Психологическое сопровождение творческого развития ребенка

Психологическое сопровождение творческого развития ребенка thumbnail

                                                                                             Приложение.

Праздник для детей старшего дошкольного возраста

« В гостях у народных умельцев»

    Утром ребята находят в группе письмо от Петрушки: «Дорогие ребята! Я получил письмо от жителей Цветочного города.  Им нужна наша помощь. Буду ждать вас в вашей сказочной театральной студии. Ваш Петрушка.»

Воспитатель: — Ребята! Какое странное письмо. Надо пойти в гости к Петрушке и узнать, что же случилось в Цветочном городе?!

    После завтрака дети идут в театральную студию. Там их встречает Петрушка (кукла би-бабо):

— Здравствуйте, мои друзья!

  Очень рад вас видеть я!

                       Воспитатель с детьми  здороваются с Петрушкой.

Воспитатель: — Петрушка, поскорее расскажи, что случилось, мы все очень волнуемся!»

Петрушка (достает письмо и читает):  —  «Дорогой Петрушка! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха-неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невеселыми, а  все жители Цветочного города совсем грустными.

    Милый Петрушка, помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городецкая», «Хохломская», а может есть и другие названия. Напиши нам.  Твои друзья из Цвеиточного города.»

Петрушка (обращается к детям): —  Ребята! Помогите мне, пожалуйста, расскажите, какие цветы должны быть на Хохломской улице, а какие на Городецкой?

Воспитатель: — Не волнуйся, Петрушка, мы не только расскажем и покажем цветы, но и сами нарисуем их, а ты отправишь эти рисунки жителям Цветочного города.

   Воспитатель предлагает детям пройти в изостудию, рассмотреть выставленные здесь изделия народного декоративно-прикладного искусства, а затем вспомнить и рассказать, что они знают о каждом, из представленных на выставке,  видов художественной росписи.

   Затем объединяет рассказы детей своим заключением с одновременным просмотром  компьютерной презентации каждого вида художественной росписи.

Воспитатель: — Да, в Городецкой росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие –синие, зеленые, красные и желтые. Обязательно делают оживку – оживляют рисунок.

   А вот – золотая хохлома. Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на черном фоне – эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на желтом и черном фоне.

   Глядя на Гжельскую посуду даже глаза разбегаются – как она хорошо. Всего две краски – голубая и белая, а какая чудесная получается посуда!

    Воспитатель предлагает всем желающим детям подняться в художественную мастерскую и выполнить рисунки для жителей Цветочного города.

       Дети переходят из театральной студии в музыкальный зал, который представляет собой «Художественную мастерскую». Трудятся в ней «народные умельцы» — ребята, посещающие изостудию, расписывают посуду, украшают глиняные дымковские игрушки.

      Ребят встречают четыре девочки, олицетворяющие Гжельскую, Хохломскую, Городецкую и Дымковскую роспись.

Девочка- Гжель: — День добрый, гости дорогие! Милости просим к нам в гости! Будем петь мы здесь, плясать, гостей добрых потешать и помогать вам рисовать!

Девочка-Хохлома:  — Приглашаем вас в путешествие по старинным русским городам – Семеново, Гжель, Городец и в знаменитую деревню Дымково.

Девочка-Дымка: —  Приглашаем вас послушать, о мастерстве простых людей, знаменитых на весь мир своими художественными промыслами.

   Вместе говорят: «В добрый путь!», кланяются русским поклоном и садятся к детям.   В центре остается девочка-Городец, которая начинает свой рассказ.

Девочка-Городец: — Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. В Городце рисовали прялки знаменитые на всю Россию.  О труде пряхи народ создавал песни, слагал стихи, сочинял танцы.

                                      Сейчас подружек позову,

                                      Хоровод свой заведу….

              Девочки  исполняют хоровод « Позолоченная  прялица »

( После танца, по желанию, девочки садятся за столы и начинают расписывать городецкой росписью подготовленные кухонные дощечки.)

   В это время в центр выходит девочка – Хохлома, в руках  она держит хохломской ковш и бочонок.

   Девочка-Хохлома:  — А мои изделия из знаменитого города Семеново.

                                         Бочонок солнечный весьма,

                                         На нем цветы и земляника –

                                         Семеновская Хохлома

                                         Вся золотиста-краснолика!

                                         Придет студеная зима,

                                         И снег закрутит буйный ветер,

                                         Но солнечная Хохлома

Читайте также:  Влияние гормонов на развитие ребенка

                                         Всегда напомнит нам о лете.

    Затем она садится за столик и расписывает подготовленные бумажные затонированные силуэты посуды. К ней присоединяются все желающие ребята.

