Психологическое сопровождение ребенка с нарушениями в развития
Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер
В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:
Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)
В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.
На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:
- Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
- Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
- Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
- Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
- Логопед (речевое развитие ребенка);
- Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
- Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).
На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.
1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:
— уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;
— степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.
Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.
2) Тест «Рисунок семьи» выявляет особенности внутрисемейных отношений.
Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод «от простого к сложному», тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).
Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.
Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).
В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба «Новые возможности» ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку «Репка» детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.
В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная — в 37%, отсутствия динамики в 10%.
На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.
Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.
Источник
Психологическая
служба детям с нарушениями в развитии
не должна ограничиваться только
консультированием и психокоррекционными
занятиями.
Эффективность
психологической поддержки в значительной
степени зависит от воздействия
социально-психологической среды,
окружающей ребенка или подростка с
проблемами в развитии.
Это
воздействие успешно достигается с
помощью психологического сопровождения,
которое интенсивно внедряется в систему
психологической службы в последнее
десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова,
1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников,
1998 и др.).
В
словаре русского языка «сопровождать»
означает — «идти, ехать вместе с кемлибо
в качестве спутника или провожатого».
В
дословном переводе сопровождение
означает содействие. М. Р. Битянова,
анализируя специфику сопровождения в
работе школьного психолога, рассматривает
сопровождение как систему профессиональной
деятельности психолога, создающей
социально-психологические условия для
успешности обучения ребенка в ситуации
школьного взаимодействия. Сопровождение
автор рассматривает как метод и идеологию
работы школьного психолога. Цель
сопровождения, по мнению автора,— это
создание «в рамках объективно данной
ребенку среды условий для максимального
в данной ситуации личностного развития
и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное
направленное воздействие психолога на
социальные условия, в которых живет
ребенок.
Рассмотренные
автором задачи сопровождения здоровых
школьников, несомненно, имеют важное
практическое значение, однако
содержательная направленность и задачи
психологического сопровождения детей
с нарушениями в развитии существенно
отличаются от задач психологического
сопровождения здорового ребенка.
Мы
считаем, что психологическое сопровождение
детей с нарушениями в развитии — это
деятельность психолога, направленная
на созидание комплексной системы
клинико-психологических,
психологопедагогических и
психотерапевтических условий,
способствующих успешной адаптации,
реабилитации и личностному росту детей
в социуме (школа, семья, медицинское
учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Под
сопровождением подразумевается
динамический процесс, целостная
деятельность психолога, куда включены
пять
взаимосвязанных компонентов:
§
систематическое отслеживание
клинико-психологического и
Психолого-педагогического статуса
ребенка в динамике его психического
развития;
§
создание социально-психологических
условий для эффективного психического
развития детей в социуме;
§
систематическая психологическая помощь
детям с нарушениями в развитии в виде
консультирования, психокоррекции,
психологической поддержки;
§
систематическая психологическая помощь
родителям и родственникам детей и
подростков с проблемами в развитии;
§
организация жизнедеятельности ребенка
в социуме с учетом их психических и
физических возможностей.
Отслеживание
психологического статуса ребенка
является достаточно трудоемким процессом,
требующим тесного взаимодействия всех
специалистов, участвующих в жизнедеятельности
ребенка (психолога, педагога-дефектолога,
врача-психиатра или врача-невропатолога).
Следует выделить основные этапы процесса
психологического сопровождения.
Подготовительный
этап включает в себя следующие задачи:
1)
Установление контакта со всеми участниками
сопровождения ребенка.
2)
Определение объема работы и
последовательности процесса сопровождения.
3)
Подготовка необходимой документации.
4)
Составление графика работы.
Психолог,
устанавливая контакт со специалистами,
обязательно должен объяснить цели
психологического сопровождения ребенка.
Во
время ориентировогного этапа:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социальнопсихологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).
В словаре русского языка «сопровождать» означает — «идти, ехать вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого».
В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога. Цель сопровождения, по мнению автора,— это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.
Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.
Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:
§ систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
§ создание социальнопсихологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
§ систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
§ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;
§ организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагогадефектолога, врачапсихиатра или врачаневропатолога). Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.
3) Подготовка необходимой документации.
4) Составление графика работы.
Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.
Во время ориентировогного этапа:
§ 1 устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;
§ 2 устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;
§ 3 происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
§ 4 совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.
На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
3. Просвещение и консультирование педагогов, педагоговдефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.
На заклюгительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога.
Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.
Источник
https://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-64.shtml
Мамайчук И.И.
Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
Трудности
психологической реабилитации и адаптации
детей с нарушениями в психическом
развитии в значительной степени
обусловлены сложной структурой и
степенью тяжести их дефекта, что
проявляется в своеобразных особенностях
их умственного и эмоционально-волевого
развития. Поэтому своевременная
Психолого-педагогическая помощь им
является одним из важнейших звеньев
системы их реабилитации.
В
настоящее время вопросы психологической
помощи детям и подросткам с нарушением
в развитии освещены далеко недостаточно.
На практике различные психотехнические
приемы нередко используются психологами
и педагогами без учета формы заболевания,
уровня развития интеллектуальных
процессов и особенностей эмоционально
волевой сферы ребенка.
Отсутствие
четко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей, неадекватный
подбор психотехнических приемов
отрицательно сказывается на психическом
развитии ребенка, а также создает
существенные трудности в работе педагогов
и родителей.
Многолетний
опыт нашей работы показывает, что
правильно подобранные методы
психологической помощи с учетом
индивидуально психологических
особенностей детей и подростков с
проблемами в развитии оказывают
положительное влияние на динамику их
умственного и личностного развития.
Мы
рассматриваем психологическую помощь
детям и подросткам с нарушениями в
развитии как сложную систему
психологореабилитационных воздействий,
направленных на повышение социальной
активности, развитие самостоятельности,
укрепление социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии,
формирование системы ценностных
установок и ориентации, развитие
интеллектуальных процессов, которые
соответствуют психическим и физическим
возможностям ребенка.
Важное
значение имеет решение частных задач:
устранение вторичных личностных реакций
на имеющийся психический или физический
дефект, неадекватный стиль семейного
воспитания, госпитализм и др.
Существующие
сегодня в мировой практике виды
психологической помощи детям и подросткам
чрезвычайно разнообразны. Они различаются
по характеру решаемых задач специалистами,
работающими с детьми и подростками:
педагогов, дефектологов, социальных
работников, врачей и др. Эти различия
формируют ту или иную модель психологической
помощи. Каждая из таких моделей опирается
на собственную теоретическую базу и
предопределяет используемые методы
работы.
По
своему характеру психологическая помощь
может состоять:
1)
в рекомендациях, связанных с дальнейшим
обучением и воспитанием ребенка.
Например, таких как направление в
специальные или вспомогательные школы,
специальные детские сады, направление
на дополнительные консультации у
психоневролога, логопеда, психолога
консультанта другого профиля и т. д.;
2)
в рекомендации методов воспитания,
обучения; в) рекомендации по профессиональной
ориентации подростков; г) в определении
готовности ребенка к школьному обучению
и выявлении причин трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических
и психокоррекционных воздействий.
Все
указанные виды помощи являются
психологическими в том смысле, что они
нацелены на проблемы, вызванные
психологическими причинами, и основаны
на психологическом воздействии. Так,
например, помощь в устройстве умственно
отсталого ребенка во вспомогательную
школу, казалось бы. не содержит в себе
ничего психологического, а относится,
скорее, к сфере медицины и специальной
педагогики. Однако это не так:
§
во-первых, как правило, объектом помощи
оказывается прежде всего родитель,
который может остро переживать отставание
в умственном развитии своего ребенка
или не замечать его и сопротивляться
переводу ребенка во вспомогательную
школу;
§
во-вторых, определение степени и причин
умственной отсталости основано на
психологических знаниях развития
ребенка и требует психологических
методов диагностики аномалий развития.
Психологическую
по своему характеру помощь далеко не
всегда оказывают сами психологи. Среди
специалистов, деятельность которых
связана с определением такой помощи,
могут быть врачи-психиатры, психотерапевты,
психоневрологи, педагоги, социальные
работники.
В
связи с этим авторы выделяют несколько
моделей психологической помощи детям
и подросткам с нарушениями в развитии
(Сб. Семья в психологической консультации.
М., 1989).
Педагогическая
модель включает в себя оказание помощи
родителям в воспитании детей.
Педагог-консультант анализирует вместе
с родителями сложившуюся ситуацию и
вырабатывает программу мер, направленных
на ее изменение.
Диагностическая
модель. Как правило, объектом диагностики
оказываются дети или подростки с
отставанием в развитии, с трудностями
в учебе, с отклонениями в поведении.
Причем сам процесс диагностики является
комплексным и предполагает участие
группы специалистов для осуществления
медицинской, педагогической или
психологической диагностики.
Диагностическая модель широко используется
в медико-психолого-едагогических
комиссиях, где рассматривается вопрос
о дальнейшем обучении ребенка.
