Психологическое заключение на ребенка с отклонениями в развитии

Психологическое заключение на ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Татьяна Воробьева
Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психолого – педагогического обследования

Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью представления на ТПМПК ВО №1. Психологическая диагностика проводилась в индивидуальной форме.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой, познавательной, речевой сфер и поведения ребенка.

Нервно – психическое состояние удовлетворительное, уровень ситуативной тревожности в норме. Саморегуляции отсутствует.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями:

1. Интерес к выполнению заданий хаотичный, неосознанный.

2. Ориентировочная деятельность сниженная, наблюдается постоянное хаотичное бессистемное манипулирование.

3. При игре, когда ребенок испытывает положительные эмоции, наблюдаются двигательные стереотипы (сидя на стуле или на ковре, начинает раскачиваться и совершать определенные движения руками). Стереотипно повторяет игровые действия (бросает шарики, забрасывает шнурок, звенит игрушкой).

4. По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок нуждается в организующей, обучаемой стимулирующей, наглядно – действенной, контролирующей помощи.

5. Ребенок не способен передвигаться самостоятельно (только с опорой на стену или мебели, передвижение осуществляется с помощью взрослых. Может сидеть на стуле (без поддержки) или на полу (во время игры). Обоими руками может осуществлять захват и удерживать разные по форме и величине предметы.

Результаты изучения психических функций следующие:

1. Зрительное восприятие нарушено, ребенок не показывает стремление рассмотреть предлагаемый материал (предмет, картинку). Снижен темп узнавания предметов, не различает предметы по величине, форме и цвету. Цвета и оттенки не дифференцирует.

2. Уровень пространственного восприятия ограниченный.

3. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти снижен.

4. Уровень операции абстрагирования, операции обобщения, развития как вербального, так и невербального воображения, понимания смысла причинно-следственных отношении не развиты.

5. Внимание поверхностное, неустойчивое, переключение замедленное, концентрация внимания кратковременная. Наблюдается истощаемость внимания.

6. Манипулятивная функция рук ограничена. Действия раскоординированы. Пробует захватывать, удерживать, перемещать части предмета.

7. Снижена способность к целенаправленной системной деятельности. Частая отвлекаемость. После 10 минут работы на занятии наступает утомляемость и снижение работоспособности (чаще отвлекается, отказывается выполнять задания).

6. Обращенная речь на бытовом уровне. Ребенок проявляет ответные действия на знакомый голос, звук – сосредоточение внимания, улыбку, движения рук, ног, голосовые реакции. Мимика ребенка невыразительна, однообразна. Эмоции недоразвиты: ребенок часто не показывает переживаний. Но при сильном утомлении может заплакать или засмеяться при виде любимой игрушки.

7. Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки не развиты.

8. Нарушено звуковосприятие. Часто не понимает обращенную речь, понимает самые простые бытовые предложения или инструкции («дай», «возьми» и т. д.).

Усвоение программных требований в соответствии со специальной индивидуальной программой развития ребенка (СИПР от 01.07.2016 г.) на среднем уровне.

10.02.2017

Педагог – психолог Т. В. Воробьева

С заключением ознакомлена:

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторикаразвита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

 Рекомендации:

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Источник

Психологическое
заключение
 —
краткая психологическая характеристика
состояния развития ребёнка на период
обследования на основе данных объективного
квалифицированногопсиходиагностического
исследования.

Первичное психологическое
заключение формируется специалистом
— практическим психологом самостоятельно,
до полного клинико-педагогического
обследования ребёнка, по результатам
беседы, характеристики, данных
экспериментальных методик, наблюдения
за поведением ребёнка во время
обследования.

Итоговое психологическое
заключение — итог полного
клинико-психолого-педагогического
обследования ребёнка, — является
составной частью общего заключения-диагноза.
Диагноз выставляется врачом детским
психиатром (психоневролог) при совместном
обсуждении результатов исследования
ребёнка с практическим психологом.
Такая практика выставления И.п.з. принята
при работе в психолого-медико-педагогических
комиссиях/консультациях.

В
отдельных случаях (на индивидуальном
приёме, в школьной психологической
службе, при судебно-психологической
экспертизе), когда в диагностическом
процессе участвует только практических
психолог, как первичное, так
и И.п.з. формулируются
психологом самостоятельно.