              Исполняется танец с хохломскими ложками 

под мелодию русской народной песни «Коробейники» (костюмы детей расписаны хохломской росписью).

             В конце танца в зал входит Коробейник.

Коробейник: —  Как вы весело плясали,

                           А меня вы здесь не ждали?

Воспитатель: — Здравствуй, милый человек! Проходи, покажи свой товар!

    В это время выбегают скоморохи, подбегают к коробейнику и разбрасывают из его короба все цветные платочки.

Коробейник: —  Ой, горе-то, беда!

                           Ну-ка, молодцы, сюда!

                           Кто быстрей все соберет –

                           Счастлив будет целый год!

                  Игра с платочками  (повторяется 2-3 раза).

Коробейник: —  Ишь, какие сорванцы,

                           Скоморохи-удальцы!

         Выходит девочка-Гжель и обращается к Коробейнику: «Ах, Коробейник, не обижайся на них!  У скоморохов только шутки н6а уме. Лучше пройдем рядком, потолкуем ладком…»

Коробейник: — Хорошо, я похожу, да на всех здесь погляжу… (ходит между столиками, за которыми рисуют ребята. Рассматривает их работы).

Коробейник (восклицает): — Ой, смотрите

                                                 Здесь рисуют девицы

                                                  Белые картинки

                                                  Голубой узор на них

                                                  Словно паутинка.

                   Исполняется танец гжельских красавиц.

   После танца в центр выходит девочка-Дымка.

Девочка-Дымка: — А я живу в сказочной, волшебной стране необычных игрушек. Чтобы к нам попасть, надо сказать волшебные слова, а для этого вы сами должны  догадаться, куда нам надо отправиться.

   Воспитатель предлагает детям встать и сказать волшебные слова:

                                       — Раз, два, три, четыре, пять –

                                          Нам бы в Дымково попасть.

   Кружатся вокруг себя и садятся. Раздается музыка, в зал входят дымковские игрушки.

 Дымковские игрушки:  — Вы без нас тут не скучали?

                                            Где здесь грусть и где печали?

Дети: — Мы печаль всю вымели, вымели,

              За окошко кинули, кинули!

Девочка-дымка (проходя между игрушками): — Чем знаменито Дымково?

                                                                                   Игрушкою своей!

                                                                                   В ней нету цвета дымного,

                                                                                   Что серости серей.

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Дымковские игрушки: — Подошел веселый час-

                                             Танцы русские у нас!

                   Исполняется танец дымковских игрушек.

 Воспитатель: —  Сколько удивительных гостей пришло к нам на праздник, а  как же наши художники? Не забыли они про Петрушку и его просьбу, нарисовали самые разные  сказочные узоры.

     Показывает 3-4 работы, затем приглашает всех ребят посмотреть работы детей-«художников».

Воспитатель: —  Встаньте, дети, тихо-тихо,

                             В детский сад к нам труд пришел,

Читайте также:  Чем наполнить мешочки для развития тактильного ощущения у ребенка

                             В удивительном наряде

                             Разноцветном, расписном

                             К нам пришло волшебство…

                             Не спугнуть бы нам его.

— Я думаю, что всем жителям Цветочного города очень понравятся эти сказочные узоры, чудесные цветы и на улицах Цветочного города опять воцарит  Красота!  Сейчас мы пойдем в группу и отправим вместе с Петрушкой письмо с рисунками для жителей Цветочного города. Давайте попрощаемся с нашими народными умельцами, с теми, чьи руки подарили нам такую красоту.

                              Наш праздник веселый удался на славу!

                              Я думаю, всем он пришелся по нраву.

                              Прощайте, прощайте – все счастливы будьте!

                              Здоровы, красивы и нас  не забудьте!

Источник

Проблема творчества на современном этапе

развития общества является актуальной, так как

глубокие преобразования в социальной,

политической, социокультурной сферах

жизнедеятельности нашего общества порождают

необходимость воспитания творческой личности,

духовно и интеллектуально развитой. Престиж

творчества как феномена человеческой

деятельности в европейской культуре весьма

велик. Нужно отметить, что само понятие

“творчество” по данным контекст-анализа, входит

в десятку наиболее употребительных в социологии,

философии, психологии, педагогике и других

науках о человеке.

Развитие творчества в дошкольном детстве

ученые связывают с развитием личности в целом,

подчеркивая его субъективный характер

(Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, В.А.Петровский,

Н.А.Ветлугина, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

Известно, что личность ребенка формируется в

дошкольном возрасте, когда он становится

субъектом созидательной деятельности. Этот

фактор связывается, прежде всего, с интенсивным

развитием в этот период воображения, как основы

творчества, стремлением к создании нового.