Социальная
модель помощи чаще используется в
семейной консультации. Такого рода
помощью может быть, например, знакомство
родителей детей с проблемами в развитии
друг с другом с целью общения, знакомство
родителей с имеющимися в городе
социальными службами, например
родительские ассоциации, семейный клубы
и др.
Медицинская
модель помощи предполагает усилия
специалистов, направленные на лечение,
реабилитацию детей с проблемами в
развитии, а также на психическую адаптацию
здоровых членов семьи к особенностям
больного ребенка.
И,
наконец, психологическая модель помощи,
опираясь на закономерности психического
развития ребенка и подростка, предполагает
анализ особенностей формирования
познавательных процессов и личности
ребенка или подростка с проблемами в
развитии и разработку адекватных методов
психологического воздействия, т. е.
оказание всесторонней психологической
помощи.
Система
психологической помощи детям и подросткам
с проблемами в развитии состоит из
следующих составляющих:
Психологическая | Психодиагностика | Психопрогностика |
Психологическое | ||
Психокоррекция | ||
Психологическая |
Блоки
этой системы взаимосвязаны, но каждый
из них имеет свою специфику и содержательную
направленность.
Психологическая
помощь детям и подросткам с проблемами
в развитии существенно отличается от
помощи здоровым детям и взрослым как
по целевой направленности, так и по
организации и динамике процесса.
В
процессе психологической помощи детям
с проблемами в развитии необходимо
учитывать сложную структуру, специфичность
их развития, характер сочетания в картине
их состояния биологических и социальных
факторов развития, особенности социальной
ситуации развития, степень выраженности
изменений личности в связи с заболеванием,
особенности межличностного общения в
семье и в социуме.
Психологическую
помощь можно рассматривать двупланово:
в широком и узком смысле этого понятия.
В
широком смысле психологическая помощь
является системой психологических
воздействий, нацеленных на исправление
имеющихся у детей недостатков в развитии
психических функций и личностных
свойств.
В
узком смысле психологическая помощь —
это один из способов психологического
воздействия, направленный на гармонизацию
развития личности ребенка, его социальной
активности, адаптации, формирование
адекватных межличностных отношений.
Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами
в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу
психологической помощи.
Разработка
принципов как основополагающих отправных
идей незаменима в теории и практике
психологической помощи.
Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к
ребенку с проблемами в развитии. В
процессе психологической помощи не
учитывается какая-то отдельная функция
или изолированное психическое явление,
например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными
особенностями. Основоположник
клиентцентрированной терапии известный
американский психотерапевт К. Роджерс
выделил три основных направления этого
принципа:
каждая
личность обладает безусловной ценностью
и заслуживает уважения как таковая;
2)
каждая личность в состоянии быть
ответственной за себя;
3)
каждая личность имеет право выбирать
ценности и цели, принимать самостоятельные
решения.
Психолог
должен принимать любого ребенка и его
родителей как уникальных, автономных
индивидов, за которыми признается и
уважается право свободного выбора,
самоопределения, право жить собственной
жизнью.
Второй
принцип — это каузальный принцип.
Психологическая помощь детям с нарушениями
в развитии должна быть больше
сконцентрирована не на внешних проявлениях
отклонений в развитии, а на действительных
источниках, порождающих эти отклонения.
Реализация этого принципа способствует
устранению причин и источников отклонений
в психическом развитии больного ребенка.
Сложная иерархия отношений между
симптомами и их причинами, структура
дефекта определит задачи и цели
психологической помощи.
Третий
принцип — это принцип комплексности.
Психологическую помощь можно рассматривать
только в комплексе клинико-психолого-педагогических
воздействий. Ее эффективность в
значительной степени зависит от учета
клинических и педагогических факторов
в развитии ребенка. Например, психолог
должен владеть полной информацией о
причинах и специфике его заболевания,
предстоящей тактике лечения, сроках
госпитализации, перспективах медицинской
реабилитации. Кроме того, психолог
должен контактировать с медицинским и
педагогическим персоналом стационара,
использовать педагогические характеристики.
Четвертый
принцип — принцип деятельностного
подхода. Психологическая помощь должна
осуществляться с учетом ведущего вида
деятельности ребенка. Если это дошкольник,
то в контексте игровой деятельности,
если школьник,— то в учебной. Кроме
того, необходимо ориентироваться также
на тот вид деятельности, который является
личностно значимым для ребенка и
подростка. Это особенно важно при работе
с детьми и подростками с выраженными
эмоциональными нарушениями. Эффективность
психологической помощи в должной мере
зависит от использования продуктивных
видов деятельности ребенка. Например,
рисования, конструирования и других.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник