыкаются и демонстрируют негативизм, третьи – переживают страхи… Подобные случаи могут усложниться тем, что и последующие совершенно нейтральные замечания ранимый ребенок принимает на свой счет.

В целом, одаренным детям присущи избирательность и доброжелательность в общении, а также предпочтение общаться со взрослым, как авторитетным источником знаний.

Неутолимая познавательная активность, потребность в интеллектуальных усилиях и умственных впечатлениях направляет всю жизнедеятельность одаренного ребенка, идет ли речь об общении, об игровой деятельности или учебных занятиях.

Источник

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дошкольной педагогики и психологии ФАКУЛЬТЕТ

МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

(шифр и наименование)

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

                                                                              Выполнила студентка

                                                                              1 курса магистратуры

                                                                              Цой Елена Анатольевна.

                                                   Москва 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Подходы к пониманию одаренности и ее проявлений 
  2. Признаки одаренности
  3. Феномен развития одаренности
  4. психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и внимание феномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологической революции все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих людях, одаренных детях. Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. 

  1. Подходы к пониманию одаренности и ее проявлений

В современной зарубежной и отечественной психологической науке существует несколько подходов к пониманию одаренности и ее проявлений. Так, например, Л.С. Выготский, А. Маслоу и другие исследователи называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат), так и темп развития [11]. 

Научные школы, рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости, придерживаются двух основных подходов. К первому относится нейтивизм (от английского native – природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, в том числе генетических, потенций. По мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться» [6]. Другим крупным представителем нейтивизма является Л.М. Термен, «решающее значение имеет наследственность», под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка [7]. Противостоящий подход не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде.

Наиболее широко в русле данного подхода представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание [8, с 35]. По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальные психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [17, с.22]. В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика. В течение длительного времени в России доминировало определение, предложенное американскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г.: «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [13, с.131]. Это определение одаренности дается через достижения и указывается, как их можно определить – с помощью экспертов («опытных специалистов»). Начиная с 70-х годов, в России появляются работы, посвященные личностным компонентам структуры одаренности, постепенно вводятся диагностические методы процедуры отбора одаренных детей. В этот период времени уже был накоплен материал по понятийному аппарату. В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики. За его основу взяты определения способностей и одаренности, разработанные В.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова [17]. По мнению В.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [16, c.146]. Ученый считает, что «одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности» [16, c.163]. Это определение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Личностный подход к одаренности, разработанный С.Л. Рубинштейном [15,с.129]. По его мнению, одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление. Он считал, что одаренность характеризует внутренние возможности развития личности, соотнесенные с условиями ее развития. Определение критериев одаренности как системы происходило на основе конкретно – исторического анализа этого феномена. Одним из критериев является отношение биологического и социального. В первой подструктуре «интеллект» сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторую подструктуру – «креативности» входят как социальные, так и биологические свойства, на основе которых формируется креативность. В третью подструктуру «духовности» входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждая из этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируется путем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья – воспитания. Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия «одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий «направление действию» системы [6]. По мнению Б.Ф.Ломова, системообразующий фактор формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе [10, с. 235].  Л.И. Ларионова считает, что «в структуре одаренности таким фактором является духовность» [6,с.87]. Д.Б.Богоявленская, которая пишет о связи одаренности со способностью к развитию своей деятельности, утверждает, что «подлинная одаренность предполагает увлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя в процессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности» [1]. По мнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самой личности является операциональным раскрытием одаренности. Ценность одаренности как таковой определяют творческие усилия, которые приводят к получению продукта.     

 2. Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка. могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий и охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный [7].

Инструментальный аспект характеризует способы деятельности ребенка и предполагает следующие характеристики:

— наличие специфических стратегий деятельности;

— информированность индивидуального стиля деятельности;

— высокая структурированность знаний;

— особый тип обучаемости.

Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности и включает следующие компоненты:

— повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности;

— ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности;

— повышенная познавательная потребность;

— неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;

— высокая критичность к результатам собственного труда.

На основании изложенных признаков и характерных черт может быть гипотетически составлен обобщенный портрет одаренного ребенка, включающий в себя следующие характеристики:

— особенности познавательной деятельности;

— психосоциальная чувствительность;

— физические характеристики.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Одаренные дети обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогает такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности. сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы, они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам. У одаренных детей более остро прослеживается психосоциальная чувствительность. Они обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Такие дети остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей, они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Вместе с тем, им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дает ребенку возможность наиболее полно, объемно и, главное, точно усваивать опыт. По физическим характеристикам одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

  1. Феномен развития одаренности

К старшему дошкольному возрасту психофизиологические, психические и личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой. художественной. познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении творческой активности, которая может способствовать развитию одаренности и ее феноменов:

1. Биологический феномен развития одаренности дошкольников определяет врожденную природу данного явления. А. Маслоу заявляет, что творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется большинством под воздействием среды. Идея К. Тейлора — творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке.

2. Голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врожденными, обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно, именно голографичность и субсенсорность позволяют ребенку — дошкольнику осваивать мир в быстром темпе, пройти за 4-5 лет этапы развития человечества.

3. Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Особое место в социальном развитии личности ребенка дошкольного возраста принадлежит освоению культурного наследия.

4. Психический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что художественнотворческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.

5. Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей в дошкольном детстве определяется тем, что ребенок как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личности. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками, конфликтности взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, желание брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний.

  1. Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста

На основании вышесказанного могут быть выделены следующие психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста:

1. Характер развития одаренности в дошкольные годы — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.

         2. Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста — чаще всего развитие его художественно-творческой деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, театральной и др.

3. Одаренность ребенка дошкольного возраста носит скрытый характер и напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

4. Креативность как фактор одаренности ребенка выражается в получении созидательного творческого продукта, создание которого необходимо направлять на удовлетворение собственного блага и благосостояния общества.

5. Духовно-нравственные ценности общества должны формироваться раньше или вместе со становлением и развитием одаренности ребенка дошкольного возраста.

6. Одаренность ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что одаренность – это не дар природы, а целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения в деятельность.  Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL: federalbook.ru> files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf
  2. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 17-31.
  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / под ред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456
  4. Дружинин В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
  5. Карне М. Существо проблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
  6. Ларионова Л.И. Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.: Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
  7. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование. 2000. № 1. С. 115-118.
  8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-480 с.
  9. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  10. Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.- 445 с.
  11. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Просвещение, 1999.
  12. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  13. Миронова А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 20-22.
  14. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов // Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17 11.
  15. Рубинштейн С.Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
  16. Савенков А.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
  17. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.: Педагогика,1985.с.15-41 Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.