Как отмечает В.А.Петровский, в процессе

творчества преодолевается боязнь детей

ошибиться, сделать не так, как надо, что

существенно способствует развитию смелости и

свободы детского восприятия и мышления. Все это

развивать фундаментальную потребность быть

активным субъектом жизни, познавать и

преобразовывать мир (4).

Рассматривая сущность детского творчества,

В.Т.Кудрявцев считает, что в нем проявляется не

объективная, а субъективная новизна конечного

результата. “Открытие для себя”, по его мнению,

не столько создание нового предмета, сколько

изменение в самом ребенке, возникновение у него

новых способов деятельности, знаний и умений.

“Открытие для себя” – это во многом “Открытие

себя”, хотя довольно часто не осознаваемое самим

“открывателем” (3).

Как отмечает Н.Вересов “стало возможным

говорить не просто о развитии ребенка в обучении,

а о творческом развитии. От овладения

обобщенными способами деятельности – к

самостоятельному (творческому) применению их в

конкретной области действительности для решения

конкретных задач” (1).

Исходя из краткого обзора теоретических

взглядов на интересующую нас проблему,

попытаемся рассмотреть их воплощение в

практической деятельности детского сада.

Рассмотрим это на примере проведения праздников

и развлечений.

Без праздников немыслима жизнь малыша. И для

того, чтобы каждый из них оставил в душе ребенка

добрый след, воспоминание, которые непременно

будут востребованы в дальнейшем, необходимо

сделать так, чтобы детям в нем не отводилась роль

послушных исполнителей. Настоящий

познавательный, эмоциональный праздник возможен

только при творчестве всех и каждого (5).

Именно таким был, придуманный педагогами

нашего детского сада, театрализованный праздник

“В гостях у народных умельцев”. Дети,

занимающиеся в художественной студии детского

сада, выступили в образе народных умельцев. В

гости к ним, всех желающих детей из старшей и

подготовительной групп, пригласил Петрушка.

Сначала Петрушка, встретившись с ребятами в

театральной студии, сообщил детям, что у его

друзей, жителей Цветочного города, случилась

большая беда: злая Помеха-Неумеха перемешала все

краски в Цветочном городе. Дети обещают Петрушке

найти их, разместить в нужном порядке, а также

нарисовать украшения для улиц Цветочного города,

которые имеют такие красивые названия:

“Городецкая”, “Хохломская”, “Дымковская”.

Затем каждый вид народного промысла

раскрывался в различных видах искусства – в

стихах, музыке, танцах, изобразительной

деятельности. Все это создавало эмоциональные

представления о его специфике, средствах

выразительности, видах декоративной росписи.

Сценарий праздника предусматривал активные и

самостоятельные творческие действия, основанные

на эмоциональном состоянии детей, в его

различных эпизодах и фрагментах.

Следует отметить, что период “заряжения”

эмоциональной атмосферой праздника является

предварительным и по сути своей пассивным.

Активная роль в создании атмосферы (а вместе с

ней и определенного эмоционального состояния)

здесь принадлежит взрослому: ребенок еще не

научился сам создавать нужную эмоциональную

атмосферу. Для этого ему не хватает опыта,

значение которого для развития творческой

деятельности ребенка подчеркивал Л.С.Выготский,

который писал, что творческая деятельность

воображения находится на прямой зависимости от

богатства и разнообразия прежнего опыта.

Последнее рождает особую эмоциональную

атмосферу, благотворно действующую психику

ребенка, поскольку в творчестве всегда есть

желание заразить своим чувством другого

человека (2).

Функция педагога заключалась в создании

ситуации, в которой разворачивается творческая

деятельность, в поддержании живого общения между

всеми присутствующими на празднике,

развертывании сюжета праздника.

Раскроем это на примере представления

хохломского промысла:

— восприятие произведений искусства хохломской

росписи;

— чтение стихов об этом промысле;

— танец с хохломскими ложками;

— самостоятельная творческая деятельность

детей, как посещающими изостудию ДОУ, так и всех

желающих – использование элементов хохломской

росписи при раскрашивании бумажных силуэтов

посуды.

Эмоциональная атмосфера распространяясь по

Читайте также:  Организация мероприятий по укреплению здоровью ребенка и его физического развития

типу “заряжения эмоциями”, явилась основным

механизмом регуляции эмоциональных состояний и

процессов творческого общения.

Преобладающей позицией ребенка в ходе

выполнения этого задания была позиция

созидателя, творца, т.к. используемые

побудительные факторы (сказочный мотив, свобода

выбора, проблемная ситуация) способствовали

созданию определенной эмоциональной атмосферы,

творческому поиску. Возникшие переживания

выступили источником творческой активности.