По
характеру проработанности психологическое
заключение подразделяется на два вида:
первичное и итоговое, уточненное. По
аналогии с медицинскими вариантами
первичного и уточненного диагноза
вначале формулируется только первичное
заключение, после обработки всего
комплекса данных – итоговое.

Итоговое
психологическое заключение является
либо конечным этапом диагностического
процесса деятельности психолога, либо
только составной частью общего заключения
«диагноза» в том, например, случае, когда
психологическое исследование проведено
для уточнения клинико-психологической
структуры нарушения. Диагноз выставляется
врачом (детским психиатром или
невропатологом) при совместном обсуждении
полученных результатов с психологом.

Выделение
вариантов психологического заключения
в известной степени условно, поскольку
итоговое психологическое заключение
при любом повторном обследовании или
обращении клиента переходит в разряд
первичного уточненного. Психологическая
реальность не является в полном объеме
стабильной и неизменной. Даже при
олигофрении, благодаря правильной
коррекционно-воспитательной работе с
ребенком, имеют место положительные
сдвиги.

Психологическое
заключение должно быть кратким, но по
возможности наиболее полно отражать
характер выявленных нарушений
применительно к целям обследования:

Психологическое
заключение может быть написано и в
свободной форме, однако использование
различных схем заключения, как показывает
практика, объективирует и унифицирует
работу психолога, помогая выделять
ключевые факты среди полученных,
дифференцировать существенное и
второстепенное. Варианты схемы заключения
разработаны различными авторами.
Рассмотрим схему, предложенную М.М. и
Н.Я. Семаго.

Б.
Специальная часть

  1. Психологический
    диагноз.

  2. Вероятностный
    прогноз развития.

  3. Рекомендации
    по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая
часть заключения ориентирована не
только на специалистов, но и на тех
педагогов, кто имеет непосредственный
контакт с ребенком. В этой части
раскрываются не только трудности и
особенности развития ребенка, но и
методы, благоприятные для обучения:
особые формы работы, передачи материала
и т.д. Желательно по мере возможности
отметить выявившиеся в ходе диагностики
«сильные» стороны ребенка, способные
стать дополнительными средствами
компенсации имеющихся трудностей.

Только
при условии, что все специалисты полностью
осведомлены об особенностях развития
ребенка и используют эти знания в своей
работе, можно построить действительно
эффективную коррекционно-развивающую
работу, основанную на целостном
интегративном подходе. Однако «открытость»
информации о ребенке должна быть
подчинена деонтологическому принципу
ее неразглашения, учитывая интересы
ребенка и его близких.

Психологическое
заключение и комплексный
клинико-психологический диагноз
состояния являются «дефинициями
внутреннего пользования». Варианты
комплексного (коллегиального) заключения,
предназначенные для неспециалистов,
формулируются и оформляются в соответствии
с принятыми рекомендациями. Специальная
часть заключения адресована непосредственно
психологу и другим специалистам
«внеурочного плана», участвующим в
сопровождении ребенка, оказании ему
специальной помощи. В связи с ее особой
важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие
психологического диагноза нельзя
считать достаточно разработанным в
современной психологии. В практике этот
термин применяется часто в очень широком
и неопределенном смысле как констатация
количественной и качественной
характеристики того или иного признака.
В психометрии диагноз является производным
от процедур тестового измерения, а
психодиагностика определяется как
идентификация психологических
характеристик индивида с помощью
специальных методов. Предпосылки
содержательного подхода к определению
психологического диагноза были намечены
Л.С. Выготским и развивались позднее
Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф.
Талызиной и др.

Цель
диагностического процесса – ответить
на психологические вопросы и подготовить
фундамент для решения проблемы.
Целостность процесса оказания
психологической помощи отражает принцип
единства диагностики и коррекции. В
этом плане сохраняют свою актуальность
мысли Выготского о том, что качество
постановки диагноза определяется не
только качеством диагностической
методики, но и профессиональными
знаниями, способностями и навыками
психодиагноста: умение интерпретировать,
расшифровывать иероглифы – основное
условие для того, чтобы перед исследователем
открылась осмысленная картина личности
и поведения ребенка.

