Психологическое развитие ребенка во время урока
Вера Кудряшова
Консультация «Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Любытинская средняя школа»
Методическое объединение учителей
на тему: «Психологический комфорт на уроке,
как условие развития личности школьника»
Выполнила:
Кудряшова Вера Павловна,
Педагог-психолог,
Первая квалификационная категория.
«Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».
В. А. Караковский
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В. А. Сухомлинский
Обоснование выбора темы методического объединения учителей:
• Основываясь на тему методического объединения – в школе считают, что из всех показателей оценки образовательного учреждения главным следует считать самочувствие в ней ученика. Образовательное учреждение хорошо, если в нем хорошо каждому ребенку. Ученик – основной объект заботы учителя. Воспитание и обучение без уважения – подавление.
• В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным. Значит, образовательное учреждение должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в образовательном учреждении возможно развитие личности.
• Необходимость внимания к вопросу психологического комфорта на уроках вызвана и рядом наметившихся негативных тенденций в образовательном процессе: падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.
• К негативным явлениям можно отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие между учителями и учащимися, учащимися и учащимися, и постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках, как следствие, их нервные срывы.
Таким образом, появилась проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата образовательное учреждение не может решать поставленные задачи.
Что мы можем сделать, чтобы образовательное учреждение не подавляло, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся?
2 Что такое комфорт?
Комфорт — заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт — условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт — условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит.
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта школьников.
Источниками психологической комфортности являются:
— положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
— доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
неуверенность в себе
повышенная утомляемость
замедленность темпа деятельности
повышенная потребность во внимании
повышенная двигательная активность
трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Одним из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке является создание ситуации успеха. Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшего движения личности.
Критерии психологического комфорта урока:
Отсутствие усталости у детей и учителя
Положительный эмоциональный настрой
Удовлетворение от сделанной работы
Желание продолжать работу
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику. Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты»— и «я»-сообщение.
«Ты» — сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель («Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…»).
«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем («Мне хотелось бы, чтобы
Практическое задание
Выделим основные педагогические ошибки, а также способы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта.
Условно разделим урок на три части: организационную, основную
— Рассмотрим организационную часть урока. Что допустимо, а чего делать не следует? Я предлагаю вам представить варианты. Которые могут мотивировать учащихся, а также создать положительный эмоциональный настрой. (На прошлом уроке вы успешно справились с заданиями, хотя они были трудные, я думаю, что сегодня мы продолжим с вами работу ….)
— Рассмотрим основную часть урока (назовем ее так условно).
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке. Но очень часто на уроках возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например: (предлагаются проблемные ситуации, на которые необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)
Задание 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что Вы будете делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Варианты:
А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой».
Б) Не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
В) «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь, а Саша …. Думаю, у вас всё получится». При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем).
Задание 2. Переформулируйте «ты»-сообщения в «я»-сообщения.
— Ты сегодня опять забыл тетрадь?
— Тебе не надоело весь урок болтать?
(Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»)
Задание 3. Работа с таблицей. «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку.
Так говорить не стоит! А вот так надо!
Ты какой -то неуравновешенный, нервничаешь вечно. Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники списывают на контрольной. Мне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал,- опять никто ничего не понял. Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе как со мной разговаривал. Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали.
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать… Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки. Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.
— Рассмотрим заключительную часть урока.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителем работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самими учащимися. Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А. С. Макаренко: «Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса».
V. Рефлексия.
— Наше занятие мне бы хотелось закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
— Итак, к какому выводу мы приходим? В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:
• Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
• Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
• Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.
• Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В. С. Сухомлинский.)
• Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
• Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
• Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
• Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
• Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
• Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
• Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
• Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
Заповеди учителя
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Воспитывай, опираясь на природу ученика.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
— Предоставь возможную самостоятельность ребенку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими.
— Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
— Помни — твое поведение – пример твоим воспитанникам.
Источник
Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.
Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.
Свойства психологической деятельности:
- Толчок к формированию иных видов деятельности;
- Преобразование личных психических процессов;
- Психологические видоизменения личности ребенка.
Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.
Периоды развития и свойственные им виды деятельности:
- С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).
Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).
Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.
Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.
- С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
которые показывают принцип работы с этим предметом.
Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
- С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
- С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).
Задача родителей в подготовке:
- Памяти;
- Речи;
- Чтения и математике;
- Логического мышления;
- Коммуникабельности;
- Дисциплины и режима дня.
- С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.
Произошедшие изменения:
- Расширение круга авторитетов — учитель;
- Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
- Ученик — объект оценивания;
- Партнерские взаимоотношения.
С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.
Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.
- С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.
Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.
Источник