Нами было отмечено, что на празднике дети

активно воображали, фантазировали,

комбинировали некоторые образы, освоенные ранее.

Это позволило нашим ребятам полученные

впечатления перевести в иной пласт их

жизнедеятельности, что явилось стимулирующим

фактором в передаче своих чувств, фантазии.

Так, дети приобщались к миру искусства,

познавали его ценности, средства

выразительности, а все это, в свою очередь,

способствовало личностному творческому

развитию детей, их интересов, потребностей,

психических процессов, нравственных качеств.

Приложение 1

Литература

  1. Вересов Н.Н. Культура и творчество как

    психологические идеи. // Вопросы психологии. 1992. №

    1“.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в

    детском творчестве. Психологический очерк. М.:

    Просвещение, 1991.

  3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное

    образование: опыт, проблемы и стратегия развития.

    // Дошкольное воспитание, 1998.  №10.

  4. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы

    ведущей деятельности. // Вопросы психологии, 1987,

    №1.

  5. Компанцева Л.В, Падашуль Н.В., Комолова Е.И. Поиск.

    Инициатива. Творчество.  Шахты, 1996.

Источник

Наталья Болховитина
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка художественно-одаренных детей в условиях ДОУ

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, становление личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.).

Для нормального развития детям дошкольного возраста необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в них самой природой, они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческую индивидуальность отличает продуктивное воображение, выступающее в качестве психологической основы реализации творческого процесса в любой области деятельности, особенно изобразительной. Художественно-одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: повышенная концентрация внимания, отличная память, характерные свойства мышления: беглость (способность в короткий временной период продуцировать множество идей, гибкость (способность применять различные подходы и стратегии, оригинальность (способность подробно генерировать уникальные идеи и решения, детальность (разрабатывать концепции и сюжеты) и упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Таким образом, возникает вопрос о сопровождении и диагностики данной категории детей, как отличить творческие способности и задатки от детской одаренности? Именно поэтому при воспитании и обучении художественно-одаренных детей в детском саду активное участие принимают специалисты — педагоги-психологи, разбирающиеся в специфике их развития и трудностях становления личности.

Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка – личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствовании личности. Психологическое сопровождение художественно-одаренных детей в нашем детском саду учитывает возрастные и индивидуальные особенности психофизиологического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий и с семьей воспитанников. Через мастер – классы, интегрированные занятия и семинары, проводимые на базе ДОУ, позволяют стимулировать родителей, вдохновлять их на содержательное взаимодействие и на новые методы и формы общения с ребенком. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования в совместной деятельности. Эффект таких мероприятий заключается в том, что они создают психотерапевтическое воздействие и настраивают на позитивный жизненный тонус родителей.

Диагностическое обследование одаренных детей помогает своевременно педагогу – психологу оказать поддержку ребенку и профессиональную помощь педагогу в сопровождении данной категории детей через памятки, рекомендации и консультативно-просветительскую деятельность. Используются следующие методики для работы с детьми: «Закончи предложение», «Дорисуй рисунок», тесты Торренса на развитие и определения креативности (адаптированный для детей дошкольного возраста) и т. д. На развивающих занятиях психолог создает атмосферу, в которой ребенок смог бы свободно выражать свои чувства и эмоции различными способами в творческой деятельности, повышая творческий потенциал ребенка в ситуации успеха.

Что касается педагогического блока, то для развития творческих способностей детей используются программы, разработанные ведущими специалистами по изобразительному искусству: Доронова, Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование» и др. С целью расширения кругозора детей педагоги демонстрируют во время непосредственно — образовательной деятельности, на экскрусиях в художественном музее репродукции и цветные иллюстрации к произведениям живописи, предметы народно-декоративного искусства и т. д. По рекомендациям автора примерной основной общеобразовательной программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, в детском саду создана мини-галерея живописи, где размещаются не только работы самих детей, но и работы педагогов, а также репродукции картин некоторых известных художников.

Педагог-психолог и воспитатель, работая в тесном сотрудничестве, помогают более осознанному восприятию предлагаемых ребенку знаний, способствуют процессу интериоризации (переведению полученных знаний, умений во внутренний план). Также узкий специалист способствует профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме с художественно-одаренными детьми с учетом ФГТ к основной общеобразовательной программе и дополнительных программ для данной категории детей через различные формы взаимодействия.

Таким образом, создана комплексная система работы с художественно- одаренными детьми, которая включает в себя психолого-педагогическое сопровождение, создание предметно-развивающей среды, использование интересных методов и форм работы, организацию тесного сотрудничества и взаимодействия с семьей – все это позволяет каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал.

Источник