Выготский
неоднократно отмечал, что тщательное
обследование должно вестись специалистом,
осведомленным в вопросах психопатологии,
дефектологии и лечебной педагогики. Он
подчеркивал, что конечной целевой
установкой педологического изучения
ребенка должно быть педологическое или
лечебно-педагогическое назначение –
т.е. вся система коррекционных
индивидуально-педагогических мероприятий
как важнейшая практическая часть
исследования одна только и может доказать
его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы
более глубоко и тонко определить причины
того или иного психологического явления,
психолог должен уметь сочетать данные
наблюдения и свои собственные впечатления
с заключениями, полученными в результате
применения тестовых и других объективных
методик. При этом ему следует творчески
истолковывать симптомы. Начало научного
знания — в точном наблюдении, тщательном
и творческом мышлении а не в накоплении
только лабораторных данных, подчеркивает
позднее К. Роджерс.

Единственно
научный путь построения психологического
диагноза – квалификация данного этапа
развития ребенка в контексте этапов и
закономерностей всего психологического
онтогенеза, исследование механизмов
формирования установленных трудностей.
Никоим образом в центре психологического
диагноза не должны оказываться негативные
или болезненные проявления, он всегда
должен иметь в виду сложную структуру
личности. В плане изучения конкретного
случая это означает применение
двустороннего анализа: с одной стороны,
«расчленение психологических функций»
с выяснением их качественного своеобразия;
с другой – установление структурных и
функциональных связей между развитием
отдельных сторон личности.

Сложность
структуры отклоняющегося развития
ребенка любого варианта дизонтогенеза,
определяемая взаимообусловленным
сочетанием органических и психофизических
факторов с приобретенными вторичными
отклонениями, обусловливает необходимость
комплексного, мультимодального подхода
и к изучению его развития, и к постановке
диагноза.

Клинический
(нозологический) диагноз требует
констатации, описания и сведения к той
или иной диагностической формуле
выявляемых у ребенка симптомов, которые
структурируются в определенном синдроме.
Клинический диагноз основной практической
целью ставит оказание врачебной помощи
в виде определенных медикаментозно-терапевтических
схем. Задача комплексной
психолого-педагогической коррекции
выявляемых у ребенка дефицитов и
искажений развития определяет роль
клинического диагноза как первичного,
ориентировочного, приблизительного
знания, если, конечно, он не рассматривается
лишь как средство селекции (И.А.
Коробейников).

Оказание
необходимой ребенку с отклонениями или
нарушениями развития помощи во многом
выходит за границы чисто врачебной
компетенции, поэтому в клинической
психологии и психиатрии вводится понятие
функционального диагноза. Согласно
В.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных
особенностей заболевания, болезненных
изменений и сохранных свойств личности,
реакции личности на болезнь, преморбидного
(доболезненного) состояния социальной
адаптации и ее возможностей в условиях
болезни. Специалистами практически
единодушно подчеркивается неразрывная
связь функционального и клинического
диагнозов, отражающая единство
биологического и социального в
диагностике.

Если
диагноз понимается как прежде всего
основа оказания реальной помощи ребенку,
то говорят о динамическом соотношении
нозологического и функционального
диагноза, определяемого, с одной стороны,
спецификой и выраженностью психических
расстройств (клиническая составляющая),
с другой – характером и индивидуальным
содержанием проблем психического
развития и социальной адаптации ребенка
(социально-психологическая составляющая).
В случаях, квалифицируемых как резидуальные
состояния, например психическое
недоразвитие, функциональный диагноз
является ведущим, так как только на его
основе возможна своевременная и
полноценная коррекция нарушений развития
ребенка.

Отношение
специалистов к понятию «психологический
диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы
считают, что прямое использование его
в психологической практике не совсем
корректно, так как за ним стоит определенный
клинический контекст, стереотип
восприятия, а как бы квалифицированно
ни было проведено исследование психологом,
до уровня врачебного диагноза его
результаты не поднимаются. Аналогичная
ситуация имеет место в логопедии:
учитель-логопед также занимается
диагностикой, формулируя «речевое
заключение», но не ставит «диагноза».

В
то же время имеющиеся определения
понятия «психологический диагноз» не
дифференцируют его достаточно четко
от «психологического заключения», что
видно из следующего определения:
психологический диагноз – это формулировка
заключения об основных характеристиках
изучавшихся компонентов психического
развития или формирования личности.

Психологический
диагноз является основной целью и
конечным результатом психодиагностики.
Психодиагностика отклоняющегося
развития направлена на описание и
выяснение сущности индивидуально-психологических
особенностей личности с целями:

  • оценки
    их актуального состояния,

  • прогноза
    дальнейшего развития,

  • разработки
    рекомендаций, определяемых задачами
    обследования.

Таким
образом, предметом психологического
диагноза является установление
индивидуально-психологических различий
как в норме, так и патологии. Важнейший
элемент диагноза – необходимость
выяснения в каждом случае того, почему
данные проявления обнаруживаются в
поведении обследуемого, каковы их
причины и следствия.

В
целом психологический диагноз может
быть определен как отнесение состояния
ребенка к устойчивой совокупности
психологических переменных, обусловливающих
определенные параметры его деятельности
или состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический
диагноз может устанавливаться на разных
уровнях.

  1. Симптоматический
    или эмпирический диагноз ограничивается
    констатацией особенностей или симптомов,
    на основании которых непосредственно
    строятся практические выводы. Такой
    диагноз не является собственно научным
    (и профессиональным), поскольку, как
    было сказано выше, установление симптомов
    никогда автоматически не приводит к
    диагнозу.

  2. Этиологический
    диагноз учитывает не только наличие
    определенных характеристик и симптомов,
    но и причины их появления.

  3. Типологический
    диагноз (высший уровень) состоит в
    определении места и значения выявленных
    характеристик в целостной, динамической
    картине личности, в общей картине
    психической жизни клиента. Диагноз не
    просто ставится по результатам
    обследования, но обязательно предполагает
    соотнесение полученных данных с тем,
    как выявленные особенности проявляются
    в так называемых жизненных ситуациях.
    Большое значение имеет возрастной
    анализ полученных данных с учетом зоны
    ближайшего развития ребенка.

Недопустимо
употребление в психологическом диагнозе
медицинских (нозологических) понятий,
таких как «ЗПР», «психопатия»,
«невротические состояния» и др. Этим
психолог не только нарушает деонтологические
принципы, но и выходит за пределы
содержания своего профессионального
поля.

Как
подчеркивал К. Роджерс, необходимо
понимать, что получаемые психологические
данные отличаются и должны отличаться
определенной, допустимой степенью
неточности. Выводы всегда относительны,
поскольку делаются на основании
экспериментов или наблюдений, проведенных
по одной или нескольким из возможных
методик и с использованием одного из
возможных способов интерпретации
данных.

В.И.
Лубовский замечает, что при квалификации
отклонения в развитии ребенка лучше
недооценить, чем переоценить степень
тяжести нарушения.

Значительные
трудности в постановке диагноза могут
быть связаны с недостаточно четким
представлением психолога о границах
своей профессиональной компетенции.
Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают
сомнения в характере выявленных
нарушений, психолог не пытался сам
поставить диагноз, а рекомендовал
родителям обратиться к соответствующим
специалистам. То же относится и к проблеме
социальных факторов, обусловивших ту
или иную психологическую характеристику
ребенка (например, в случаях наркотической
зависимости). Психологический диагноз
должен ставиться психологом в строгом
соответствии с профессиональной
компетенцией и на том уровне, на котором
может осуществиться конкретная
психолого-педагогическая коррекция
или другая психологическая помощь.

Формулировка
диагноза обязательно должна содержать
и психологический прогноз – предсказание
на основе всех пройденных до сих пор
этапов исследования пути и характера
дальнейшего развития ребенка. Прогноз
должен учитывать: а) условия проведения
с ребенком своевременной необходимой
работы и б) условия отсутствия такой
своевременной работы. Рекомендуется
разбивать прогноз на отдельные периоды
и прибегать к длительным повторным
наблюдениям. Одним из важнейших аспектов
составления прогноза развития является
понимание общей динамики развития
ребенка, представление о его компенсаторных
возможностях.

  1. Депривация
    в раннем возрасте.

Источник